Александр Лунькин, директор строительного колледжа №12: – В строительном колледже №12 обучаются 1500 учащихся по 24 рабочим профессиям и специальностям. В этом году мы в корне изменили систему трудоустройства выпускников, в колледже создана служба содействия трудоустройству. На основе двухсторонних договоров с предприятиями установлены прямые связи с работодателями по каждому конкретному рабочему месту. В результате проведенной работы никто из всех трехсот семидесяти пяти наших выпускников не остался на улице и не оказался в числе безработных.
В рамках реализации программы «Рабочие кадры» в 2008-2009 году в колледже проведены ремонтные работы на сумму 30 млн рублей, закуплено современное учебное и учебно-производственное оборудование на 108 млн рублей. Колледж стал победителем приоритетного национального проекта «Образование».
Все это позволило серьезно улучшить материально-техническую базу колледжа, способствовало формированию положительного имиджа колледжа в глазах московских абитуриентов, именно поэтому, несмотря на сложную демографическую ситуацию и конкуренцию вузов, мы выполнили контрольные цифры набора – 680 человек, что в среднем соответствует двадцати семи выпускным классам общеобразовательной школы или набору на шесть факультетов в вузах.
Однако в системе остаются и проблемы, о которых необходимо говорить. Мы должны признать, что колледжи, к сожалению, по-прежнему остаются малопривлекательными для молодых москвичей и их родителей, которые в подавляющем большинстве предпочитают поступление в вузы, а не на обучение по рабочим профессиям и специальностям.
Отсюда основная цель нашего ближайшего развития – сформировать принципиально новый, привлекательный для молодежи облик колледжа. В Москве уже создан единый тип учреждения начального и среднего профессионального образования – «колледж», и теперь необходимо придать новое качество содержанию его деятельности, на базе единой образовательной программы непрерывного профессионального образования НПО и СПО, удовлетворяющей запросам молодежи, родителей и работодателей. Выпускник нового колледжа по общеобразовательной подготовке должен быть конкурентным выпускнику школы, а с профессиональной точки зрения одинаково успешно работать как на высокотехнологичном оборудовании, так и быть организатором технологических процессов.
Такая модель «Нового московского колледжа» – качественно иного типа учреждения среднего профессионального образования – рассматривалась на конференции руководителей системы профессионального образования города Москвы 24 августа и получила поддержку как с их стороны, так и от представителей предприятий и объединения работодателей, участвующих в конференции.
Вместе с тем реализация этой модели предполагает решение ряда задач.
Во-первых, необходима реализация единой городской политики по профессиональной ориентации молодежи. Популяризация рабочего труда должна не только осуществляться учреждениями профессионального образования, но и идти в рамках профильного обучения в общеобразовательных школах, организации научно-технического творчества молодежи. Профессиональная ориентация должна быть нацелена не только на поступление в колледжи, но и на формирование профессионального выбора, популяризацию профессий и специальностей, задействованных в инновационной экономике города. В связи с этим необходимо повышение роли и ответственности отраслевых департаментов, объединений работодателей и других субъектов экономической деятельности города.
По-прежнему мы, образовательные учреждения, нуждаемся в прогнозе потребностей в подготовке рабочих кадров по специальностям, хотя бы на среднесрочную перспективу.
Во-вторых, в настоящее время наши социальные партнеры и работодатели обращаются в колледжи с предложениями о повышении квалификации своих работников за счет получения последними начального или среднего профессионального образования. Учитывая, что практика финансирования обучения по очно-заочной форме распространена в колледжах и техникумах федерального подчинения и в большей части колледжей может проводиться в пределах средств текущего финансирования, предлагаем распространить эту практику на московские колледжи и начиная с 2010 учебного года разрешить обучение на бюджетной основе взрослого населения, по заявкам отраслевых департаментов Правительства Москвы, для желающих получить первую рабочую профессию.
В-третьих, в июле 2009 года Государственная Дума приняла Федеральный закон № 217, разрешающий учреждениям высшего профессионального образования становиться учредителями малых предприятий. Считаю, в системе профессионального образования такая инициатива может иметь значительный экономический эффект, так как наши колледжи обладают лучшим, чем многие вузы, материально-техническим обеспечением учебно-производственной базы. К тому же в системе профессионального образования Москвы за прошедшие 15 лет накоплен богатый опыт подготовки молодежи к предпринимательской деятельности. Учитывая, что в проекте Федерального закона №217 первоначально наряду с вузами фигурировали и колледжи, прошу Правительство Москвы выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в этот Федеральный закон, распространив его действие на учреждения среднего профессионального образования.
Повышение эффективности работы учреждений профессионального образования необходимо развивать через совершенствование экономических механизмов организации и их деятельности. И в этой связи идея о переводе некоторой части наших образовательных учреждений в автономные, может быть, вполне актуальна.
Комментарии