search
main
0

Столице нужны умные руки

Московский рынок труда традиционно предоставляет возможность сделать карьеру интеллектуальными, креативными личностными ресурсами, но в последнее время мы видим все больше примеров успешной карьеры, сделанной «умными руками».

По оценкам Департамента труда и занятости населения столицы, дефицит квалифицированных работников на предприятиях Москвы ежегодно достигает 180 тысяч человек. Большая часть – до 80 процентов вакансий – в экономике города приходится на рабочие профессии. В ситуации кадрового голода особую востребованность, а значит, и конкурентоспособность на рынке труда, приобретают те, кто владеет рабочей профессией, специальностью, кто владеет ремеслом: монтажники оборудования, специалисты для сферы ЖКХ, повара, слесари-автомеханики, машинисты электропоездов, газоэлектросварщики, все это профессии, востребованные на рынке труда и потому хорошо оплачиваемые, профессии, которые можно получить в образовательных организациях среднего профессионального образования. Таким образом, эффективная и современная система профессионального образования и обучения в столице становится одним из главных условий воспроизводства квалифицированной рабочей силы для модернизации экономики и социальной сферы города. В настоящее время 79 колледжей и техникумов Департамента образования реализуют программы среднего профессионального образования по 99 специальностям и 122 рабочим профессиям, по которым сегодня обучаются 97,8 тыс. чел., из них по очной бюджетной форме обучения – 91,5 тыс. чел., по программам дополнительного профессионального образования – 45 тыс. чел. взрослого населения.По направлениям обучения контингент обучающихся за счет средств бюджета распределяется так:- техническое и естественно-научное – 62613 чел. (64%);- социально-экономическое и гуманитарное – 33263 чел. (34%);- культура и искусство – 1956 чел. (2%).Прием в колледжи в 2013 году составил 29,1 тыс. чел., из них за счет средств бюджета Москвы – 26,6 чел. Эти цифры свидетельствуют о востребованности образовательных услуг системы СПО у молодежи столицы.Действительно, за последние годы отмечается стабильный рост выпускников школ, которые после окончания школы выбирают колледжи для получения профессионального образования. Согласно опросу родителей в этом году доля родителей старшеклассников и выпускников, которые рекомендовали своим детям обучение в колледжах, составила более 20 процентов, а, например, в 2010 году их количество составило всего 8 процентов.Основная цель реализации принятой стратегии развития системы профессионального образования Москвы, которая зафиксирована в государственной программе развития образования города Москвы на 2012-2016 годы, – сделать систему максимально открытой, доступной и привлекательной для населения, работодателей и бизнес-структур.Для достижения этой цели поставлены и достаточно успешно решаются следующие задачи:- создание единого городского профессионального образовательного пространства, формирование современных учебно-производственных комплексов; – обеспечение качества подготовки кадров, соответствующее международным стандартам; – повышение эффективности и инвестиционной привлекательности профессионального образования через кооперацию с работодателями, поддержку инновационной деятельности и предпринимательства.В качестве основных достижений последних двух лет можно отметить создание на базе существующих учреждений среднего профессионального образования современных образовательных комплексов, позволяющих рассматривать колледж как многоуровневое, многопрофильное учебное заведение, реализующее спектр непрерывных образовательных программ. Помимо программ профессионального образования реализуются программы общего и дополнительного образования, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Перечень предлагаемых программ постоянно расширяется и обновляется. В 2013 учебном году в колледжах были открыты 20 новых специальностей согласно потребностям предприятий города – это «компьютерные системы и комплексы», «программирование в компьютерных системах», «организация и технология защиты информации», «операционная деятельность в логистике», «монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», «наладка компьютерных сетей», «обработка цифровой информации», «садово-парковое и ландшафтное строительство» и другие. Мы видим повышение уровня открытости учреждений среднего профессионального образования. В настоящее время происходит интеграция колледжей и предприятий города Москвы, это касается и организации набора студентов, и разработки требований к образовательным программам, и повышения качества производственной практики и трудоустройства. Для многих предприятий колледжи становятся базой профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Начиная с апреля 2013 года мы регулярно проводим встречи директоров строительных колледжей с руководством Департамента градостроительной политики и такими руководителями крупнейших строительных предприятий, как СУ-155, МФС-ПИК, Главмосстрой, МФС-6, в начале августа 2013 года состоялась встреча руководителей учреждений СПО с директорами крупнейших промышленных предприятий столицы – ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева», ООО «Московский завод специализированных автомобилей», ОАО НИИ «Медполимер», ОАО «Мосточлегмаш».Можно отметить рост качества профессиональной подготовки студентов. В настоящее время сертификация выпускников и самих образовательных учреждений уже осуществляется ведущими объединениями работодателей и предприятиями и непосредственно влияет на рост конкурентоспособности выпускников и престижа образовательных учреждений. Практику сертификации учреждений профессионального образования реализует Торгово-промышленная палата Российской Федерации, многие выпускники колледжей №8, 9, 11, 48, 54 получают корпоративные сертификаты компаний «Метро-Групп», «Хаас», «Вольво» и других крупных профильных компаний. Проблема трудоустройства выпускников – один из основополагающих критериев при оценке учебного заведения. В последние годы родители ребят, да и сами абитуриенты, интересуются уже при поступлении, где выпускники смогут работать в будущем, какие предприятия – социальные партнеры у учебного заведения, какова зарплата, предлагаемый соцпакет у того или иного работодателя. Ежегодный фактический выпуск из колледжей города Москвы стабилен, в 2011 году он составлял 28952 чел., в 2012 году – 27874, в 2013 году- 27098 чел. Планируемый выпуск на 2014 год составляет 26,5 тыс. чел. По мере повышения качества подготовки студентов растут показатели их трудоустройства, скажем, в 2013 году показатель трудоустройства на предприятия по полученным профессиям и специальностям – более 65% всех выпускников (с учетом того, что часть продолжают обучение в профильных вузах, а часть уходят на службу в армию). Колледжи Москвы оснащены современным учебным, учебно-производственным и лабораторным оборудованием, за последние годы общий объем закупок оборудования составил около 7,5 млрд руб. Уровень оснащенности большинства колледжей позволяет в настоящее время создавать на их базе современные учебно-производственные комплексы, в которых возможно не только осуществлять подготовку кадров рабочих и техников на современном уровне, но и выполнять заказы предприятий и организаций. Для решения задачи обеспечения экономики города высокопрофессиональными кадрами наряду с реализуемой программой модернизации московских колледжей и техникумов на базе наиболее оснащенных и подготовленных учреждений СПО сформированы 22 специализированных центра профессиональных квалификаций. Эта работа проводилась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Такие центры сформированы по базовым направлениям развития экономики: «Технология машиностроения и металлообработки»; «Новые материалы и технологии»; «Железнодорожный транспорт»; «Телекоммуникации и информационная безопасность»; «Автотранспорт»; «Автодорожное хозяйство»; «Коммунальное хозяйство»; «Информационные технологии»; «Оптическое производство»; «Финансово-банковская сфера»; «Гостиничное хозяйство»; «Издательско-полиграфическая сфера»; «Технология продукции общественного питания»; «Пищевое производство»; «Архитектура и строительство». Колледжи, на базе которых сформированы центры отраслевой направленности, стали составной частью создаваемых инновационно-образовательных кластеров совместно с ведущими предприятиями и базовыми вузами по соответствующему виду экономической деятельности. Одновременно с этим принято постановление Правительства Москвы «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам в целях возмещения части затрат, связанных с получением работниками данных юридических лиц среднего профессионального образования на базе среднего общего образования в профессиональных образовательных организациях, расположенных на территории города Москвы». Этот порядок предоставляет право предприятиям Москвы обучать своих работников в московских колледжах с учетом возмещения большей части понесенных ими затрат на обучение.В соответствии с решением Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 27 июля 2013 года в городе намечено создание и развитие системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Планируется объединить усилия учреждений среднего профессионального образования Департамента образования, учебных центров предприятий города и возможностей системы подготовки кадров на производстве.Конечно, мы понимаем, что есть пока еще и нерешенные проблемы, требующие пристального внимания в ближайшее время. Прежде всего это обеспечение дальнейшего роста объемов подготовки квалифицированных кадров из числа москвичей, что требует перестройки системы профессиональной ориентации молодежи. Сейчас для решения этой задачи выстроена система профориентации учащихся через систему личных кабинетов, предоставляющая информационную поддержку по выбору профессии, а также возможность прохождения практик на реальных рабочих местах. Это и новый конкурс «Умные руки столицы», направленный на популяризацию рабочих профессий, и открытый диалог руководителей колледжей с родительской общественностью и работодателями города. Необходимо выходить по уровню качества подготовки выпускников на уровень самых высоких международных требований, что, безусловно, потребует существенной модернизации содержания профессионального образования, пока еще недостаточен уровень реализации в системе СПО проектов на принципах государственно-частного партнерства. Мы надеемся, что механизм субсидирования подготовки кадров работодателями Москвы совместно с колледжами, закрепленный постановлением Правительства Москвы в августе этого года, обеспечит выстраивание системы взаимной ответственности за качество подготовки кадров и откроет новые возможности государственно-частного партнерства. Основным критерием качества деятельности московского колледжа должна стать его привлекательность для москвичей, для работодателей, для города в целом.

Маргарита РУСЕЦКАЯ,заместитель руководителя Департамента образованияИнформация к сведениюВ Москве пройдут Дни профессионального образованияДни профессионального образования Москвы – ежегодное масштабное мероприятие, демонстрирующее профессиональные и карьерные возможности выпускников.В этом году Дни профессионального образования пройдут с 31 октября по 5 ноября 2013 года в павильоне №75 Международного выставочного центра «МосЭкспо» (ВВЦ) при поддержке Правительства Москвы, Департамента образования, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства.В рамках Дней профессионального образования Москвы-2013 состоятся Открытый чемпионат Москвы World Skills Russia и детско-юношеский конкурс профессиональных квалификаций «Умные руки столицы», откроются специализированные выставки. На выставке Edutech будут представлены инновационные технологии в образовании и обучении, а на выставке Moscow Expo Language & Culture 2013 – вузы, издательства и компании, предоставляющие услуги в сфере изучения иностранных языков. В программе мероприятий запланировано проведение семинаров, круглых столов и конференций.C 31 октября по 2 ноября 2013 года на территории Всероссийского выставочного центра (ВВЦ, павильон №75) в рамках Дней профессионального образования пройдет международная выставка-конференция «Образование 3.0», в которой примут участие более 300 образовательных учреждений, а также более 100 компаний и бизнес-объединений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте