Алексей КАТАНСКИЙ, учитель русского языка школы №281:- Я убежденный противник телевизора! Считаю его самым бесполезным устройством для дома, даже вредным. Более того, я один из тех, кто во всеуслышание называет телевизор зомбоящиком! Этот прибор пока есть в нашей квартире, но выполняет он функцию монитора, антенну к нему так и не подключали. А зачем? Ведь есть Интернет! Любой фильм, любой матч, концерт, документалистика, да что угодно! Никакой тебе рекламы и прочих маркетинговых уловок! Это осознанный выбор нашей семьи. Все, что смотрят наши дети, проходит психолого-педагогический контроль, ведь мы с супругой получили образование в педагогическом. Телевидение сегодня – это не развлечение, оно не отражает реальность, а формирует ее. Многие это уже осознали, поэтому поступают так же. Складывается впечатление, что сценаристы современных молодежных фильмов и телесериалов придерживаются неких клише, опираются на какие-то свои стандарты, исключающие возможность говорить со зрителем о вечных ценностях. Попробуем вообразить эти стандарты…Семья – посторонние люди, мешающиеся под ногами, финансовый источник или же источник неприятностей. Родители в разводе.
Школа – это такое место, о котором в положительном ключе упоминать не стоит: от учителей веет нафталином, уроки – пустая трата времени, экзамены – ни слова про экзамены!Друзья – соучастники правонарушений, ничем не интересуются, кроме компьютерных игр, секса и легкого заработка.Любовь – не существует. Секс, флирт, непродолжительные отношения приветствуются. Создание семьи не планируется. Тема измены раскрывается с особым пристрастием.Темы для шуток – секс, алкоголь, наркотики. Высмеивать семейные ценности, любовь, дружбу, бескорыстие, порядочность, невинность, образование.И это невзирая на то что еще в 2011 году Владимир Путин предложил ориентироваться на известный этический кодекс Хейса, который действовал в Голливуде в 1930-1960-е годы и представлял собой неофициальный стандарт кинематографии США. Подписавшие этот кодекс брали на себя обязательства не снимать фильмы, «снижающие моральные устои аудитории», и показывать только «правильные образы жизни».Проиллюстрирую свои мысли некоторыми цитатами.Телевидение много сделало для психиатрии – как распространяя информацию о ней, так и повышая потребность в ней.Альфред ХичкокВ Лос-Анджелесе мусор уже не выбрасывают. Его перерабатывают в телевизионные шоу.Вуди АлленАкадемик И.Яницкий утверждал: «Здоровая жизнь, основанная на гармоничном духовном развитии, становится «пропуском» в третье тысячелетие, как для отдельных индивидуумов, так и для государств и сообществ в целом». Не могу не согласиться с позицией ученого, уверен, что сетка телевещания, манера подачи информации, наполнение эфира вовсе не способствуют духовному развитию человека.Ребенок, столкнувшийся с телевизором впервые, заворожен, если дети смотрят телевизор перед сном, то потом гораздо дольше успокаиваются и засыпают. Но не только это должно встревожить ответственных родителей. Детский психолог Е.Маркова предлагает рассмотреть некоторые из моделей поведения на примере популярного некогда развивающего мультсериала, рассчитанного на детей самого младшего возраста. Герои мультфильма – разноцветные куклы с телевизорами, вмонтированными в живот. С самого начала производители телепередачи настойчиво позиционировали ее как обучающую… Реклама утверждала, что программа развивает воображение младенцев, облегчает их моторное развитие, способствует довербальному развитию языка и учит обращению с техникой. Но так ли безопасны эти разноцветные порождения чьей-то фантазии?Исследователь провела аналогии между моделью поведения и результатами ее усвоения.Модель поведения: для исполнения желаемого достаточно немного поныть и похлопать в ладошки.Результат усвоения модели: пассивный характер, неспособность добиваться поставленных целей и бороться с жизненными трудностями.Модель поведения: перед сном надо ныть, прятаться, говорить «нет-нет».Результат усвоения модели: неврастения, расстройства сна.Стоит ли говорить про мультфильмы неразвивающие? Думаю, стоит, ведь они без преувеличения бывают опасны для жизни ребенка, как 38-я серия популярного японского сериала о ручных боевых монстрах, эта серия запомнилась тем, что более 500 японских детей в возрасте от трех лет были госпитализированы после ее просмотра с симптомами, которые напоминали припадок эпилепсии. Число пострадавших возросло после частичного повтора мультфильма в новостях. Это происшествие получило в японской прессе название «Шок от «Покемонов» ru.wikipedia.org/wiki/Dennou_Senshi_Porygon.Без сомнения, взрослый человек вправе смотреть все, что ему вздумается (лишь бы на психическом здоровье не сказывалось), но кто убережет от подобных мультфильмов детей, если в доме нет ни одного человека с педагогическим или психологическим образованием, если дома нет ответственных родителей, которые заблаговременно заблокировали доступ к нежелательному контенту? Кто поможет ребенку, если он остался лицом к лицу с телевизором или компьютером? Может быть, маркировка 0+, 6+, 12+?Увы, никто не поможет… Поэтому я призываю широкую общественность подключиться к обсуждению, чтобы привлечь внимание властей к этой проблеме.е пойму, что плохого в телевидении? Да, возможно, некоторые передачи и содержат в себе долю того, от чего бы я хотел оградить своих детей, но все эти передачи согласно закону маркируют определенным образом, и, увидев знак 12+, я могу переключить канал, включить «Дисней ТВ» или телеканал «Детский». Я могу разрешить включение на своем телевизоре (используя встроенные программные возможности) только образовательных телеканалов вроде «Дискавери» или «Моя планета», в мое отсутствие ребенок сможет переключаться только среди разрешенных каналов. Но ограничивать мир для себя, взрослого человека, этими телевизионными передачами я не желаю. Я понимаю, что происходящее на экране нереально, но все же люблю смотреть боевики с моими любимыми актерами, иногда с нетерпением жду очередной серии популярного сериала и с удовольствием провожу час-другой возле экрана телевизора, отвлекаясь на время от мирской суеты и погружаясь в грезы, что в итоге дает мне достаточное количество эмоциональных и психологических сил, так много растрачиваемых мною во время работы… Да и неужели только телевидение учит детей плохому? На мой взгляд, плохому детей учат взрослые, а телевидение – это лишь продукт подобного воспитания. Неужели до появления телевидения или Интернета мир был радостным и беззаботным? Подростки не грубили взрослым, не уходили из семей?Современное телевидение – это в большинстве своем коммерческий проект, направленный на извлечение прибыли. Задача любого директора телеканала – это привлечение как можно большего количества зрителей, а для этого необходимо провести маркетинговое исследование для выявления потребностей (что хотят видеть на экране) зрителей. Результат этих исследований мы видим на экране телевизора. Стоит только посмотреть один выпуск новостей, а там: кого-то убили, виновных не нашли; что-то украли, виновный оправдан; взрывы тут, убийства там; а теперь еще и прогноз погоды. Конечно, тут можно предположить, что все это происки других государств и происки департаментов других стран. Но давайте переместим свой фокус внимания с телевидения на Интернет: различные социальные сети и видеохостинги.До появления видеоблогов существовали текстовые блоги, на которых обычные граждане высказывали свою точку зрения, а со временем эти блоги превратились в коммерческие проекты (пишут по запросу читателей). С появлением видеоблогинга основной фокус внимания был перенесен на них, связано это было, как мне кажется, с особенностью восприятия информации человеком – около 80% информации об окружающем мире мы воспринимаем с помощью зрения. Сегодня самые популярные видео – это различные обзоры, черный юмор, так называемые фейлы (видео, на которых обычно другим людям больно), летсплеи (видео о том, как играют в компьютерные игры другие), короткие скетчи (юмористические видео) с пошлым и неприличным юмором. Про скандалы с самой популярной (наибольшее количество подписчиков) группой российской социальной сети даже говорить не хочется. Более 5 миллионов граждан нашей страны считают подобный юмор нормальным! И это не единственная подобная группа.Более печальным образом выглядят на этом фоне российские научно-познавательные каналы и группы в сравнении с зарубежными аналогами. К примеру, англоязычный канал про технологии развлечения и дизайн по количеству подписчиков превосходит самый популярный канал или группу с непристойным юмором в России! А большинство российских научно-образовательных каналов лишь копируют или переводят на русский язык зарубежные программы, не дотягивая и до трехсот тысяч подписчиков. Этот показатель, как мне кажется, говорит сам за себя. Не телевидение или Интернет воспитывает в наших детях грубость, любовь к быстрой наживе или нездоровый образ жизни. Мы с вами, и только мы, воспитываем наших детей.В современном мире работа учителя и школы должна быть направлена не только на обучение ребенка определенным знаниям, умениям, навыкам, учитель и школа прежде всего должны сформировать у ребенка: патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, толерантное сознание и поведение, нравственное сознание и поведение, эстетическое отношение к миру, принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – все это в полной мере описано во ФГОС. Но возможно ли сформировать все эти качества без участия родительской общественности? Мой ответ: нет! Работа учителя и школы должна быть также направлена и на родителей учеников путем всяческого привлечения их к участию в деятельности школы, организацией субботников «Мама, папа, я – счастливая семья», изданием рекомендательных буклетов о правильном воспитании, проведением публичных лекций о здоровом образе жизни. Начинать стоит с детских садов (так как многие из них уже находятся в составе образовательных комплексов).Для того чтобы управлять машиной, самолетом, строить дом, плотину или управлять государством, нужно получить соответствующее образование, а для того чтобы воспитывать своих собственных детей, образование не обязательно. Я считаю это неправильным, так как воспитание – большой блок знаний, которым необходимо владеть каждому родителю. А кто, как не школа или детский сад, должен стать в этом случае транслятором подобных знаний? И у нас, учителей, таких знаний предостаточно? Я призываю широкую общественность подключиться к обсуждению, чтобы привлечь внимание к этой проблеме.
Комментарии