В 2004 году в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 20 октября 2004г. № 2090-РП создан Московский центр качества образования – МЦКО, который в сотрудничестве с представителями гражданских общественных институтов и экспертно-профессиональным сообществом обеспечил разработку проекта Программы развития Московской региональной системы оценки качества образования.
Проект Программы, широко обсужденный общественностью, был рассмотрен и одобрен Московской городской Думой, включен Правительством Москвы в план на утверждение в 2007 году.
Главная особенность проекта Программы – интегральный подход к самому понятию качества образования. В ее основе – идеология формирования в Москве особого института образовательного гражданства, стандарта качества московского образования, обеспечение которого определяется эффективным взаимодействием общественных и гражданских институтов, работодателей, профессионального сообщества образовательной сферы. При этом важнейшим стал принцип независимости общественной и профессиональной экспертизы оценки качества образования с целью повышения доступности качественного образования и защищенности граждан, повышения уровня информированности населения при принятии жизненно важных решений о продолжении образования. Реализуя этот принцип комплексной оценки качества образования, Московский центр качества образования провел в 2006-2007 учебном году обучение общественных экспертов методике и технике экспертизы в образовании. По итогам обучения им были выданы удостоверения о повышении квалификации в объеме 72 часов.
Стандарт качества московского образования обеспечивается согласованной работой всех образовательных учреждений, центров, служб и системы управления образованием при широком участии общественности, деловых кругов, культурной сферы города.
Московский стандарт качества образования включает:
Обоснованность социальными запросами и ожиданиями целей, ценностей и содержания образования.
Качество обеспечения образовательного процесса.
Эффективность и успешность применяемых образовательных технологий, адекватных заявленным целям.
Освоение каждым учащимся образовательных учреждений Москвы федеральных и региональных компонентов образовательных стандартов.
Формирование и реализация индивидуальных запросов обучающихся через индивидуальные учебные планы, программы дополнительного образования.
Обеспечение безопасности и здоровья учащихся образовательных учреждений.
Систему показателей и индикаторов качества московского образования.
Обеспечение московского стандарта качества образования осуществляется на основе соотнесения с мировыми и общероссийскими тенденциями в развитии образования:
– с международными и общероссийскими стандартами и образцами качества образования;
– с международными и общероссийскими стандартами содержания и структуры образования;
– с международными и общероссийскими процедурами, инструментами, индикаторами, средствами контроля качества образования – с привлечением общественной экспертизы к обсуждению качества образования, процедур, результатов мониторинга деятельности образовательных учреждений и образовательной сферы Москвы в целом.
Построение в этой логике концепции комплексной системы управления и оценки качества образования московского региона связано:
с формированием эталона качества образования (на основе учета мировых и российских тенденций развития образования, законодательных актов и нормативных документов Российской Федерации, государственных образовательных стандартов);
с созданием инструментария оценки качества образования;
со сравнением достигнутого уровня с эталоном и на этой основе оценка качества образования в московском регионе;
с выработкой на уровне Департамента образования г.Москвы управляющих воздействий с целью минимизации обнаруженных отклонений от эталона.
В основе управления московской региональной системой оценки качества образования следующие структурные механизмы и принципы организации:
– Программно-целевой подход в формировании системы оценки и управления качеством столичного образования.
– Дифференциация и упорядочение информационных потоков о состоянии индивидуального качества образования каждого учащегося образовательных учреждений города Москвы.
– Сетевое распределение полномочий организационных структур московской системы оценки качества образования в обеспечении и оценке качества образования.
– Единые подходы к разработке диагностического инструментария оценки качества образовательных результатов учащихся в процессе итоговой аттестации, в том числе в форме ЕГЭ, мониторинга и диагностики, внутришкольного контроля.
– Включенность общественной экспертизы на всех этапах и во все процессы обеспечения качества образования в сфере столичного образования.
– Распределенность и разноуровневость профессиональной экспертизы.
– Единство подходов к подготовке педагогических кадров, профессиональных экспертов и разработке диагностического инструментария к оценке качества образования.
В программе разработана схема взаимодействия и координации функциональных структур системы столичного образования в области обеспечения и оценки качества образования, предложена информационная модель Московского городского регистра качества образования, консолидирующего информацию по разным элементам системы оценки качества образования (см. схему).
Основное условие формирования и совершенствования системы оценки и управления качеством столичного образования – выработка целевых приоритетов образования как концентрированного выражения социального заказа с учетом специфики города.
Исходя из особенностей социального заказа на обеспечение единства обучения, воспитания и сохранения здоровья учащихся формируется содержание образования и вырабатываются адекватные формы и методы организации образовательного процесса.
На этой основе выстраивается содержательное единство подходов к:
разработке критериев и диагностического инструментария оценки качества образовательных результатов учащихся (на основе компетентностного подхода);
выработке критериев и диагностического инструментария оценки условий образовательного процесса учреждения;
подготовке экспертов по оценке результатов и организации образовательного процесса (на уровне школы, округа, города) и технологий проведения экспертизы;
профессиональной подготовке и переподготовке педагогических кадров, оценки их компетентности, в том числе в ходе аттестации.
Внесение единой содержательной направленности в обозначенные выше процессы позволит управлять качеством образования через внесение изменений в основные компоненты образовательной системы школы:
целевой (миссия, цели образовательного учреждения);
содержательно-организационный (содержание педагогической деятельности, формы и способы ее организации на основе определенных принципов);
коммуникативный (коммуникативные процессы, реализующиеся в рамках педагогического процесса: взаимодействия внутри ученического и учительского коллективов, педагогов и учащихся, руководителя образовательного учреждения и педагогов);
аналитико-рефлексивный, отражающий и характеризующий эффективность, протекание, достигнутые результаты в соответствии с поставленными целями и определенными показателями результативности.
Следующим этапом совершенствования Московской системы оценки качества образования должна стать разработка и внедрение информационной модели Московского городского регистра качества образования, консолидирующего информацию по разным элементам системы оценки качества образования, включающего в себя сведения по объектам анализа: ребенок, школа, учитель и по таким показателям оценки качества образования, как:
миссия, цели, задачи образовательного учреждения;
образовательные результаты;
педагогическая компетентность;
условия образовательного процесса;
социализация учащихся.
При максимальном использовании разных составляющих системы оценки качества необходимы:
образовательный аудит и самоаудит;
образовательная статистика;
итоговая аттестация выпускников 9-х, 11-х классов;
единый государственный экзамен (ЕГЭ);
внутришкольный контроль;
образовательные достижения учащихся;
мониторинг и диагностика обученности;
лицензирование и аттестация учреждений образования;
аккредитационная экспертиза учреждений образования;
общественно-государственная экспертиза деятельности учреждения;
профессиональная аттестация педагогов;
профессиональные конкурсы мастерства;
профессиональная и общественная экспертизы в рамках национального проекта «Образование»;
экспертиза при отборе на награждение грантом Москвы в области науки и технологий образования;
международные исследования PISA, TIMS.
Отработанной на данный момент организационной основой складывающейся системы оценки качества образования стали:
Единый государственный экзамен.
Мониторинг учебных достижений учащихся и мониторинг здоровья учащихся.
Независимые межшкольные экзаменационные комиссии.
Аттестационные и аккредитационные обследования и лицензирование общеобразовательных учреждений.
Конкурсные отборы по выявлению лучших инновационных образцов образовательной практики.
Механизм общественно-государственного управления в системе образования города Москвы.
Преимущества разрабатываемой системы и принимаемых решений заключаются в:
1) создании модуля общегородской базы данных образовательных учреждений города Москвы по показателям качества образования (создание и ведение учетных карточек по показателям качества образования);
2) формировании Единого общегородского центра распределенного приема информации по показателям качества образования с возможностью расширения функционала (для наполнения и корректировки базы данных образовательными учреждениями по заданным им параметрам).
Создаваемый Регистр (база данных) позволит решить задачи накопления, систематизации, обработки, хранения и представления информации о состоянии управляемого объекта на общегородском уровне. Общая характеристика этих процессов – их общественно-государственный характер. Исследования качества образования с использованием оригинальных измерительных материалов проводятся на основе принципа независимой экспертизы с участием представителей гражданских институтов, экспертного и профессионального образовательного сообщества. Это позволяет обеспечить прозрачность оценки качества образования, минимизировать риски недобросовестной и пристрастной оценки качества обученности учащихся, дает действенный инструмент управления образовательным процессом на основе независимой экспертизы.
Комментарии