search
main
0

«Стоит мальчишка – мины, пули свищут…». Классный час в начальной школе на тему «Дети и Великая Отечественная война»

Цели: 1. Формирование у школьников патриотической позиции. 2. Воспитание любви к Родине, гордости за Победу в Великой Отечественной войне. 3. Воспитание нравственно-эстетических качеств.

Оборудование: компьютер, музыкальное сопровождение, раздаточный материал  (фотографии, письмо),  панно.Ход  занятияУчитель: Ребята, посмотрите на доску, вам знакома эта дата? (На слайде 9 мая 1945 года.)Ответы детей.Учитель: 9 Мая в 70-й раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы страдания  военных лет и безмерное мужество  народа.Ребята, а когда началась  война? (На слайде 22 июня 1941 года.)Звучит музыка «Священная война».Учитель: На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины. Они делали это ради нас,  ради будущих поколений.Ребята, а как вы думаете, что такое война? Какие ассоциации у вас возникают, когда мы произносим это слово?Дети в группах пишут на листочках ассоциации и затем читают написанное. Учитель: Молодцы! Теперь я хочу вам сказать, что такое  война. 1. В первый день войны им было 17-20 лет. Из  каждых 100 ребят, ушедших на фронт, не вернулись 97. Это война!2. Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов  и поселков!3. Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в день!4. Война – это боль, слезы, смерть, страх, горе, потери!5. Война – это 4 года, 1418 дней и ночей!6. Война – это потери, погибших – 27 миллионов!Весь советский народ встал на защиту Родины. Все взрослые ушли на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом.Ребята, посмотрите на фото – женщина провожает своего сына на фронт. Как вы думаете, а кто остался дома? (Старики, дети, женщины.) Правильно!Сразу повзрослели дети, потому что надо  было помогать взрослым. Ребята, у вас на столах лежат фотографии тех времен,  рассмотрите их внимательно и составьте  рассказ  о том, как дети помогали взрослым во время войны.  1-я группа – мальчик  за станком.2-я группа – подросток-партизан.3-я группа – дети пашут.4-я группа – дети  работают на почте.Ученики работают в группах (5 минут).Учитель: Давайте теперь послушаем ваши рассказы.  Учитель слушает и дополняет ответы детей.1. Мальчик  за станком.Как вы думаете, сколько ему лет? (12-14 лет.) Что вы заметили на фото? (Он стоит на ящиках у сложного станка.) Мальчик заменил своего отца или брата, который ушел на фронт, на заводе некому было работать.Дети стояли по 20 часов у станка. На руках были кровавые мозоли. Дети почти не ели, не высыпались, падали в обморок.2. Есть замечательное стихотворение  Александра Твардовского «Рассказ танкиста».- Я знаю, где их пушка. Я разведал…Я подползал, они вон там, в саду…- Да где же, где?.. – А дайте я поедуНа  танке с вами. Прямо приведу.- Что ж, бой  не ждет.  Влезай сюда, дружище! И вот мы катим к месту вчетвером.Стоит  парнишка – мины, пули свищут, И только рубашонка пузырем.Вот так мальчик помог взрослым в бою на улицах города.А это кто? Подросток-партизан. Мальчишки воевали вместе с партизанами. Вглядитесь в глаза. О чем они говорят? (Тревога, напряжение.) Наверное, поджидают врага. Партизаны  – мирные люди, которые взяли в руки оружие  против фашистов. Они  жили в лесу, в землянках.3.  Девочки впряглись в борону и пашут. Трудно было найти лошадей в деревне, так как их забирали на фронт. И поэтому дети, старики, женщины выполняли эту работу.4. Также дети работали на почте, разносили письма, писали письма на фронт, чтобы поддержать боевой дух. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовались любовь, забота. Перед вами листочки. Они почти такие же, как были в то время. Давайте попробуем написать солдату несколько строк. Что бы вы написали? Дети пишут. Складывают письма в треугольники, как в военные годы. Затем зачитывают свои письма. Учитель: Молодцы! Давайте сейчас послушаем письмо, которое написал мальчик  своему  отцу:«Дорогой папа! Я очень хочу попросить  тебя, чтобы ты громил фашистов что есть мочи и поскорее возвращался домой живым, а то мама плачет. Мы с ней очень скучаем по тебе! Я горжусь, что ты солдат и что у тебя есть орден и медали, что ты защищаешь нас от фашистов. Ждем тебя. Твой сын Женя».Учитель: Давайте еще подумаем, чем могли помочь дети во время войны?Ученики: Девочки вязали теплые вещи для фронта, помогали в госпиталях.ВыводИтак, дети войны работали на заводах, помогали партизанам, ухаживали за больными,  вязали  теплые вещи, писали письма…Учитель: Ребята, вы родились в другое время. О вас в школе заботятся учителя, дома – родители.Давайте представим себя на месте этих детей. Смогли бы вы под дождем в холодной земле копать картошку, чтобы не умереть с голоду, собирать колоски, вместе с партизанами воевать в тылу врага? (Ответы детей.) Я с вами согласна. Нам  пришлось бы взять на свои  плечи эту ношу.Сейчас уже прошло 70 лет  со дня окончания  войны. Детям было в то время по 10-14 лет. Сколько им лет сейчас? (80-84.) Им пришлось многое пережить. Они достойны заботы, внимания и уважения.Ребята, у нас в Бодайбинском районе живут ветераны Великой Отечественной  войны. Это бабушки и дедушки нашей большой бодайбинской семьи. Как мы можем о них позаботиться?  Ученики: Подарить им улыбку, пожелать здоровья, чтобы они чувствовали, что мы их знаем и мы им благодарны.Учитель: Наш народ пережил эту войну и вышел из нее  победителем. Как вы думаете, почему? Было что-то  очень большое и важное, что объединяло людей, вдохновляло на военные и трудовые подвиги. Как думаете, что это? (Любовь к Родине.) Главное, чему нас научила эта война, – любить Родину и защищать мир. Звучит песня «Солнечный круг».​Ирина ЛУЗГИНА, учитель начальных классов средней школы №3 города Бодайбо Иркутской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте