О том, что такое сегодня эффективное и качественное образование, что школа может и должна сделать, чтобы давать своим ученикам именно такое образование, шел разговор на одном из «Директорских утренников в Департаменте образования».
Как составить эффективный учебный план? (См. рис. 1.)Согласно тексту стандартов общего образования учебный план – это часть образовательной программы, которая обязательно входит в ее организационный раздел. Учебный план наряду с планом внеурочной деятельности и системой условий выступает основным механизмом реализации основной образовательной программы, именно поэтому для эффективной реализации программы требуется создание эффективного учебного плана. Есть ли сегодня у школ возможность реализовать такой план? (См. рис. 2.)Образовательные организации осуществляют деятельность на основе государственной субсидии, выделенной на реализацию образовательных программ. При этом расчет суммы субсидии не зависит от количества часов в учебном плане или количества единиц в штатном расписании, как это было ранее. Сейчас школа получает деньги исходя из количества обучающихся в ней детей (учитывая поправочные коэффициенты для детей с инвалидностью). В Москве действует единая модель расчета субсидии, не зависящая от количества дней в учебной неделе. Таким образом, учебный план перестал быть главным финансовым документом, поэтому из него исчезла строка «к финансированию». В учебном плане не указывается внеурочная деятельность, поскольку для нее составляется отдельный план – «план внеурочной деятельности». (См. рис. 3.)С чего начать?Готовность к реализации эффективного учебного плана определяет сама образовательная организация. Во-первых, для перехода к нему необходима самооценка готовности к реализации федеральных государственных стандартов общего образования с учетом уровня образования, на котором вводится эффективный учебный план. Нигде не утверждено, что переход к эффективному плану должен проводиться во всех классах школы или во всей параллели. Более половины школ – участников пилотного проекта начинали внедрять в отдельных классах и параллелях во втором полугодии, а к сентябрю включали остальные классы в параллели. Во-вторых, необходимо вспомнить главную цель перехода к эффективному учебному плану: «Предоставить учащимся возможность изучать те предметы, которые они выбирают, в том объеме часов, который им для этого необходим», то есть эффективно использовать учебное время ребят. Поэтому важно правильно оценить ресурсы образовательной организации, продумать возможность привлечения других общеобразовательных организаций, колледжей, вузов, спортивных или музыкальных школ, учреждений дополнительного образования к эффективной организации времени учащихся. (См. рис. 4.)На что опираться, начиная составлять эффективный учебный план?Переход на новые стандарты изменяет требования к проектированию учебного плана. Если раньше школа должна была составлять план с учетом федерального базисного учебного плана и регионального плана, то теперь все правила его проектирования содержит сам стандарт. Он не определяет часы на изучение конкретного предмета и не ограничивает возможность его изучения в том или ином классе. Стандарт определяет минимальное количество учебных занятий на весь уровень образования, то есть государственную гарантию в отношении каждого ученика, и максимально возможное количество часов на реализацию учебных предметов и курсов по выбору. Стандарт также определяет перечень обязательных предметных областей и предметов. (См. рис. 5.)Согласно стандарту каждый учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов и курсов по выбору. На уровне основного общего образования план обеспечивает обязательное освоение 8 предметных областей. Важно учесть, что в Москве предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» осваивается в курсе ОРКСЭ для 4-го класса в рамках одного из 5 модулей по выбору родителей (приказ Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2012 года №1060). (См. рис. 6.) Названия образовательных областей для 10-11-х классов не дублируют названия областей для 5-9-х классов и содержат другие предметы. Это создает условия для разработки более гибких планов с высокой степенью свободы выбора. Согласно требованиям стандарта в каждый учебный план на уровне среднего общего образования должны входить 6 обязательных предметов (они отмечены на рисунке). К ним относятся: «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». Среди обязательных учебных предметов есть 6 предметов, которые изучают только на базовом уровне. При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Таким образом, учебный план профиля обучения должен содержать 9(10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области. Эти правила действуют также и для индивидуальных учебных планов. Кроме выполнения этих правил стандартом не предусмотрено других границ для выбора учащихся. Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные предметы «Естествознание», «Обществознание», «Россия в мире», «Экология», дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся. (См. рис. 7.)Существует ли алгоритм перехода на ЭУП?С января 2014 года к реализации эффективных учебных планов перешли более 180 московских школ. Проект сопровождает рабочая группа, в составе которой директора крупных образовательных организаций, представители совета родительской общественности и системы управления образованием. Рабочая группа изучала опыт школ и определила общую последовательность действий. Каждая школа внимательно изучала все нормативные документы, которые регламентируют переход на ЭУП. Перечень документов был размещен на сайте городского методического центра. (См. рис. 8.) Затем школа проводила аудит готовности к переходу на новые стандарты. Рекомендации по самообследованию также размещены на сайте Департамента образования и на mosmetod.ru. Для удобства использования форма аудита была переведена из текстового формата в формат электронной таблицы excel с автоматическим подсчетом полученных баллов по 13 группам условий. Учебный план составляли на основе потребностей учащихся, мнения родителей и управляющих советов школ. В этот период проводили семинары в округах, презентации которых также размещены на сайте ГМЦ. Школа утверждала локальные документы о переходе на ЭУП: – приказ о переходе на ФГОС; – приказ о реализации ЭУП; – приказ о поправках в положение об оплате труда и о стимулировании труда, о промежуточной аттестации. Такому алгоритму следовали все образовательные организации, переходящие на ЭУП. (См. рис. 9.)Подсчет модификаций учебного плана на уровне среднего основного образования показал, что в 10-11-х классах может быть не менее 15 разных вариантов плана, внутри каждого из 5 профилей – не менее 4-5 вариантов. Например, для учащихся, которые планируют поступать в Менделеевский университет, в учебном плане могут быть химия на углубленном уровне и курсы по выбору, расширяющие содержание по химии, а для учащихся, готовящихся поступать на физический факультет МГУ, потребуются физика на углубленном уровне и соответствующие курсы по выбору. При этом оба учебных плана соответствуют естественно-научному профилю и часы могут освобождаться за счет выбора предмета «Россия в мире». (См. рис. 10).Этапы пути Важный этап – изучение нормативной базы, которой необходимо следовать в расчете часов. Большая часть московских школ перешла к работе по 5-дневной учебной неделе, поэтому объем предельно допустимой образовательной нагрузки для этих школ определяется согласно таблице 3 СанПиН в части 5-дневной недели. Предельно допустимая недельная нагрузка – это количество часов, которое может быть использовано не только на изучение обязательных предметов, но и курсов по выбору учащихся. В процессе семинаров и встреч с завучами оказалось, что в сознании управленцев бытует мнение о том, что предельно допустимая нагрузка должна быть обязательно достигнута в каждом учебном плане. Но главный принцип ЭУП – это учет выбора учащихся, а не учебная перегрузка. Третья колонка цифр в таблице – государственная гарантия. Важно заметить, что эффективный учебный план составляется в интересах учащихся, а не в интересах педагогов, поэтому если ученик не выбрал дополнительные часы для изучения предметов, то школа оставляет их в качестве резервного времени, учащиеся могут использовать эти часы по своему выбору для освоения научного и культурно-образовательного пространства города. За счет эффективного распределения времени учащиеся получают не только возможность углубленного изучения выбранных предметов. Освобожденные часы могут расходоваться для выполнения индивидуальных учебных проектов, реализация которых должна быть предусмотрена в каждом учебном плане на уровне среднего общего образования, но может быть организована в разных формах. В рамках свободного времени учащиеся могут готовить проекты на интересующие их темы и выступать на фестивалях научно-технического творчества, представлять свои культурно-образовательные проекты в программе предметных и метапредметных олимпиад. Ученики могут использовать это время для освоения пространства родного города, знакомиться с его культурой, историей, общественной жизнью, экономикой и инфраструктурой. Резервные часы учащиеся могут использовать на посещение лекций известных исследователей и ученых, преподавателей вузов, в которые стремятся поступить после школы. Освобожденные часы дают ученикам возможность участвовать в форумах по проблемам профессионального самоопределения. За счет освобожденных часов старшеклассники могут посещать мероприятия проекта «Профессиональные среды», участвовать в мастер-классах лидеров различных профессий и непосредственно общаться с будущими работодателями. Механизмы реализации эффективного учебного плана Основные правила составления учебных планов содержат стандарты.Первый механизм – опыт школ, переходящих на ЭУП, показывает, что для реализации части учебных предметов требуется дистанционная поддержка. Это обусловлено тем, что оптимизация временных затрат предполагает изучение предметов, которые не стали ключевыми в выбранном профиле, за меньшее количество часов. Например, учащиеся 11-х классов, выбравшие гуманитарный профиль, могут выбрать предмет «Естествознание» вместо физики, химии и биологии. В этом случае программа предмета может быть разделена на модули, которые учащиеся изучают на основе ЭОР и индивидуальных консультаций с учителем. Стоит заметить, что дистанционная поддержка может потребоваться и для изучения профильных предметов и курсов по выбору. Второй механизм – гибкое расписание. При внедрении ЭУП возникает сложная логистика в планировании занятий с учетом работы в подгруппах, возможностью чередования уроков и внеурочной деятельности, включения курсов по выбора в первую половину дня. В реализации выбора учащихся школа должна научиться эффективно планировать учебное время, рассмотреть варианты переноса внеурочной деятельности на один день для проведения занятий в больших группах на базе одного из помещений комплекса. Для эффективного изучения теоретических частей курсов могут быть организованы поточные лекции для всей параллели. Третий механизм – модульное построение рабочих программ позволяет точно спланировать, в какие периоды будут изучать те или иные КЭС, заранее информировать о сроках аттестации и демо-версиях КИМов, обеспечить эффективность изучения модулей. Например, в курсе биологии в 8-м классе тему «Общие свойства живого организма и уровни его организации» в модуле «Человек и его здоровье» может читать школьный учитель, а тему «Нейрогуморальная регуляция функций организма» – известный преподаватель университета, в который будут поступать ученики. Четвертый механизм – потребность в сетевой форме реализации программ и организация зачета в другой организации возникает в первую очередь в тех школах, где есть ученики, выбравшие спортивную или творческую карьеру и посещающие спортивные или музыкальные школы. При этом школа может предоставить ученику возможность проходить всю программу по физической культуре (или по музыке) в другой организации, которая будет проводить зачет по итогам обучения. Некоторые школы выбрали другой вариант: школа обеспечивает обучение и аттестацию по теоретическим темам, а спортивная организация – по практическим (нормативы). Механизмы организации выбора учащихся: анализ программ среднего и высшего профессионального образования; анализ свободных мест в колледжах и вузах; анализ рынка рабочих мест и профессий; выбор учащимися предмета в рамках ОГЭ; исследование индивидуальных потребностей (анкетирование, опрос на сайте школы); обсуждение на заседаниях органов государственно-общественного управления; дополнительное образование, внеурочная деятельность и курсы по выбору учащихся, поддерживающие профильное обучение. Как провести эффективный урок?Прежде всего нужно определить, какой урок может быть эффективным. Ответ на этот вопрос есть в Федеральном законе «Об образовании в РФ» и в стандарте. Во 2-й статье Закона указано, что образование – это организация деятельности обучающихся, направленной на освоение нового социального опыта, умений и навыков, необходимых в жизни, в стандарте указано, что ведущий подход в общем образовании – системно-деятельностный подход. Таким образом, главный признак эффективного урока – наличие учебной деятельности учащихся. Основные признаки эффективного урока: точно определены контролируемые элементы содержания образования, осваиваемые учащимися, урок – элемент системы формирования межпредметных понятий; точно выбраны информационно-методические материалы: параграф учебника, рабочие листы, маршрутные карты, индивидуальные наборы дидактических материалов; выбраны эффективные (интенсивные) методы обучения; организована учебная деятельность учащихся (решение учебных задач); для освоения КЭС учащиеся используют учебное оборудование и другие информационно-технологические средства; реализована система оценки результатов, позволяющая оценить динамику освоения результатов обучения. (См. рис. 11.)Например, во время коуч-сессий для учителей по проблеме проведения «Уроков в Москве» самым частым стал вопрос о том, где же найти готовые сценарии уроков для максимально возможного количества классов и тем. Учителя не готовы принять, что сегодня урок не сводится к работе по старому конспекту, прочтению параграфа учебника или решению задач. Эффективный учитель должен научиться отбирать материалы для урока. Фотографии, тексты для учеников и педагогов, измерительные материалы, размещенные на сайте mosmetod.ru, представляют собой лишь конструктор, а выбор элементов для эффективного урока – задача учителя. (См. рис. 12.)Правильный выбор методов обучения – еще один критерий эффективности урока. Для этого выбора учитель должен понять, какие методы обучения подходят для конкретного класса, группы или ученика. Например, для повышения эффективности обучения в классе с универсальным профилем можно применять методы на основе реконструирования материала, а в классах с гуманитарным профилем при изучении литературы, истории можно использовать методы на основе интенсификации деятельности учащихся (организационно-деловые игры, дебаты, метод взаимного обучения), метод проектов. Выбирая тот или иной метод, учитель должен знать алгоритм организации деятельности учеников, например, многие учителя применяют метод лекции, но забывают о том, что перед началом ее использования в классе нужно понять, владеют ли ученики навыками конспектирования, написания плана текста, определения ключевых идей. Без этого лекция из метода обучения превращается в вид деятельности педагога и не решает образовательных задач. А самое важно, что учитель должен проделать, – это определить границы применения педагогического метода, учитывая особенности освоения результатов образования, возраст учащихся, необходимость интенсификации изучения данной темы. Например, метод укрупнения дидактических единиц был разработан в середине XX века П.Эрдниевым (специально для изучения математики, информатики, химии и физики, поскольку содержание этих предметов позволяет легко выделять эти крупные единицы). Например, в изучении математики: 1) ученик изучает одновременно взаимно обратные действия и операции: сложение и вычитание, возведение в степень и извлечение корня, заключение в скобки и раскрытие скобок;2) обучающийся сравнивает противоположные понятия, рассматривая их одновременно: прямая и обратная теоремы; прямая и противоположная теоремы; прямая и обратная функции, возрастание и убывание функций;3) обучающийся сопоставляет родственные и аналогичные понятия: уравнения и неравенства, арифметические и геометрические прогрессии, одноименные законы и свойства действий первой и второй ступени и т. д.;4) обучающийся сопоставляет этапы работы над упражнением, способы решения, например: графический и аналитический способы решений системы уравнений. Таким образом, правильный выбор методов обучения – один из важных критериев эффективности урока и эффективности учителя. Именно методы определяют, будет ли на уроке организована деятельность детей или им придется слушать учителя, вместо того чтобы осваивать новые умения. Работая совместно с МГПУ над созданием примерной основной образовательной программы основного общего образования, мы поняли, что перечень методов – одна из необходимых частей этой программы. (См. рис. 13.)В определениях, приведенных в Законе и в стандарте, говорится о деятельности обучающихся. Какую деятельность организует учитель, проводящий эффективный урок? Поскольку в стандарте в качестве ведущего утвержден системно-деятельностный подход, то целесообразно обратиться к трудам В.Давыдова, чтобы понять, каковы его этапы. Самое главное отличие учебной деятельности от любых других видов состоит в наличии и решении учебных задач. В книге «Проблемы развивающего обучения» Василий Васильевич представил модель постановки учебных задач, которая включает 5 этапов:1. Определение «зоны незнания» и соответственно способа решения задачи (поиска неизвестного).2. Создание ситуации жизненной необходимости решения.3. Создание ситуации самостоятельного поиска решения.4. Моделирование выделенного отношения (в графической, предметной и др. формах) – схематическая запись, чертеж, рисунок задачи. 5. Самостоятельное формулирование учащимися способа решения задачи.В таком понимании переписывание таблицы из учебника в тетрадь, безмолвное слушание и многократное выполнение однотипных упражнений не учебная деятельность. Учитель, не способный организовать деятельность учеников, не может провести эффективный урок. (См. рис. 14.) Еще один важный признак эффективности урока – создание возможности использования учебного оборудования, компьютерной техники, электронных образовательных ресурсов и других элементов инновационной образовательной среды. Когда учитель готовится к уроку, то на основе поурочного планирования он должен составить сценарий урока, в котором проектируется деятельность учащихся. Каждый отдельный урок проводится в определенных условиях: практикум по физике требует наличия цифровых лабораторий, компьютерной техники и электронных микроскопов, а для онлайн-конференции необходимы подключение к сети Интернет и рабочие места с веб-камерами и гарнитурами. Это связано с содержанием материально-технических условий реализации ООП, и без учета этих условий учитель не сможет организовать эффективный урок.Как понять, присутствовали ли вы на эффективном уроке или нет? Нужно заполнить такую табличку, и все сразу станет понятно. (См. рис. 15.)Марианна ЛЕБЕДЕВА, директор Московского городского методического центра
Комментарии