Лариса КУРНЕШОВА, первый заместитель руководителя Департамента образования: – В 2007 году Москва приняла участие в конкурсе программ модернизации региональных образовательных систем и стала лидером-консультантом, опыт которого рекомендовано изучать другим регионам России. Отношения Департамента образования Москвы с регионами Российской Федерации продолжают развиваться на основе соглашений между Правительством Москвы и администрациями субъектов РФ о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, а также протоколов, заключаемых Департаментом образования и его окружными управлениями образования с органами управления образованием субъектов РФ.
Регионы участвуют в городских, международных и межрегиональных проектах. В июле 2007 года представители Чеченской Республики, Тюменской области и Санкт-Петербурга стали участниками Международной летней школы русского языка, в работе которой принимали участие представители 30 стран. В межрегиональном проекте «Россия – наш общий дом», организованном школой №1186 с этнокультурным компонентом Юго-Восточного округа, приняли участие Тюменская область, Республика Чувашия и Республика Татарстан. Центральное окружное управление образования совместно с межрегиональным клубом «Учитель года» провело в 2007-м и в январе 2008 года межрегиональную зимнюю школу для финалистов Всероссийского конкурса «Учитель года» из 18 регионов России. Летом ЦАО уже в течение 6 лет организует международный и межрегиональный лагерь «Дружба» по изучению русского языка.
Москва – наиболее образовательно ориентированный субъект Российской Федерации. Формирование нового качественного столичного образования стало в столице первой внеочередной задачей в реализации национального проекта «Образование» и стимулом для движения вперед. Исходя из задач второго этапа реализации нацпроекта, многие учителя и школы по-новому взглянули на результаты своей деятельности, соотнося их с лучшими образцами качественного отечественного и зарубежного образования. Сегодня кардинально меняется форма взаимоотношений между государственным уровнем управления и образовательным учреждением. Образовательное учреждение становится открытой, самостоятельной общественно-государственной единицей, создающей все необходимые условия для реализации национальной политики в области образования, отраженной в конкретных образовательных приоритетах, удовлетворяющих запросы потребителей.
Приоритетный национальный проект «Образование» реализуется в Москве по следующим направлениям.
Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования:
– стимулирование вузов и общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы;
– поощрение лучших учителей;
– государственная поддержка талантливой молодежи.
Внедрение современных образовательных технологий:
– создание, закупка и размещение в открытом доступе в сети «Интернет» информационных образовательных ресурсов;
– подключение школ к сети «Интернет»;
– приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования;
– оснащение автоматизированных рабочих мест администраторов, библиотекарей, педагогов.
Повышение уровня воспитательной работы в школах:
– выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство.
Организационный механизм реализации ПНПО в Москве включает в себя:
– Совет по реализации приоритетного национального проекта «Образование» под руководством первого заместителя мэра в Правительстве Москвы Людмилы Швецовой;
– конкурсную комиссию, организующую конкурсный отбор;
– рабочую группу для организационно-технического обеспечения работы по реализации проекта;
– общественные экспертные сообщества.
Основными направлениями инновационной деятельности школ – победителей ПНПО в 2007 году стали:
изменение содержания образования (19 ОУ) – профильное, индивидуальное обучение, разработка новых метапредметных курсов, этнокультурного компонента и так далее;
внедрение инновационных образовательных технологий (5 ОУ) – информационно-коммуникационных, технологий развития личностных способностей обучающихся, социокультурных;
разработка и внедрение внутришкольных систем управления качеством образования, систем оценки и мониторинга образовательных результатов (1 ОУ);
изменение организации образовательного пространства среды, школьного уклада (60 ОУ) – создание информационного пространства, создание развивающей образовательной среды для разных категорий детей, создание условий для обучения детей с особенностями в развитии, детей-инвалидов;
воспитание личности (22 ОУ) – социально-ориентированные программы для преодоления социальных проблем и изменения ценностных ориентиров в молодежной среде;
восстановление и развитие системы здоровьесбережения, школьного здравоохранения (10 ОУ) – разработка и внедрение карт и паспортов здоровья, систем диагностики, профилактика наркомании, табакокурения и так далее;
разработка государственно-общественной модели управления образовательным учреждением (1 ОУ).
Размер субсидий федерального бюджета учреждениям-победителям составил 118 миллионов рублей, учителя-победители получили по 100 тысяч рублей, кроме того, по дополнительным грантам столичного правительства из бюджета Москвы 19 образовательных учреждений (15 ОУ, 2 колледжа, 2 дошкольных образовательных учреждения) получили по одному миллиону рублей, 394 лучших педагогических работника – по 100 тысяч рублей, 35 победителей конкурса среди учреждений СПО – по 100 тысяч рублей. За счет федерального бюджета ежемесячно выплачивается вознаграждение 30187 учителям, выполняющим функции классного руководителя. Установлена дополнительная 20-процентная надбавка за классное руководство из бюджета Москвы.
