Продолжая серию семинаров «Актуальные исследования и разработки в области образования», Высшая школа экономики обратила внимание на проблемы современности. Очередной семинар, прошедший в начале декабря, носил образное название – «Америка за школьной партой» – и был посвящен обсуждению одноименной книги одного из известнейших специалистов в образовании США, профессора Патриции Альбьерг Грэм.
Начала профессор Грэм свое выступление с рассказа о маленьком мальчике из Дании, которому предстояло идти в американскую школу. Новоиспеченный американец испытывал небезосновательную тревогу: старшим братьям и сестрам там не понравилось. Наконец первый школьный день настал, и в ответ на реплику учительницы, обращенную к нему, ребенок, следуя совету отца и не зная никакого языка, кроме родного датского, громко назвал свое полное имя. Раздавшийся смех одноклассников послужил ему хорошим уроком за ответ невпопад. Так начинается история американской школы минувшего столетия – с периода, который в интерпретации Патриции Грэм назван периодом «Ассимиляция». Длился он с 1900 по 1920 год. Основным направлением работы здесь являлись «американизация» иммигрантов и как следствие полный запрет на общение на родном языке – в ходу только английский. Так дети быстрее научатся говорить на языке страны, в которой им еще жить и учиться дальше. А чтобы они более охотно общались на пока еще непривычном наречии, приходилось убеждать их даже с помощью розог. Немного математики, истории, естественных наук и, конечно, патриотическое воспитание, которое строилось на рассказах о деяниях героев Америки: от первых колонистов до первого президента США Джорджа Вашингтона. Такова была учебная программа американской школы начала XX века. Но и она делала свое дело: если в 1900 году из средней школы выпускалось всего 6% учащихся, то к 1920 году – уже 20%.Но история о незадачливом первокласснике-иммигранте рассказана не просто так. Оглянувшись на экран с черно-белой фотографией смущенного восьмилетнего ребенка, профессор Грэм поинтересовалась:- Знаете, как его зовут? – и тут же сама, умело вплетая в повествование историю своей семьи, ответила. – Виктор Линкольн Альбьерг. Это мой отец.По словам докладчика, образовательная система США на протяжении всего XX века, да и по большому счету сегодня тоже, находится в процессе непрерывного реформирования. Одним из наиболее мощных двигателей этих изменений является критика со стороны общества. И в итоге общество всегда получает те изменения, которых требует. Правда, как отметила профессор, примерно на пятьдесят лет позже. Таким образом, получается, что каждое новое поколение решает проблемы школы ретроспективно: то есть не те, что есть сейчас, а те, что были в школе в их времена.То, что происходило на первом этапе развития американского школьного образования в XX веке, не могло устроить всех, особенно утонченных, образованных людей. В связи с этим стали развиваться направления так называемого прогрессивного образования. В частности, Люси Митчелл и Кэролайн Пратт придумали для городской и сельской школы Нью-Йорка такую программу, в рамках которой дети в достаточно свободной форме учились основам чтения и арифметики, беседовали, рисовали, играли во дворе или работали в школьной мастерской. Конечно же, все уроки проводились по расписанию, однако можно было изменить свой распорядок и, если читать и заниматься арифметическими упражнениями не хочется, вновь пойти в мастерскую и поработать руками. В итоге это был период крайностей: в одних школах властвовала жесткая дисциплина, в других процветали чуткость и добродушие.Второй период в истории американской школы XX века назван периодом «Адаптация». Он продолжается с 1920 по 1954 год. Вырабатываются новые методики образования. Они крайне интересны детям, потому что больше похожи на игру, однако достаточно спорна их эффективность. Например, вместо привычного заучивания названий географических объектов или изучения полезных ископаемых, встречающихся в том или ином регионе, американскую географию школьники постигали в буквальном смысле на ощупь – создавая объемные карты местности. На первый план в этом периоде также выходит понятие судьбы, или предназначенности: образовательные методики теперь основываются на том, что каждому в жизни предначертано что-то свое и совсем не обязательно всем идти в университет (таких от силы 20%). Остальные могут довольствоваться профессиональным образованием или базовыми знаниями, которые вкупе с бытовой логикой могут помочь стать добросовестным среднестатистическим гражданином своей страны. Тем не менее уже к середине века эта идея подверглась жесткой критике.С 1954 по 1983 год, по словам профессора Грэм, следует период «Доступ». Работать над содержанием образования не перестают. Все больше внимания уделяется одаренным детям, как того требуют родители, появляются специализированные углубленные курсы предметов. Например, новая программа по математике, разработанная в Иллинойсском университете и введенная в 1960 году. Однако все эти содержательные новшества дополняются еще и одним фундаментальным. В 1954 году в Америке была запрещена расовая сегрегация в государственных школах, и теперь за одной партой легко могли оказаться выходцы из белых образованных семей и темнокожий ребенок, который первый в своем семействе пошел получать образование. Не готовы к этому были не только умудренные годами, опытом и предрассудками родители, но и сами дети. Не готовы были учителя и директора, и не подчиняющиеся новым требованиям школы закрывались. Год спустя сама профессор впервые пришла в школу – еще более переполненную учениками и недоукомплектованную учителями, чем прежде. Более сорока человек в классе – скорее норма, чем досадное исключение из правил. И как в таких условиях учить одаренных и требующих особого подхода?С 1983 года и по настоящее время продолжается период «Борьба за успеваемость». В том же году правительство осознало, что в вопросах образования американская «Нация перед лицом угроз». Именно так назывался документ Национальной комиссии по оценке качества образования. Он был не похож на прочие сухие по языку и оформлению государственные документы. Всего 16 страниц, на которых четко и ярко сказано, что образование США дошло до столь низкого уровня, что не за горами угроза национальной безопасности. Рецепт один – пересмотреть свое отношение к образованию и стать «постоянно обучающимся обществом».Для того чтобы понять, как это сделать, американцы запустили общенациональное тестирование. Тем не менее последствия введения этого тестирования оказались не только положительными: да, оно обеспечило достижение того, за что боролись, – повышение успеваемости. Но в то же время это позволило пренебрегать темами, которые не проверяются в рамках тестов, и в ущерб кругозору натаскивать ребят только на конкретные задания.- Сегодня мы продолжаем «борьбу за успеваемость». Но ведь это еще не все. В первую очередь мы должны научить наших детей с любовью и интересом относиться к самому процессу познания. С нашей помощью они должны развивать свое воображение, оттачивать остроту ума. Мы должны работать над тем, чтобы привить им самоуважение и уважение к другим членам общества. Это те качества, что понадобятся им во взрослой жизни, – подчеркнула в конце своего доклада профессор Грэм и затронула проблему, роднящую не только российскую и американскую школу, но и, пожалуй, характерную сегодня для любой системы образования.Заслуги Патриции Альбьерг Грэм, осмелившейся взять на себя труд провести такой масштабный анализ, нашли отклик у участников семинара в ВШЭ, и, очевидно, многие были согласны с тем, что и российскому образованию не помешало бы такое исследование. Обобщив опыт отечественной школы в XX веке, оно, возможно, позволило бы по-другому относиться к своей образовательной системе и принимать иные решения.
Комментарии