Воспитание – дело совести. Образование – дело науки. Существует огромное количество ценностей в педагогической деятельности. Одни мы игнорируем, другим следуем, к третьим относимся с предубеждением, к четвертым… Однако реалии современной жизни все более подводят нас к необходимости учитывать все возрастающее значение среды в развитии подрастающего поколения.
Я убеждена, что у выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, то есть выпускник должен быть конкурентоспособным.
Для воспитания подлинно свободного гражданина, конечно же, требуются время и долгая кропотливая работа. Воспитательная система, как показывает практика, разрушается, если входит в противоречие со средой, в которой находится ребенок. Личностный, индивидуальный и любой другой подходы утрачивают свою силу, если не берутся в расчет социокультурный и природный контексты развития школьников. Но никто из нас не любит навязанных действий, чуждых решений, отсутствие выбора. И особенно этого не любят дети. Поэтому везде, где возможно, я предоставляю своим детям право выбора. С одним важным условием: право выбора должно всегда уравновешиваться осознанной ответственностью за свой выбор!
При общении с детьми я стремлюсь избегать безликого изложения и оперирования абстрактными формулами. Стараюсь, чтобы знания, умения и навыки приходили преимущественно в форме деятельности. Учу не только извлекать информацию и классифицировать ее по степени значимости, но и четко представлять, где объективные факты, а где субъективные интерпретации. Считаю необходимым донести понимание, прочувствование жизни. При этом важным для меня является отслеживание настроения моих детей, степени их заинтересованности в происходящем, уровня понимания. И сформулировать проблемную ситуацию, то есть осмыслить, осознать суть противоречия и наметить поиск возможного решения. Проблема может быть поставлена как мной, так и учениками, а может быть определена путем диалога. И тогда наступает самое захватывающее – стихийная активность ученика переходит в осознанную творческую деятельность, позволяющую искать и находить выход из проблемной ситуации, а ведь это и есть переход безликой активности к личностной определенности в деятельности.
Однажды Джейн Поли, ведущая программы новостей одного из телеканалов США, сказала: «Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки». Результат – хорошо организованный труд педагога, хорошо организованный класс, хорошо организованный ученик. И целью моей работы является сплести крепкую сеть, которая будет страховать меня, моих учеников и сейчас, и в будущем.
Оксана МИРОНОВА, учитель английского языка школы №1207
Комментарии