Победителем конкурса вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках ПНПО в 2007 году стал Московский городской психолого-педагогический университет (ректор Виталий Рубцов).
В 2007 году впервые в рамках ПНПО проводился конкурс учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. В нем приняли участие 12 московских учреждений СПО, победителями стали колледж предпринимательства №11, колледж автоматизации и радиоэлектроники №27, политехнический колледж №39.
Конечно, наиболее массовыми стали конкурсы общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы и лучших учителей. Особенность этих конкурсов – в выдвижении участников общественно-государственными институтами и проведение экспертизы общественными организациями. Участие гражданских институтов в проекте рассматривается не только как средство его реализации, но и как механизм формирования гражданского заказа и оценки качества образования инновационной деятельности на региональном и федеральном уровнях. В 2007 году в экспертизе инновационных программ приняли участие 14 общественных организаций, утвержденных Московским городским советом по реализации национального проекта «Образование».
Высокое качество отбора общественными экспертами победителей ПНПО в Москве подтверждает высокая оценка экспертизы на уровне Российской Федерации: из 6 учреждений-победителей, представленных от столицы на конкурс ПНПО «Лучшие школы России», по итогам первого этапа стали лауреатами 4 учреждения, по итогам конкурса – 2 образовательных учреждения (гимназия №1569 «Созвездие», директор Ирина Фокина, и Центр образования №686 «Класс-Центр», директор Сергей Казарновский) стали победителями, войдя в десятку лучших школ России. Кроме того, победителем российского конкурса «Лидер в образовании» стала директор школы №1903 Галина Аникина.
Итоги проведения второго этапа реализации нацпроекта свидетельствуют о возросшем понимании образовательными учреждениями роли общественно-государственного управления. Увеличилась вариативность форм общественно-государственного управления в школах, в общеобразовательных учреждениях созданы управляющие и попечительские советы, советы школ. В результате участия в реализации ПНПО среди участников конкурса возросло количество образовательных учреждений, имеющих совет, с 119 в 2006 году до 147 в 2007 году. Важно, что в результате реализации ПНПО в Москве участие общественности и учащихся в органах общественного самоуправления стал пониматься ОУ и как средство социализации и вовлечения обучающихся в управление учреждением и как действенный механизм управления качеством образования. В целом по Москве доля общеобразовательных учреждений, в которых согласно уставу, зарегистрированному в установленном порядке, созданы органы самоуправления, – 72% (план РКПМО – 67%).
В 2007 году в схему взаимодействия организаторов нацпроекта и участников конкурса в Москве были внесены определенные изменения. Московский центр качества образования создал специальную систему регистрации участников конкурсного отбора. Был создан специальный сайт, на котором конкурсанты в режиме реального времени могли отслеживать прохождение поданной ими на конкурс документации по всем этапам конкурсного отбора и получать информацию как о суммарной оценке, так и об оценке по каждому из критериев отбора, они имели динамическую картину, отражающую экспертное мнение о качестве их педагогической деятельности. Все это привело к повышению прозрачности процедуры конкурсного отбора и позволило установить системную обратную связь с участниками конкурсного отбора для повышения общего уровня инновационной составляющей в системе столичного образования.
Для эффективной реализации ПНПО Московский центр качества образования организовал методическое и консультационное сопровождение участников конкурса. Необходимость предъявлять результаты оценки качества образования образовательным учреждением обусловила потребность в периодическом проведении педагогическим коллективом ОУ внутришкольного аудита, что позволяет корректировать и постоянно совершенствовать систему управления качеством, дает возможность эффективно сформировать портфолио участников и победителей конкурса в единой информационной системе – Московском регистре качества образования.
Составляющей Московского регистра качества образования стал информационный банк программ развития образовательных учреждений и наиболее эффективных моделей, технологий, методик, авторских программ лучших учителей – победителей конкурса ПНПО. Банк размещен на сайте Московского центра качества образования и доступен для всех субъектов образовательного пространства Москвы и регионов.
Впервые в 2007 году на городском и окружных уровнях были проведены публичные открытые презентации программ развития образовательных учреждений и педагогического опыта, мастер-классов учителей до начала конкурсного отбора. Таким образом был реализован основополагающий принцип современной политики в области образования – широкое включение профессиональной и родительской общественности, гражданских институтов в реализацию нацпроекта «Образование».
Принципиальным шагом в развитии национального проекта в Москве стало выдвижение и реализация концепции и модели «Школы будущего». Проект был инициирован мэром Москвы Юрием Лужковым как ответ на вопрос об инновационном развитии образования. Проект включает три направления: «Детский сад будущего», «Школа будущего» и «Колледж будущего». Разработку исследовательского проекта «Детский сад будущего» ведет Московский гуманитарный педагогический институт. Цель проекта – создание действующей модели дошкольного образовательного учреждения принципиально нового типа, обеспечивающего оптимальный маршрут развития каждого ребенка. Уже разработаны модель, концепция развития и инновационные образовательные программы «Детского сада будущего». Из 31 дошкольного образовательного учреждения, участвовавшего в конкурсе, определены два победителя. В рамках построения модели «Детского сада будущего» экспериментально отрабатываются такие направления, как «Мониторинг эффективности взаимодействия детского сада и семьи, Мониторинг эффективности инновационных форм дошкольного образования», разработана Комплексная целевая программа «Профессиональная поддержка формирования ключевых языковых компетенций у детей дошкольного возраста», отрабатывается модель воспитателя Детского сада будущего. Стратегия развития Московского гуманитарного педагогического института ориентируется на реализацию основных направлений приоритетного национального проекта «Образование». По таким основным направлениям нацпроекта, как «Классное руководство», «Инновационные школы», «Талантливая молодежь», «Инновационные программы вузов», «Интернетизация образования», «Модернизация региональных систем образования», МГПИ проводит исследования, мероприятия, а также осуществляет издание учебников, учебных и методических пособий, монографий и сборников научных статей. Московский гуманитарный педагогический институт ведет разработку содержательных моделей организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях среднего общего образования. Вуз разработал новые формы и методы деятельности классного руководителя. По результатам конкурса для повышения эффективности поддержки воспитательной работы в образовательных учреждениях создана и размещена на сайте МГПИ электронная база данных «Воспитательные системы образовательных учреждений города Москвы», подготовлен и размещен на сайте МГПИ также «Календарь-спутник организатора воспитывающей деятельности на 2007-2008 учебный год».
В конце 2006 года 164 образовательных учреждения разных видов из всех округов столицы приняли участие в конкурсе на участие в проекте. Конкурс проходил в три этапа. Победителем конкурса стало 41 учреждение, которое в течение всего года участвовало в разработке научно-методической базы проекта, в изучении опыта, в том числе международного, и в совершенствовании материально-технической базы, обеспечивающей внедрение инновационных и информационных технологий. Для оснащения образовательной среды и отработки модулей проекта «Школа будущего» в 2007 году из бюджета города 41 образовательному учреждению выделено 400 миллионов рублей.
Научно-методическое руководство проектом осуществляет НИИ инновационных стратегий развития общего образования под руководством Юрия Громыко. В основе проекта – формирование такой важной компетенции современного человека, как умение работать в условиях энтропии (неопределенности), жить в изменяющемся мире. «Школа будущего» – это проект включения детей России в новые эффективные способы деятельности в современной экономике, предполагающие умение работать со знаниями и строить экономику знаний. Основная идея проекта – создание единой общей инфраструктуры общенародной школы на основе выделения лучших образцов существующей практики столичного и мирового образования, а также существующих «прорывных» проектов. «Школа будущего» разворачивается по восьми основным модулям, по каждому из которых разработаны параметры обновления содержания образования, типология и описание этапов становления, концептуальные схемы и модели.
В рамках проекта «Школа будущего» в течение 2007 года разработана Московская программа непрерывного филологического образования, комплекс методик для оценки развития базовых способностей учащихся для разных возрастных групп, создана программа формирования профессиональных компетенций учителя Школы будущего и другие материалы.
Одним из вкладов Москвы в ПНПО стало развертывание образовательных систем, ориентированных на потребности всего региона и использующих Интернет как среду размещения образовательных ресурсов и предоставления образовательных услуг. В частности, составляющим модулем проекта «Школа будущего» стала «Эпистемотека» – модель обучения школьников в пространстве интернета с различными типами знаний, уже разработана концепция и модель эпистемотеки, пробируется ее демонстрационный образец, представленный на web-странице (www.epistemoteka.ru).
В структуре Московского городского педагогического университета создан научно-исследовательский институт столичного образования
(НИИСО), который выполняет роль центра, объединяющего научные ресурсы с реальными возможностями и потребностями системы образования. Разработка и внедрение новых технологий подготовки педагогических кадров, а также разработка и внедрение учебников и учебных пособий для общеобразовательных школ – одно из основных направлений научных лабораторий НИИСО. В университете создана интегрированная профессиональная образовательная программа подготовки учителей начальных классов. Программа включает концепцию, сквозные учебные планы, программы государственный итоговой аттестации. В настоящее время подготовлен к печати третий выпуск сборника «Двухступенчатая система подготовки учителя начальных классов в системе «педколледж-университет». Успешно идет работа по формированию системы «ДОУ-школа-колледж-вуз», концепции научно-методического обеспечения непрерывного образования детей с проблемами здоровья, разработаны и подготовлены пособия по этой проблематике.
Подводя итоги развития приоритетного национального проекта «Образование», можно отнести к главным результатам:
– открытые презентации программ развития учреждений и трансляцию педагогического опыта учителей до начала конкурсного отбора;
– развитие общественно-государственного управления в образовательных учреждениях;
– повышение внимания к вопросам качества образования;
– создание системы информирования экспертов гражданских и общественных организаций о структуре и требованиях конкурсного отбора; повышение прозрачности процедуры конкурсного отбора;
– создание системы обратной связи с учреждениями – участниками ПНПО для повышения общего уровня инновационной деятельности в системе столичного образования.
Информация к сведению
В 2007 году в конкурсном отборе в рамках ПНПО в Москве приняли участие 192 общеобразовательных учреждения, внедряющих инновационные образовательные программы. Из них 118 стали победителями. Среди них – 80 средних общеобразовательных школ (в том числе школ здоровья, школ с углубленным изучением предметов), 11 гимназий, 10 центров образования, лицеев, 5 прогимназий. 5 кадетских школ и школ-интернатов, одна школа-интернат с углубленным изучением отдельных предметов.
Наибольший процент учреждений-победителей от общего числа участвующих в конкурсе среди учреждений городского подчинения – 90%, Южного округа – 80,65%, Центрального округа – 75%, Северного округа – 73,68%, Юго-Западного округа – 66,67% и Юго-Восточного округа – 66,67%.
В 2006 году было проведено 1397 общественных экспертиз, в 2007 году – 1546.
В экспертизе в рамках ПНПО участвовали 14 гражданских институтов:
Фонд поддержки российского учительства.
Региональная общественная организация «Московская академия культуры и развития образования».
Ассоциация лучших школ России.
Академия творческой педагогики.
Московская городская организация Профсоюза работников образования и науки.
Международная ассоциация «Развивающее обучение».
Совет ректоров Москвы и Московской области.
Ассоциация демократических школ.
Совет по развитию общественного и негосударственного образования.
Некоммерческое партнерство «Столичный учитель».
Московский городской совет ветеранов педагогического труда.
Московский городской совет молодых учителей.
Московский городской совет родительской общественности.
В 2007 году 811 учителей приняли участие в конкурсе в рамках ПНПО, среди 394 победителей – учителя 16 общеобразовательных предметов. Анализ материалов учителей-победителей показал, что их инновационная деятельность направлена не только на углубление предметных знаний, но и на получение учениками новых образовательных результатов – надпредметных компетентностей.
Направленность профессиональной деятельности победителей конкурса на достижение учащимися образовательных результатов:
– предметные ЗУНы (преподавание по углубленным программам с использованием новых способов обучения);
– надпредметные компетентности:
рефлексивные умения (умение анализировать свою деятельность);
умение публичных выступлений (монолог, дискуссия и так далее);
познавательные умения: понимать, сравнивать, прогнозировать ситуации, обобщать и делать выводы;
умения организовать собственную деятельность – поставить цель, определить средства ее достижения и так далее.
Информационный банк структурирован по следующим направлениям инновационного развития победителей.
Изменение содержания образования, связанное с получением новых образовательных результатов.
Внедрение инновационных образовательных технологий.
Разработка и внедрение систем оценки и управления качеством образования.
Изменение организации образовательного пространства среды, школьного уклада.
Восстановление и развитие системы здоровьесбережения, школьного здравоохранения.
Разработка государственно-общественной модели управления образовательным учреждением.
В 2007 году увеличилось количество открытых мероприятий (2006 год – 582, 2007 год – 1332), а также разнообразие форм распространения опыта.
На августовских педагогических совещаниях в 2007 году впервые образовательные учреждения – победители ПНПО представляли свои достижения в форме публичного отчета перед профессиональным педагогическим сообществом, учениками и их родителями, выпускниками и социальными партнерами.
Новой моделью презентации опыта стала созданная в Южном округе сетевая модель проведения педагогических форумов. В результате этой работы ЮАО показал самые высокие результаты как по количеству участников, так и по числу победителей конкурса ПНПО-2007.
240 образовательных учреждений приняли участие в открытых общественных мероприятиях в форме фестиваля, семинара, педагогического совета, «круглого стола», форума, конференции.
475 педагогов провели открытые мероприятия в таких формах, как семинары, презентации, выставки, клубные часы, уроки-практикумы, педагогическая гостиная, интернет-урок, открытые уроки по телевидению (проект ЗАО) и так далее.
Опыт работы лучших школ и учителей был представлен в специальном выпуске «Учительской газеты» и в специальных выпусках «Учительской газеты-Москва».
Комментарии