search
main
0

Столица открывает новую космическую эру

Хорошо известно, что существенной частью нацпроекта стало оснащение образовательных учреждений современной техникой. Москва и тут пошла своим путем: сегодня сразу несколько московских школ (школа-интернат для одаренных детей «Интеллектуал», школы №№444, 1533, 390,1277, 1303, 597, 1198) приступили к реализации проекта «Космические технологии, экология и безопасная энергетика в Школе Будущего». Это стало возможно после установки в их зданиях отечественных портативных программно-технических комплексов приема и обработки космических изображений Земли в режиме реального времени и учебно-методических стендов по солнечной энергетике, а также после подготовки первых версий учебно-методических материалов по внедрению космических технологий в образовательную и проектную деятельность учебных заведений.

Россия – космическая держава. Она первой запустила в космическое пространство искусственный спутник Земли, первого космонавта, реализовала множество интересных космических проектов. Но вот использовать достижения космонавтики в практических целях для системы образования пока не удавалось. Летчик-космонавт Александр Лазуткин считает: дело в отсутствии системного подхода, поэтому отдельные успехи есть, а вот массового использования достижений в реальном учебном процессе пока не наблюдается. Немного успокаивает, что и у американцев дела обстоят так же, но утешение это слабое. Поэтому вызывает большой интерес московский проект, позволяющий резко изменить ситуацию с использованием космических технологий в обучении.

В чем суть проекта? Каждая школа, включившаяся в проект с помощью недорогого и простого устройства, постоянно принимает на свои компьютеры живые изображения участков Земли, которые на абсолютно безвозмездной основе обрабатывает и передает американский метеорологический спутник NOAA. После приема ученики и педагоги могут работать с этим «сырым» материалом и получать те данные, которые им нужно или хочется получить. Например, можно сделать прогноз погоды в том или ином районе, измерить температуру, сделать вывод об экологическом состоянии той или иной территории. Изображения настолько четкие, что ученики могут увидеть даже дороги, по которым движутся автомобили, не говоря уже о реках, лесных массивах и прочих объектах. Любая карта по сравнению с такими изображениями кажется статичной и неинтересной. В октябре 2007 года у московских школьников уже появилась уникальная возможность в режиме реального времени получать космическую информацию по территории Сибири и Дальнего Востока: обзорные снимки территорий с картинами массовых природных пожаров, облачности, опасных гидрологических явлений на Ангаре, Лене, Оби, Енисее и их притоках; трассы Северного морского пути, а также ежесуточные карты площадей и состояния снежного покрова; обзорные ежемесячные изображения районов массовых лесных вырубок для мониторинга динамики лесохозяйственной деятельности в Приангарье и на северо-востоке Иркутской области.

По мнению научного руководителя и главного конструктора проекта, заслуженного деятеля науки РФ, доктора технических наук Михаила Шахраманьяна, опыт работы московских школ бесценен для России, ведь московские школьники уже могут делиться опытом использования образовательных технологий приема и обработки космических изображений Земли в режиме реального времени. Это в рамках национального проекта «Образование» позволит школьникам различных регионов России наладить регулярный обмен постоянно обновляемыми космическими изображениями различных участков территории Российской Федерации и в конечном итоге создать регулярно обновляемую космическую карту России, что в свою очередь существенно повысит качество отечественного образования по географии, информатике, математике, физике, основам безопасности жизнедеятельности и другим предметам.

Использование космических технологий и космической информации в учебном процессе дает учащимся уникальный шанс познакомиться на информационном уровне с возможностями множества различных профессий, получить ясное представление о наукоемких информационных технологиях, используемых в строительстве, гидрометеорологии, географии, геологии, лесном хозяйстве, водном хозяйстве, сельском хозяйстве, экологии, картографии, сейсмологии, океанологии, а в результате сделать вполне осознанный выбор будущей профессии.

Предлагаемый проект может заложить хорошую основу для развития международного сотрудничества в области внедрения новых образовательных технологий в различных странах мира, в частности, российско-американского сотрудничества, с учетом того, что прием и обработка космических изображений Земли производятся все же с помощью американского спутника. Космический проект, по мнению высококвалифицированных московских педагогов, можно рассматривать как открытие новой космической эры в образовательном процессе через 50 лет после запуска первого искусственного спутника Земли.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте