Обсуждая реформу московского образования, некоторые родители до сих пор считают, что цель реформы – сокращение финансирования, дети перегружены и находятся под постоянной угрозой несдачи ЕГЭ, при объединении школ в комплексы теряется атмосфера семейного общения и рушатся традиции, падает уровень воспитательной работы. Подтверждение своих слов они видят в ситуации, сложившейся в школе №263. Категорически не согласен с такой позицией.
Начну с того, что школа №263 – малокомплектная школа, которая не принимала участие в реорганизации. Трагедия, которая в ней произошла, выявила типичные проблемы, существующие в таких образовательных учреждениях:- низкий уровень качества образования и воспитания, о чем свидетельствуют итоги ГИА, ЕГЭ, результаты участия школьников в олимпиадах и конкурсах;- слабая работа психологов, социальных педагогов;- отсутствие системы стимулирования классных руководителей (рост заработной платы в малокомплектной школе обеспечивается перегрузкой учителей, при которой классное руководство становится вторичной деятельностью);- малоэффективная работа с семьей; – отсутствие системной работы с отстающими и одаренными детьми.В таких школах под видом сохранения традиций фактически происходит консервация неэффективной системы управления и организации учебно-воспитательного процесса. Как следствие происходит снижение количества учащихся (в школе №263 – на 86 человек за последний период). В условиях быстроразвивающейся системы образования города эта школа не смогла реализовать предоставленные возможности по созданию высококвалифицированного педагогического коллектива и сильной управленческой команды. Специалисты в такой школе для увеличения своей заработной платы вынуждены совмещать несколько должностей, социальный педагог школы №263 совмещала должность педагога дополнительного образования, это бесспорно влияет на качество работы. В школе нет высококвалифицированного психолога, который бы отвечал за создание комфортного климата в учреждении и мог оказать профессиональную помощь классным руководителям, учителям, администрации в работе с детьми. Создание крупных образовательных комплексов в Москве обусловлено в первую очередь обеспечением доступности каждому ребенку качественного образования. В многопрофильном, многофункциональном комплексе значительно возрастают возможности каждого ученика встретить талантливого учителя, расширяются направления профильного обучения, создаются образовательные объединения по интересам ребенка. Родители вспоминают, что в их классах было по 40-45 учащихся, но учителя находили подход ко всем, дети были единой командой. Не могу не согласиться, что качество образования и душевная атмосфера не зависят от количества детей в классе. Конечно, перед нами не стоит задача открывать классы по 40 человек, но мы должны понимать, что образовательные результаты и комфорт ребенка зависят в первую очередь от профессионализма педагогического коллектива, а руководить таким коллективом должен сильный директор. Введенные в Москве система аттестации и порядок назначения руководителей показывают высокий уровень требований к кандидатам на должность директора московской школы. Если в предыдущие годы можно было говорить об отдельных школах, которые обеспечивали качественное образование (и мы помним, как непросто было попасть в эти школы), то на нынешнем этапе происходит формирование системы массового качественного и разнообразного образования. Подтверждение этого:- уверенный рост количества победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (в округе – в 1,5 раза, с 14 учащихся в 2010-2011 уч. г. до 22 учащихся в 2012-2013 уч. г.);- рост результатов единого государственного экзамена (доля выпускников, окончивших школы СВАО, в которых не менее 5 учащихся набрали 220 баллов по ЕГЭ, возросла с 57% в 2011 году до 73% в 2013 году, по городу цифра еще выше – 79%).Доля и количество школ, ученики которых демонстрируют высокие учебные результаты за последние годы, также существенно выросли. Снижение финансирования образовательных организаций не цель реформ в образовании. В результате внедрения новых финансово-экономических и организационных механизмов все школы Москвы получили равные возможности независимо от статуса. Бюджет образовательных учреждений округа увеличился с 11,2 млрд руб. в 2010 до 17,2 млрд руб. в 2013 году, существенно улучшилось материально-техническое оснащение образовательных учреждений, рабочие места педагогов и учебные кабинеты за счет городского бюджета оснащены современным оборудованием. Средняя заработная плата учителей округа возросла на 62% (в 2010 году – 43,8 тыс. руб., в 2013 году – 70,7 тыс. руб.)Отвечая на вопрос о перегрузках школьников, отмечу, что переход на эффективный учебный план в рамках 5-дневной учебной недели, многопрофильная старшая школа, использование социокультурных возможностей города в образовательном процессе позволили уменьшить учебную нагрузку на ребенка. За счет эффективной профильной школы ребенок без дополнительных перегрузок может подготовиться к итоговой аттестации по тем предметам, которые важны для продолжения образования. За счет отказа от подготовки лишних отчетов, введения электронного журнала и дневника снижается нагрузка на учителя и повышается качество взаимодействия с родителями. Освобождающееся время педагоги могут использовать для проведения качественной воспитательной работы с учащимися. В связи с финансовой самостоятельностью школ, в том числе и в оплате труда педагогических работников, у образовательных организаций появились возможность стимулировать педагогов – лучших по личностным и профессиональным качествам – работать классными руководителями. Необходимо отметить, что хорошая школа обеспечивает хорошие результаты ее учащихся. Эти результаты – отражение ее системы ценностей, ее уклада. Объединение образовательных организаций в комплекс не означает отказ от их традиций, а дает дополнительную возможность их интеграции и развития в интересах детей. Вместе с тем родители еще раз ставят перед системой образования крайне важный вопрос, на который необходимо обратить внимание всем руководителям образовательных организаций и членам педагогических коллективов. Проблемы создания эффективных образовательных организаций, развития воспитательной системы находятся под постоянным контролем окружного управления и будут рассматриваться на заседаниях межрайонных советов директоров, встречах с управляющими советами и родительской общественностью. Случившаяся трагедия в школе №263 заставила нас еще раз более внимательно посмотреть на работу округа по профилактике преступности среди несовершеннолетних. Северо-Восточное окружное управление образования осуществляет системную работу в этом направлении на основании Комплексного плана мероприятий по противодействию экстремистским проявлениям среди обучающихся и воспитанников государственных образовательных учреждений системы Департамента образования, совместных планов работы образовательных учреждений с районными ОМВД. На внутришкольном учете в образовательных учреждениях округа состоят 678 учащихся, систематически нарушающих устав школы, совершивших правонарушения, состоящих на учете в районных КДН и ЗП, ОМВД. Основными причинам постановки на учет стало нарушение не только устава школы и правил поведения обучающегося, но и противоправные действия, склонность к пропускам занятий без уважительных причин. На учете ПДН ОМВД – 478 учащихся, в районных КДН и ЗП – 406. В течение года образовательные учреждения ведут учет учащихся, не посещающих или систематически пропускающих занятия без уважительной причины, информация своевременно направляется в районные КДН и ЗП, ОВД для организации взаимодействия по возвращению несовершеннолетних к занятиям. Социальные педагоги, психологи образовательных учреждений оказывают психолого-педагогическую помощь родителям и учащимся, социальное сопровождение учащихся и их семей. Проблемы поведения учащихся в присутствии родителей рассматривают на заседаниях школьных советов профилактики, педагогических советов, в каждом конкретном случае при выявлении причины непосещения школы разрабатывается программа оказания помощи семье и ребенку. Такие программы составлены в отношении всех детей, учтенных в банке данных за систематические пропуски, противоправное поведение. Количество учащихся, длительно не посещающих или систематически пропускающих занятия без уважительной причины в образовательных учреждениях округа на 01.02.2014 года, – 30 человек, из них 7 – в розыске, родители 23 ребят не справляются с воспитанием и обучением детей или уклоняются от этого. В рамках Единых дней правовых знаний школьникам разъясняют их ответственность за разжигание национальной розни и экстремизма, в работе школы используют такие формы, как дискуссионные клубы, мультимедийные презентации, видеоуроки, охватывая в рамках округа более 80000 учеников. Повышение правовой грамотности обучающихся, воспитание толерантности, профилактику негативных проявлений школы реализуют с помощью лекций, бесед, интерактивных занятий, на которые приглашают инспекторов ПДН, специалистов КДН и ЗП, представителей родительской общественности, центров психолого-медико-социального сопровождения, студентов юридических вузов. На родительских собраниях в ноябре-декабре 2013 года с привлечением сотрудников ОМВД, КДН и ЗП рассматривали вопросы профилактики правонарушений среди подростков и недопущения их участия в объединениях антиобщественной направленности, несанкционированных мероприятиях. Руководителям образовательных организаций мы рекомендовали внести дополнения в планы воспитательной работы на 2013-2014 учебный год, классным руководителям и социальным педагогам совместно с психологами – проанализировать уровень профилактической работы в классных коллективах. Мы направили в учреждения рекомендации «О правилах безопасного поведения обучающейся молодежи в местах массового скопления людей», разработанные МГППУ. Во всех образовательных учреждениях округа есть план совместных профилактических мероприятий подразделений по делам несовершеннолетних и педагогического коллектива школ. В учебных заведениях оформлены стенды по правовым знаниям, на которых размещена информация о сотрудниках ПДН, УУП, обслуживающих микрорайон школы, во всех учебных заведениях работают советы профилактики, на которых в присутствии сотрудников ПДН обсуждают несовершеннолетних правонарушителей. При составлении социального паспорта каждой конкретной школы совместно со школьными инспекторами она выявляет наиболее значимые задачи по проведению профилактической работы. Окружное управление образования своевременно информирует органы внутренних дел о противоправном поведении обучающихся; о фактах применения к обучающимися и воспитанникам методов воспитания, связанных с физическим, психическим и иным насилием над личностью ребенка; о ненадлежащем исполнении родителями и иными лицами обязанностей по воспитанию детей; о случаях проживания учащихся в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. По результатам ежеквартальных сверок с ПДН организована индивидуальная работа с учащимися, попавшими в поле зрения полиции (психолого-педагогическое сопровождение учащегося, контроль за организацией свободного времени). Столичная школа сегодня должна стать поистине умной школой. В такой школе отдают отчет о той большой учебной и воспитательной работе, которая должна сегодня проходить с подрастающим поколением. Именно такая школа нужна столице, и, думаю, мы приложим все силы, чтобы каждая школа СВАО стала такой школой.Павел КУЗЬМИН, начальник Север-Восточного окружного управления образования
Комментарии