Успешную работу образовательного учреждения определяет реализация стратегических и тактических действий в соответствии с решениями глобальных задач по преобразованию во всех сферах жизнедеятельности и происходящими в обществе изменениями, направленными на повышение качества жизни жителя столицы.
Ховрино – современный, динамично развивающийся район нашей столицы, в котором успешно реализуют все государственные социальные программы по повышению качества жизни жителей столичного мегаполиса. В районе уже нет очередности по предоставлению места в дошкольные образовательные учреждения, построили и строят новые школы в соответствии с численностью населения. Все учреждения образования укомплектованы обучающимися и воспитанниками полностью. Каждое образовательное учреждение района характеризуют стабильность качественных показателей образовательной деятельности, сохранение и приумножение школьных традиций, стабильно работающие высокопрофессиональные педагогические коллективы. Но вместе с тем следует отметить, что сбалансированность и эффективность исторически сложившейся сети государственных образовательных учреждений в Ховрине уже не в полной мере отвечает новым параметрам расселения и изменившимся потребностям населения, что не обеспечивает равенство доступа всех участников образовательного процесса к качественному, доступному, открытому образованию. Недостаточно развиты механизмы взаимодействия государственных образовательных учреждений, расположенных в непосредственной близости и решающих аналогичные задачи, не в полной мере используется потенциал влияния общества на управление образовательными учреждениями: органы самоуправления, участвующие в вопросах стратегического управления, финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения, контроля качества образования, предоставляемого образовательным учреждением. В районе отсутствуют учреждения дополнительного образования учащихся, деятельность которых направлена на расширение сферы образовательных услуг для жителей. Эта тенденция обостряется в условиях притока в систему образования района детей из семей мигрантов, которые испытывают серьезные трудности в освоении образовательных программ, в социализации в городском обществе. В нашем районе, как и во всей Москве в целом, отмечается не только повышенный уровень требований населения к образованию, но и отставание содержания и технологий образования от ожиданий обучающихся и их родителей.Претворяя в жизнь государственную программу по развитию образования на среднесрочный период с 2012 по 2016 год, Совет директоров школ Ховрина принял решение о создании в районе образовательных комплексов. Принимая за основу принцип шаговой доступности образовательного учреждения для каждого молодого жителя района, мы решили, что наш комплекс будет состоять из пяти школ, находящихся рядом: школы с углубленным изучением английского языка №1338, общеобразовательных школ №425, 2020, 2029, Центра образования №1474 и восьми детских садов.Создание комплекса не подразумевает просто механическое суммирование образовательных программ ранее отдельных школ. Цели создания такой единой школы мы определили для себя так:- наиболее полное удовлетворение запросов населения района Ховрино в обучении детей; – реализация в полном объеме принципа преемственности между дошкольной и первой ступенью образования; – возможность реализации образовательных программ различного уровня на каждой ступени образования; – осуществление качественного дополнительного образования с учетом запросов населения района; – оптимизация расходования бюджетных средств; – устойчивое развитие всех ступеней образования с учетом потребностей общества; – обеспечение выживаемости образовательных учреждений в современных финансово-экономических условиях с учетом требований нового стандарта образования.Можно сказать, что будет создана школа, которая предоставит новые расширенные возможности как по качеству, так и по набору образовательных услуг для семей, что даст возможность большему количеству детей получить более качественное образование.Приоритетными направлениями деятельности по созданию эффективного образовательного учреждения, соответствующего социальному заказу общества, будут:- повышение качества управленческой деятельности, создание единой управленческой команды, осознающей значимость преобразований, происходящих в образовании и желающих осуществлять данные преобразования, единой образовательной концепции школы;- повышение финансово-экономической эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств, а следовательно, оптимизация средств налогоплательщиков;- повышение качества образовательного процесса, создание единого образовательного пространства для успешного освоения стандартов образования и для осуществления воспитания и познавательного развития детей, разработка современной метапредметной среды для учащихся комплекса, повышение результатов личностного развития учащихся, развитие сетевой организации образовательного процесса, создание и апробация модели образовательного учреждения, адекватного новым социально-экономическим условиям и потребностям общества, содержанию, формам, методам, средствам обучения, обеспечивающим соответствие образовательных услуг запросам личности и кадровым потребностям рынка труда, внедрение и развитие дистанционной модели получения образования;- интеграция материальных, кадровых, творческих и финансовых ресурсов, способствующих повышению качества образовательных услуг; – совершенствование системы общественно-государственного управления образовательным учреждением, частно-государственное партнерство, социальное сотрудничество;- расширение пространства инновационной деятельности: разработка авторских программ и методик, создание стажировочных площадок, участие в конкурсах, проектах городского и регионального уровней, получение грантов;- модернизация материально-технической базы школы, оптимизация использования образовательных площадей.Бесспорным преимуществом создаваемого комплекса станут возможности организации системы работы по преемственности дошкольного и начального школьного образования. Консолидация образовательных программ дошкольных учреждений – от Центра развития ребенка до специализированных детских садов для воспитанников с проблемами логопедического, ортопедического характера и заболеваниями глаз – позволит создать в районе единую интегративную модель, включающую в себя весь арсенал имеющихся программ и методик для формирования личной успешности воспитанников в обществе. Родители дошкольников получат возможность выбора программы развития каждого ребенка с учетом запросов семей микрорайона, возможностей и состояния здоровья каждого ребенка. Для организации эффективной деятельности по этому направлению есть смысл разработать единую программу развития образовательного комплекса – от начального дошкольного возраста до окончания начальной школы на основе требований образовательных стандартов нового поколения ФГОС НОО, основанную на преемственности образовательных программ дошкольного и начального школьного образования, включающую системный подход к организации дополнительных образовательных услуг во второй половине дня. Для удовлетворения запросов населения района Ховрино создаваемый нами образовательный комплекс будет многопрофильным, включающим в себя дошкольную, начальную ступени, ступени основного общего и среднего (полного) общего образования. В рамках такого комплекса мы предполагаем открыть гимназические, лицейские, общеобразовательные классы, а также профильные и предпрофильные классы различной направленности. Для учащихся 5-х и 6-х классов, родители которых заняты весь день на работе, мы хотим открыть классы полного дня. Особые возможности открываются для обучающихся, нуждающихся в инклюзивном образовании. Обоснованная структуризация образовательных площадей в сочетании с перераспределением материальных ресурсов обеспечит возможность получения образовательной услуги в полном объеме для обучающихся, имеющих проблемы со здоровьем. Решение проблемы повышения качества образования предполагает консолидацию возможностей педагогических коллективов по организации профильной и предпрофильной подготовки в средней и старшей школе. Решению этой проблемы поможет создание многопрофильного технологического комплекса, соразмерного запросам обучающихся старшей школы и их родителей, обеспечение возможности индивидуализации образовательных траекторий, в том числе выбора программ профильного обучения в старших классах. Для обеспечения высокого качества образования в школе основное внимание будет уделено развитию инновационных подходов в образовании, основанных на реализации модели вариативной образовательной среды, предполагающей:- гибкое формирование классов в средней и старшей школе, а также подгрупп на основании проведенного профориентационного тестирования; – обеспечение возможности выбора профиля обучения, набора элективных курсов, занятий дополнительного образования;- формирование индивидуальной траектории развития учащегося с индивидуальной педагогической поддержкой и сопровождением, основанными на тьюторской модели педагогического взаимодействия.Повышение качества образования мы видим и в создании внутри комплекса отделения ранней профессиональной диагностики обучающихся всех образовательных ступеней. Введение профориентационной тематики в образовательную программу учреждения необходимо для обеспечения развития школьников в соответствии с меняющимися социальными и экономическими условиями жизни и системными изменениями в образовательной среде. Большим спросом будет пользоваться лингвистическая школа, которую мы планируем создать с учетом потенциала школы с углубленным изучением английского №1338.Объединяющим фактором для всех учащихся нашей новой школы будет организация дистанционной модели получения образования, обеспечивающая индивидуализацию образовательных траекторий и достижение обучающимися образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и работы в инновационной экономике. Ключевым моментом в процессе создания образовательного комплекса на территории района Ховрино будет рассмотрение возможности реорганизации образовательных учреждений с родительской и педагогической общественностью, принятие соответствующих решений управляющими советами конкретных образовательных учреждений. Педагогические коллективы, родители и обучающиеся должны четко понимать, какие возможности откроются при создании подобного комплекса, и только потом этот вопрос можно обсуждать на заседаниях управляющих советов. Важно понимать, что без согласия всех участников образовательного процесса создание такого образовательного комплекса невозможно, поэтому мы организовали широкое обсуждение проекта создания образовательного комплекса в районе Ховрино до конца 2012 года.Новая школа должна стать школой, в которой будут максимально удовлетворены потребности каждого жителя района в получении качественного образования, а значит, она будет способствовать консолидации сообщества города Москвы, повышению социальной удовлетворенности населения.Ирина КУРЧАТКИНА, директор Центра образования №1474
Комментарии