Александр Александрович Католиков (1941-1996) много лет директорствовал в Сыктывкарской школе-интернате для детей сирот и детей, лишенных родительского попечения. И в таком статусе он, сложивший свой собственный опыт в убежденность, предстал перед всесоюзным телезрителем на памятных вечерах-встречах в Останкино 1980‑х годов. Но до этого всесоюзного триумфа у него была долгая и трудная жизнь.
Педагог милостью Божией
Александр Католиков родился 13 октября 1941 года в Новосибирске. В раннем возрасте переболел полиомиелитом. Мама, поднимавшая детей одна, поскольку муж погиб на фронте, совершила настоящий родительский подвиг. В тяжелое послевоенное время она сумела вылечить, поставить его на ноги. Но всю оставшуюся жизнь он и физически, и психологически испытывал последствия той болезни. Статный, красивый человек заметно хромал и очень стеснялся этого.
Безусловно, педагогический талант заявляет о себе не так быстро и заметно, как музыкальный или спортивный. Но с Католиковым особая история. Его педагогический дар проявился очень рано и рельефно. Уже в детские годы только его выбирала своим предводителем местная детвора. Ученические годы прошли в базовой школе Новосибирского педагогического института, где директор сумел создать завод, в котором старшеклассники выпускали сверлильные станки, практиковался хозрасчет. Именно там Александр приобщился к воспитательной педагогике А.С.Макаренко.
После 9‑го класса из желания подработать и помочь маме Александр впервые попал в качестве пионервожатого в летний детский лагерь. Вскоре он так «прикипел» к своим воспитанникам, что проводил в лагере каждое лето все три смены вплоть до окончания школы. Там он познакомился с педагогом выдающегося таланта Сталем Анатольевичем Шмаковым и вобрал от него игровую педагогику. Именно Нержавеющий Сталь, как его называли, первый предсказал большое педагогическое будущее Александра.
В 1961 году талантливый юноша поступил в Московский государственный педагогический институт имени В.И.Ленина на физико-технический факультет, где организовал и возглавил педагогический отряд. Увлеченные своим благородным делом педотрядовцы ходили даже на лекции в красных галстуках. Здесь же, в институте, Александр познакомился со своей будущей женой Лией Васильевной Плаксиной, преподавателем кафедры педагогики.
В 1966‑м Александр Александрович, получив диплом учителя физики и астрономии и удостоверение старшего пионервожатого, с семьей приехал в Сыктывкар Коми АССР, где сначала работал учителем физики, а затем был назначен организатором по внеклассной и внешкольной работе в средней школе №1.
Ребячья флотилия
Так сложилось, что Католиков всю свою дальнейшую педагогическую жизнь связал с Сыктывкаром. Сделав выбор в пользу воспитательной деятельности, он в 1967 году был назначен директором Дворца пионеров и школьников, которым потрясающе руководил, сумев превратить его из ординарного учреждения в притягательный магнит для детей всего города.
Здесь царила атмосфера разнообразного творческого поиска – у дворца появились мотоциклы, машины и даже двухпалубный теплоход, который стал затем плавучим детским лагерем «Коми пионер». На нем дети, по пути выступая перед населением, отправлялись в длительное плавание до Архангельска и Соловецких островов.
Но, как бывает на гребне успеха, Александра Александровича поджидала беда. Когда он с воспитанниками возвращался с одной из поездок, на переезде заглох автобус. И Католиков, большой и сильный, до последнего высаживал из него детей, а сам не успел – врезался поезд. Получив многочисленные травмы, чудом выжил, но прошли годы, прежде чем он смог восстановиться. Добавим, что этот удивительно мужественный человек пережил несколько тяжелых аварий, каждый раз очень долго восстанавливался и испытывал мучительную боль даже от простых движений. Но об этом знали только его родные. Он никогда никому не показывал слабости.
«Моя семья»
Однако надо было искать новое применение сил. В 1973 году А.А.Католиков берется за самое главное и трудное дело всей жизни – директорство в Сыктывкарской школе-интернате, которое продолжалось на протяжении 23 лет. В книге, изданной в 1990‑м, символично и точно названной «Моя семья: записки директора Сыктывкарской школы-интерната №1 для детей-сирот», емко представлена его подвижническая деятельность.
Когда 18 июля 1973 года Александр Александрович пришел первый раз на работу, ситуация в детском доме была воистину ужасна и напоминала фильм-катастрофу. В здании не было ни одной целой двери, не говоря уже об исправно работающем водопроводе или канализации. Половина детей болели менингитом, другая – дизентерией.
Сан Саныч – так звали его в интернате – сразу взялся за дело. Этот харизматичный человек обладал огромной положительной энергией, удивительным свойством неравнодушия. Около него все заводилось, кипело и вертелось. Если он смеялся, радовались все; если мрачнел, тоже все ходили грустными.
За десятилетия напряженного труда школа-интернат преобразилась. Умелое совмещение учебы с трудовой деятельностью на основе макаренковских подходов посильного и увлекательного труда-заботы сдружили всех. В школе все время что-нибудь строилось и ремонтировалось.
В итоге она превратилась в детское царство: прекрасные здания, оранжереи, бассейн. Все строилось по семейному типу: каждый класс проживал в отдельном отсеке – квартире, где личные комнаты на два-три воспитанника, общая игровая, гостиная.
Под стать была организована и добрая, необыкновенно интересная жизнь питомцев. Межадор – летняя дача интерната (около 70 км от города) – преобразилась в учебно-опытное хозяйство «Межадорское», где ребята получали различные профессии. Здесь были созданы все условия для полноценного отдыха и приобщения к труду (около 200 га сельскохозяйственных угодий и 2 га теплиц). Надо было видеть, как Католиков гордился десятками тракторов, прицепных орудий, сияющих чистотой машин.
«Чтобы дети не выросли потребителями и транжирами, очень нужно им знать цену вещам», – считал педагог. Была создана целая система экономического стимулирования. Каждый воспитанник начиная с 4‑го класса получал зарплату за участие в производительном труде. Часть ее выдавалась на карманные расходы, а другая считалась неприкосновенной и переводилась на личный счет. Уже с детского возраста воспитанники имели возможность распоряжаться своими заработанными деньгами, обеспечивали дополнительно свои нужды. Школьный «банк» не только учитывал заработанные деньги, но и анализировал участие каждого ученика в трудовых делах.
В Межадор Александр Александрович с законной гордостью приглашал друзей школы-интерната. Здесь наряду с российскими педагогами побывали гости из Индии, Финляндии, Америки, Франции, Венгрии и других стран.
«Мама пришел»
Действительно, интернат стал теплым и любимым семейным домом для всех воспитанников, педагогов и, конечно, самого Сан Саныча, который жил одной жизнью с детьми. Он больше всего ценил естественные, ненавязчивые формы общения и воспитания.
Стержнем его отношения к детям были сострадание и какая-то особая отцовская чувствительность. И в детях он воспитывал сочувствие, сопереживание к чужой боли, поскольку сам слишком хорошо знал, что это такое. Вообще, Александр Александрович не умел скрывать эмоций. Например, всякий раз, когда исполнялся романс «Гори, гори, моя звезда», он пытался скрыть слезы и не мог. Его позиция как педагога складывалась из потребности жить вместе с детьми, радуясь и радуя всем, чем одаряет детей каждый день, наслаждаясь общими успехами в труде, общением, красками природы, творчеством, фантазией, познанием.
Талантливый педагог выстрадал свои самобытные гуманистические принципы: труд является основой формирования личности; интерес и внимание к каждому ребенку (у ребенка должен быть личный интерес, поиск, аппетит к жизни); любовь к детям (от культа личности к культу личностей); милосердие к детям (все наши, и мы все за них в ответе).
Но это в теории, а в отношениях с детьми все у него шло не от какого-то метода, а от искреннего чувства любви. Католиков считал, что если хочешь видеть в интернате хороших педагогов и счастливых детей, то создай им условия для благополучной жизни. Сам он был счастлив среди детей – пел с ними песни, мылся в бане, работал.
Любимым занятием зимой у Александра Александровича по воскресеньям, когда выезжал с ребятами в школьный лагерь, была лепка пельменей. Ребята с утра набегаются на лыжах, устанут, а потом всей толпой садятся за стол лепить пельмени. Тепло, уютно, особенно когда все вместе начинали петь песни.
Педагог чутко относился к пожилым людям, уважал ветеранов-фронтовиков. Он считал, что «старики и дети – всем родня». Среди воспитанников интерната стало обычаем помогать пожилым людям вскопать огород, рассадить и убрать картошку, оказать другую посильную помощь.
…Характерная деталь, когда Сан Саныч шел к машине, чтобы отправиться по делам в центр города, гуляющие во дворе интерната самые маленькие трехлетние дети бегом устремлялись к нему с криками: «Мама пришел! Мы тоже поедем». Он сажал их на заднее сиденье, и они все ехали в город одной семьей…
«Мечтаю остаться без работы»
На памятной встрече в Останкино Католиков так сформулировал цель своей жизни: «Мечтаю остаться без работы, мечтаю, чтобы матери совсем перестали бросать детей».
В 1987 году возник Детский фонд имени В.И.Ленина, и, разумеется, Католиков был одним из его основателей и наиболее активным деятелем. Казалось, негативные тенденции с безнадзорным детством удалось переломить – в стране даже начало сокращаться количество детских домов. Постепенно в социуме уменьшалось и число брошенных детей.
Конец 80‑х годов в целом стал временем общественного признания деятельности Католикова. Он был удостоен звания «Народный учитель СССР», избран народным депутатом СССР, стал членом-корреспондентом АПН СССР, являлся председателем республиканского Детского фонда.
Государство задолжало три миллиарда рублей
Но в 1991 году вместе со страной все обрушилось и в мире детства. Государство цинично бросило сирот на произвол судьбы.
Конечно, Александр Александрович это крайне тяжело переживал, все принимал близко к больному сердцу. Пытаясь элементарно выжить, перестроил свое учреждение в агрошколу-интернат, благодаря чему не только обеспечивал воспитанников овощами, но и продавал излишки горожанам.
Но все это не могло кардинально изменить положение. В 1996 году, роковом для Католикова, бюджет задолжал его интернату три миллиарда (!) рублей. Он бился как рыба об лед, не получая никакой поддержки. Более того, местные власти даже пригрозили, что, если он не перестанет стучаться во все двери и привлекать общественное внимание, интернат вообще выселят из города в глухую сельскую местность: с глаз долой – из сердца вон.
Когда дома Сан Саныч рассказывал об этом, в глазах его стояли слезы за сирот и особенно за свою беспомощность перед власть имущими, невозможность переломить ситуацию.
Чтобы хоть как-то обратить внимание, Александр Александрович отказался от получения ордена «За заслуги перед Отечеством», которым был награжден. Но никто этого благородного и отчаянного поступка даже не заметил.
…12 июня 1996 года Александр Александрович скоропостижно скончался на 55‑м году жизни. На его похороны пришли тысячи людей – такого в Сыктывкаре не было никогда. Католиков был честью города, более того – совестью. Его даже побаивались местные власти.
Александра Александровича и при жизни называли Спасателем, а когда ушел этот необыкновенный педагог и удивительный человек, то стало особенно ясно, насколько же осиротел мир детства. Ушел символ его защиты. Не стало Спасателя!
Замечательно, что благодарная память о А.А.Католикове живет. 13 октября 2020 года на здании МПГУ, где он учился, установлена памятная доска в честь народного учителя СССР. Режиссер Никита Белорусов снял фильм, полная версия которого будет представлена в октябре 2021 года, в канун 80‑летия со дня рождения подвижника просвещения.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, почетный работник науки и высоких технологий РФ, лауреат знака «Золотое перо «Учительской газеты»-2020
Александр Католиков был и остается для всех директоров детских домов образцом для подражания. В тяжелейшие годы, когда нашим детям не хватало еды, одежды он лично говорил власти о проблемах сирот в России. Спасибо за памятную статью о Великом учителе. Михаилу Викторовичу отдельное спасибо за прекрасный текст.