Директор школы села Сепычево (Пермский край) Александр Поносов по приговору суда был оштрафован на пять тысяч рублей за использование нелицензионного программного обеспечения. В отношении его дело возбудила Верещагинская прокуратура. Ее следователи выяснили, что на компьютерах школы стояли нелицензионные версии операционной системы Windows, разработчиком которой является компания Microsoft. В материалах дела фигурировала фраза, что нелегальное программное обеспечение было обнаружено следователями в результате плановой проверки. Возможно, работники прокуратуры каждый год ходили во все организации района, и в конце концов очередь дошла до сельской школы, компьютерные классы которой и осматривались на предмет наличия контрафакта. Может быть, из-за нелегального сепычевского программного обеспечения Россию не пускают в ВТО, и поэтому Верещагинской прокуратуре было дано указание на проведение плановой проверки. Однако факт судебного разбирательства заставил задуматься руководство школ по всей стране: пользуются ли они легальными объектами авторского права и даже если они легальны, где гарантии, что их все-таки можно использовать…
Фильм, фильм, фильм!
Уже давно позади времена, когда государство широкомасштабно снабжало школу всеми необходимыми материалами для обучения. Сейчас образовательное учреждение самостоятельно заключает договоры и как обычная сторона по сделке несет права и обязанности. По таким гражданско-правовым договорам должны приобретаться объекты авторского права: книги и наглядные пособия (картины, рисунки, иллюстрации), фильмы и музыка, записанные на разных носителях, программы и другие продукты.
На вопросах приобретения и дальнейшего использования школами таких объектов, как фильмы и аудиокниги, мы остановимся подробнее.
Создание и фильмов, и аудиокниг регулируется Законом РФ от 09.07.1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». Фильмы – объекты авторского права, аудиокниги – объекты смежных прав.
Смежные права – это производные права, и аудиокнига – самый наглядный тому пример. Она представляет собой фонограмму, то есть запись чтения литературного произведения. Такая вот «начитка» невозможна без предварительного получения разрешения от авторов литературных произведений, за исключением авторов, творчество которых перешло в народное достояние.
Внимание! Только для частного просмотра!
В последнее время все чаще прокуратура или ОБЭП наведываются в государственные или негосударственные учебные учреждения с проверками на предмет правомерного использования объектов авторских прав, которые не ограничиваются только осмотром программного обеспечения школы. Исследуются и носители с записью аудиокниг или фильмов. За использование таких носителей предъявляют обвинения в нарушении авторского законодательства, основанные на небольшой фразе, содержащейся на полиграфии к носителям – «Только для частного прослушивания/просмотра». Следователи читают ее буквально. Их позиция ясна: частное прослушивание или просмотр – это прослушивание или просмотр дома.
В подобной ситуации вы можете оспорить выводы проверяющих органов, нормативно подтвердив свою правоту, основываясь в первую очередь на положениях Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Давайте вместе проанализируем его.
Закон содержит понятия «публичный показ» и «публичное исполнение». Характерные примеры публичного показа – это картинные галереи. Вывешивается картина, являющаяся объектом авторского права, и в смысле авторского закона она публично показывается. Аналогично рассматривается публичный показ фильма в кинотеатре.
И в том, и в другом случае к произведению осуществляется доступ неограниченного круга лиц, не принадлежащих к семейному кругу.
В нашем случае мысль правоохранительных органов в части правонарушения имеет развитие: дети в классе не принадлежат к обычному кругу семьи, соответственно в школьной аудитории имеет место публичный показ, если речь идет о фильмах, или публичное исполнение, если речь идет о прослушивании аудиокниг.
Показ оправдан?
Но вернемся к закону. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 19 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.
Однако что такое объем, оправданный целью, применительно к данной статье, никто не знает. Законодатель о величине объема умолчал, предполагая, что в процессе обучения преподаватели разберутся сами. Но представьте, что своим ученикам вы поставили послушать А.П. Чехова «Дядя Ваня» и выключили его на самой середине, дабы не превышать объем. Это кажется в лучшем случае неразумным.
Или на уроке литературы вы решили продемонстрировать фильм «А зори здесь тихие», записанный на лицензионный DVD-носитель. Невозможно представить, какая часть фильма будет являться оправданным объемом.
В связи с тем что обучение представляет собой комплексное мероприятие по умственному и духовному воспитанию подрастающего поколения, то процесс прослушивания аудиокниг или просмотра фильмов учащимися детских образовательных учреждений должен производиться в полном объеме. Только тогда он будет оправдан и конструктивен.
В классном кругу…
В соответствии со статьей 4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» публичное исполнение – исполнение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания.
Что в данном положении закона представляется крайне важным. Школьный класс не является местом, открытым для свободного посещения, в отличие от музея или кинотеатра, и хотя учащиеся не принадлежат к обычному кругу семьи, количество присутствующих на занятиях учеников не представляется значительным и обычно строго ограничено списком.
Таким образом, в авторском законе есть нормы, которые позволяют использовать аудиокниги и фильмы в образовательном процессе. Преподаватели в школах и в иных учебных заведениях не должны бояться плановых проверок правоохранительных органов на предмет незаконного использования объектов интеллектуальной собственности.
Дети должны быть грамотными. Это социальная задача ни в коем случае не должна спотыкаться о некомпетентность следователей, а на их предписания по незаконному использованию объектов авторского права должен быть дан аргументированный и законодательно подкрепленный ответ.
Если диск нелицензионный…
Однако не стоит забывать, что за использование, в том числе и образовательными учреждениями, нелегальных дисков с записью фильмов и аудиокниг российским законодательством предусмотрено три вида ответственности: административная, уголовная и гражданско-правовая.
Административная и гражданско-правовая ответственность предполагают выплату штрафа, возмещение убытков или выплату компенсации. Уголовная ответственность предусматривает штраф, а также лишение свободы на различный срок, в зависимости от тяжести преступления.
В большинстве случаев применяется только административная или гражданско-правовая ответственность, ограничивающаяся денежными выплатами.
Неприятного бремени привлечения учебных учреждений-нарушителей к штрафу или возмещению убытков избежать практически невозможно. За нарушения законодательства придется отвечать в полной мере. Но далеко не всегда обычный покупатель, приобретая диски с записью, может точно установить, контрафакт это или нет. Как защитить себя от покупки контрафактной продукции?
Дам некоторые рекомендации, которые позволят избежать учебным заведениям ответственности в ситуации, когда нелегальные диски все же оказались в их собственности. Необходимо в обязательном порядке, заключая договоры купли-продажи с потенциальными продавцами, прописывать так называемую гарантию. Например, продавец гарантирует легальность продаваемых дисков, а в случае предъявления к школе претензий третьих лиц, и как следствие – привлечения школы к ответственности, обязуется компенсировать не только убытки школы, но и иные расходы, например, на юридические консультации. Наличие такой фразы в договоре закрепляет возможность учебного учреждения взыскать денежные средства с продавца, оказавшегося недобросовестным и продавшего контрафакт.
Анна ЗВОНОВА, юрист компании «Сидиком»
Комментарии