search
main
0

Столичная сказка. На каникулах вся страна отдыхала, а «пеликаны» работали

Родные и друзья пытались отговорить их от опрометчивого шага. Какой же нормальный человек по доброй воле во время каникул будет учиться и работать? Но они упрямо паковали сумки и никого не слушали. Они участвовали в летних межрегиональных экологических экспедициях, о которых не раз писала «Учительская газета», а теперь решили отказаться и от зимних праздников. Именно для этих «нестандартных» товарищей, учителей года России и их учеников, Центральный округ Москвы с 3 по 8 января 2006 года организовал «Зимнюю школу».

Из 13-го вагона – в XXI век

Омской и новосибирской делегациям, чтобы оказаться в столице 3 января, пришлось сесть в поезд прямо из-за праздничного стола. Молодая семейная пара учителей года из города Ейск Краснодарского края Андрей и Галина Семке планировала совершить романтическое путешествие, а попала в 13-й вагон: разбитое стекло, проводник, отлично отметивший Новый год, холод и запертые двери на полустанках. Экспедиционщику со стажем невзгоды не помеха. Ведь впереди Москва, встреча с друзьями, уроки и мастер-классы.

Программа работы «Зимней школы» была насыщена до предела. За пять дней предстояло дать открытые уроки, посмотреть Москву, выпустить по итогам работы журнал и мультимедиа-диск с методическими разработками участников.

3 января на открытии, которое проходило в актовом зале московской школы №1259, гостей приветствовала Вера ЛОПАТИНА, начальник Центрального окружного управления образования. Вера Ивановна рассказала о том, что еще год назад этого уютного актового зала не существовало. Здесь были сломанные стены старого школьного здания. Всего год ученики и учителя ютились в соседней школе, а когда вернулись обратно, то вошли в настоящую школу XXI века с классами, оснащенными по последнему слову техники.

Учеников «Зимней школы» поздравили помощник генерального директора издательства «Академкнига/Учебник» Евгений ТРАВИН, главный редактор журнала «Биология в школе» Людмила РЕБРОВА и главный редактор журнала «Химия в школе» Людмила ЛЕВИНА. Наряду с Министерством образования и науки РФ и «Учительской газетой» предметные журналы поддерживают экологические экспедиции участников всероссийского конкурса. Экспедиции, которые четыре года назад придумал и осуществил Владимир ГОЛОВНЕР, учитель химии той самой школы XXI века.

Гостей разместили в опустевшем на время каникул школе-интернате №28 для детей с недостатками слуха и речи. Охранники, строгие правила, голые казенные стены – для «пеликанов» это только повод мило улыбнуться и, несмотря на запрет, после отбоя крадучись добраться до комнаты, из которой раздается звук гитары. «Со своим уставом в чужой монастырь не лезут, – объясняют ребятам учителя. – В этом интернате учатся другие дети, и персонал привык с ними общаться строго».

Очевидное и невероятное

Центральный округ столицы первым воплотил амбициозную мечту московского правительства – 80 человек из 12 регионов России на целых пять дней были организованы во временный учебный коллектив во главе с учителями года. Авторские методики, уникальные уроки, безотметочное обучение, азарт в глазах – все это стало возможно благодаря координатору проекта, директору научно-методического центра Центрального окружного управления образования Москвы Марианне ЛЕБЕДЕВОЙ.

Не верите, что все это возможно? А вы посидите на уроках.

Оказывается, помещения, в которых мы учимся, должны быть определенным образом обустроены. По крайней мере такой вывод сделали участники урока Анжелы ПИНЮКОВОЙ, учителя химии из Людинова Калужской области, когда давали гигиеническую оценку рабочего места. Ученики работали в группах. Они изучали санитарные нормы для содержания учебных помещений и ученических мест, исследовали класс на соответствие этим нормам: измеряли люксометром освещенность рабочих мест, мощность вентиляции, кубатуру помещения, школьную мебель на росто-возрастные показатели.

Настоящие шпионские страсти развернулись на уроке химии у Оксаны ВЕРЕЖНИКОВОЙ из города Сарова Нижегородской области. Ребята и взрослые узнали, что человечество постоянно экспериментировало с тайнописью. Для создания невидимых чернил использовали молоко, экстракты различных растений, а для прочтения подобных шпионских донесений достаточно было просто прогладить бумагу утюгом.

Физик из Ейска Андрей Семке привез на «Зимнюю школу» занятие под названием «Электричество в живой природе». Школяры изучали строение живых организмов и наблюдали, как вырабатывается электричество. Оказывается, для того чтобы подсчитать электрическое напряжение у ската, необходимо знать определенные физические законы. При помощи омметра можно измерять и человеческое сопротивление, например, кожного покрова рук. Все, конечно, знают, что влажными руками нельзя трогать электропроводку, но не все знают, что это напрямую связано с сопротивлением, которое при увлажнении резко падает.

После урока «Очевидное-невероятное в химии» Ирины МАРКИНОЙ из Республики Адыгея ни один ученик «Зимней школы» не возьмет с собой в экспедицию к Южному полюсу консервы в оловянных банках, чтобы не повторить судьбу знаменитого исследователя Скотта и его спутников. Оказывается, олово, которым запаивали банки в начале XX века, при низких температурах меняет свою структуру и становится хрупким. Кроме этого, они обязательно запасутся серебряной посудой, как аристократы в войске Александра Македонского. Именно обеззараживающие свойства серебра спасли их от эпидемических заболеваний.

Для того чтобы побывать в Японии, не обязательно покупать дорогой туристический тур, можно посетить урок Светланы ЖИГАНОВОЙ, географа из города Сарова Нижегородской области. Здесь можно было узнать все о японской семье, японских традициях, японской технике. Светлана Алексеевна давала ученикам всю необходимую информацию, а их задача была составить «слайд»-лист и рассказать свою тему коллегам из соседних групп.

Пожалуй, самый неординарный урок показал учитель истории из поселка Муромцево-2 Омской области Александр РАХНО. На мультимедийном проекторе перед классом – эпизоды из разных периодов истории человечества: бронзовый век, каменный, железный. К каждой картине ученики набрасывают ассоциации, которые первыми приходят на ум. Александр Витальевич обобщает ассоциации и попутно рассказывает невымышленные истории.

Об интегративных уроках сегодня говорят на каждом шагу. А зачем говорить, если можно взять и сделать такой урок на тему «Пульс природы. Биоритмы». Биолог Наталья МЯСНИКОВА и психолог Мария СОКОЛОВА из города Мурома Владимирской области доказали ученикам, что естественные часы (ритмы), которые заложены в каждый живой организм, вписываются в повседневную жизнь человека. Оказывается, от даты нашего рождения можно отложить регулярно чередующиеся циклы подъема и спада эмоциональной, интеллектуальной и творческой активности. А знание личных биоритмов помогает жаворонкам и совам планировать жизнь.

Химик из Волгограда Елена МЕЙСНЕР задалась целью исследовать молоко разных производителей по химическим и физическим показателям и определить, что можно употреблять в пищу, а что лучше не покупать. За первые очки по цветности, зернистости, густоте, содержанию белков, углеводов и правильной кислотности боролись «33 коровы», «Лианозовское» и «Домик в деревне». Кто победил? Эта информация – для производителей.

О ВИЧ-инфекции нужно говорить и особенно часто со старшими школьниками, считает Александр БУХАНИСТОВ, биолог из поселка Маслянино Новосибирской области. Учитель обязан рассказать им о проблеме и вывести из информационного вакуума. А если он делает это с шутками и играми, то комплекс по поводу публичного обсуждения проблемы исчезает после первых минут урока.

Они не убегают

Но уроки – далеко не вся программа рабочих каникул. Мероприятия межрегиональной «Зимней школы» были открытыми, стали своеобразной стажировкой для учителей образовательных учреждений Центрального округа Москвы, особенно тех, кто в этом году принимает участие в конкурсе «Учитель года». За пять дней работы «Зимней школы» было дано 60 открытых уроков. Кроме того, на базе «Зимней школы» провели мастер-классы лучшие учителя Москвы: Игорь Агапов (учитель года Москвы-1996), Ирина Хачатрян (учитель года Москвы-2000), Андрей Милехин (учитель года Москвы-2001), а также финалисты Всероссийского конкурса «Учитель года России-2000» Евгений Травин и Елена Смолина. Весь состав школы побывал на мастер-классе в уникальном центре ремесел «Школьное подворье» на базе центра образования №293. Кстати, его директор Александр Глозман – победитель Московского и Всероссийского конкурсов «Учитель года-1997».

В потоке событий особенно ценно наблюдение со стороны. Наверное, все участники московской экспедиции вспоминают этот забавный случай.

Охранник Наир, который каждый день исправно встречал и провожал гостей в школе-интернате, скрупулезно записывал фамилии в специальную тетрадь и ни за какие блага мира не соглашался выпускать детей без сопровождения взрослых, в последний день, растроганный расставанием, подошел к группе учителей и спросил:

– Я не понимаю, почему они у вас не убегают?

Как бы был поражен доблестный защитник школьных дверей, если бы узнал, что дети приехали учиться в Москву совершенно добровольно. И уезжать домой догуливать каникулы им совсем не хотелось…

Владимир ГОЛОВНЕР, Дарья ЖУРАВЛЕНКО-СЛАВЯНСКАЯ

Александр БУХАНИСТОВ рассказывает о «чуме XXI века». Фото Алексея МЕЙСНЕРА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте