Еще в XIX веке один из классиков современной педагогики – немецкий ученый Адольф Дистервег небезосновательно заметил, что самое сложное на Земле – это учить, лечить и судить. Но если профессиональные ошибки, допущенные врачом или судьей, проявляются достаточно быстро, то последствия плохого обучения и воспитания становятся ощутимы только в жизни последующих поколений. В этом выражается огромная социальная ответственность образования перед настоящим и будущим.
В этой связи образование выступает системообразующим ресурсом социально-экономического и политического развития государства, а политика в области образования становится определяющей в выработке стратегий устойчивого общественного развития. Сегодняшняя образовательная практика во многом опережает развитие теории обучения и воспитания, заставляет пересматривать вековые научные догмы и представления. Изменяющийся мир требует педагогики нового формата, ориентированной на меняющиеся социокультурные процессы.Теории образования, построенные на фундаментальных принципах и подходах, вытесняют представления о различных педагогических технологиях, основные признаки которых – алгоритмизация усилий, направленная на получение конкретного образовательного результата. Безусловно, педагогические технологии отвечают идеям вариативности, гибкости, воспроизводимости, но не отражают специфики самой педагогики как науки о закономерностях обучения, воспитания и развития ребенка, включенного в образовательную систему. Вместе с тем сегодня необходима педагогика, в основе которой методологические принципы и подходы, теории и концепции, адекватные современным запросам, которая должна стать фундаментом осмысления процессов, происходящих в образовании как сфере социальной жизни.Анатолий БЕЛОГУРОВ, заместитель директора МИРО
Комментарии