search
main
0

Страдание увечит Литература. Тема урока: “Рассказ В. Пелевина “Жизнь и приключения сарая NXII”

Перед уроком учителя литературы, главы администрации Троицко-Печорского района Республики Коми Виталия ШИРОТОВА я случайно услышала разговор ребят. Девочка, которой предстояло поучиться у финалиста конкурса “Учитель года России-1997”, сказала мальчику: “У нас будет урок по Пелевину”. Мальчик задумчиво отреагировал: “Пелевин? Что-то знакомое…”

Урок начался с того, что все посмотрели на доску. А на доске было написано: “Обруч”, “Колеса велосипедов”, “Равноправная луна”, “Круги памяти”, “Замкнутое пространство”. Еще на доске висел настоящий хула-хуп, вписанный в мелом начерченный домик. На домике значилось – N XII. И была цитата: “А если мне нравится чувствовать себя велосипедом?” Все это свидетельствовало о том, что сейчас речь пойдет о произведении Виктора Пелевина “Жизнь и приключения сарая номер XII”.
Начали с ориентировки в пространстве – нет, пока не рассказа, в пространстве философского контекста. Виталий Валентинович обратил внимание на первую фразу: “Вначале было слово…” Строка из Библии. И последнюю: “Бог с ней”. Обращение к Богу.
Широтов: Что такое Библия?
Ребята: Все.
Широтов: Учебник жизни человека – Библия.
Затем старшеклассники пересказывают содержание “Сарая NXII”. Не столько для того, чтобы вспомнить его, сколько для того, чтобы придумать подзаголовок к названию. Подзаголовок выходит такой – “История души”.
Широтов: Труднее всего рассказать историю души. Пелевин сделал такую попытку.
Дальше учитель ставит задачу – провести параллель с русской классикой. Видит, что пока ребятам это не под силу. Значит, нужен другой подход. Начали анализировать текст. Первые ощущения главного героя, Сарая NXII, – “отсутствие размышлений”. Это похоже на набоковский “рай детства”. Сарай изгнан из этого рая, этого счастья после того, как сталкивается с миром реальности. Мужчина в красных тренировочных штанах красит его…
Широтов: …в какой цвет?
Ребята: Красный…
Широтов: В бордо!
В этот момент филолог снимает пиджак, под которым оказывается… бордовая рубашка. Это переломный момент урока. С этой секунды перед ребятами возникает зрительный образ, в котором сконцентрирован сюжет пелевинского произведения. Учитель – это Сарай NXII. Теперь гораздо легче размышлять, вспоминая переживания героя, который еще вчера вечером был для сургутских старшеклассников неодушевленным деревянным строением.
Искусство учителя литературы – выстроить разговор так, чтобы ребятам стали близки и понятны не только главные герои произведения, не только основные события, факты, но и “силовые линии” рассказа, сверхзадача автора, место писателя в литературном процессе.
Пришли к выводу: Пелевин продолжает русскую литературную традицию. Напрашивается параллель с “Преступлением и наказанием” Ф.М.Достоевского. Только у Достоевского “путь к счастью лежит через страдание”. А у Пелевина: “Страдание увечит”. Почему?
Ученица: Мне кажется, с точки зрения Достоевского, человеку, который еще не познал счастья, трудно о нем судить. И для того чтобы познать это счастье, ему нужно пройти все тяжкие этой судьбы, испытать что-то страшное. А у Пелевина Сарай был первоначально счастлив. И именно поэтому он испытывает эти страдания.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте