search
main
0

Сто тысяч за «джоуль». Почему физика превратилась в китайскую грамоту

Мы все хотим видеть нашу страну в числе лидеров – не к лицу богатой России быть чьим-то сырьевым придатком. Но давайте посмотрим правде в глаза: ни догнать, ни перегнать ту же Америку в обозримом будущем, похоже, не сможем. Наш президент недавно признал: отстали мы от них в силу разных причин едва ли не на сотню лет. Но не сидеть же сложа руки – не зря ведь наше правительство озаботилось национальными проектами по выводу страны из кризиса.

Как же обстоят дела с изучением физики – науки, без которой немыслим технический прогресс в нашей стране? Исходя из данных о результатах ЕГЭ по разным предметам, физика в этом списке занимает предпоследнее место – хуже нее выпускники 2006 года знают только географию. Не зря же премьер Фрадков предположил: скоро человеку, знающему, что такое «джоуль», будут платить сто тысяч.

Так о чем речь? О каких национальных проектах? Тогда будут и дальше падать самолеты, рушиться дома, взрываться атомные электростанции и сваливаться прочие беды на наши головы. Потому что строить и эксплуатировать такие объекты должны только хорошие и отличные специалисты в области точных наук.

Почему же с изучением физики – предмета, обеспечивающего промышленность, оборону и здравоохранение, дела обстоят так плохо?

Только не надо валить на перестройку – все началось гораздо раньше, еще в советские времена. Долгие годы у нас в стране действовало правило: лица, отработавшие два года или отслужившие в армии, или живущие в сельской местности, принимались в вузы вне конкурса. А педагогическим институтам настоятельно рекомендовалось принимать их в первую очередь – ничего, что абитуриенты не знают закона Ома, все равно ставьте тройку. Потом научатся. Зато они познали трудности жизни и сумеют воспитать достойную смену.

Может быть, в отношении гуманитарных и социальных профессий такое правило и имело какой-то смысл. Но применительно к специальностям физико-математического и технического профиля эта практика привела к катастрофическим последствиям. Если человек не владеет знаниями по физике в объеме средней школы, для него содержание первых же лекций соответствующего вуза – все эти угловые ускорения и моменты инерций – китайская грамота. Такая уж это наука – где все последующее цепляется за предыдущее. В те времена все выпускники пединститутов обязаны были идти работать только в школу! Любой начальник отдела кадров, принявший молодого педагога на работу без открепления облоно, мог лишиться своего места. И выпускники педвузов тех лет пошли преподавать физику в школы страны, зачастую не умея решать элементарные задачи из школьных задачников. Был у нас один студент, пересдававший сессии по нескольку раз, – он стал директором школы и всю жизнь преподавал физику.

Эта пагубная практика продолжалась десятилетиями. Она не могла не сказаться на общем уровне знаний в области точных наук. Я никого не хочу обидеть – может, сейчас уже в школах замечательные педагоги. Я просто констатирую факты. А они говорят об обратном – судя по тем же результатам ЕГЭ.

Надо ясно понимать: наше народное хозяйство базируется на уже разваливающемся фундаменте, и скоро его чинить будет некому – знаний у чинильщиков не хватит. Надо срочно исправлять положение. И начинать следует с правды, с правдивых оценок знаний выпускников школ.

Никому не нравится, когда на базаре подсовывают дохлую курицу. Почему же общество соглашается, когда ему «подсовывают» выпускников с оценкой в аттестате «три» или даже «четыре», а там на самом деле двойка?

Но, с другой стороны, а что делать директору? Двойку в аттестат ведь ставить нельзя, запрещено. Вот и продаем мы обществу «дохлых кур» в массовом порядке.

Порочную практику завышения оценок надо немедленно прекратить. В аттестат должны ставить оценки по физике и математике, полученные только на ЕГЭ. Не берусь судить об остальных предметах – здесь подход может быть дифференцированным. Но относительно этих двух предметов только так.

Мне говорят: родители не поймут, новую революцию устроят – дети же не виноваты, что их плохо учат. Поймут! Если правильно объяснить. И потом – можно ведь не ставить в аттестат двойку. Написать «зачтено» – звучит куда гуманнее. И разрешить поступать в гуманитарные вузы, куда не требуется знание физики или математики. А если ученик потом передумает, пусть позанимается еще – есть ведь всякие подкурсы. И через год сдаст по новой. И получит приложение к аттестату, которое даст ему право поступать туда, где эти предметы требуются.

Кстати, кто выбирает предметы вступительных экзаменов в каждом конкретном вузе? Раньше при поступлении в вузы физико-математического, технического или естественно-научного профиля в обязательном порядке сдавали физику, а медалисты – только ее, даже в медицинских институтах. А сейчас в Ростовском строительном университете физику заменили историей. Не знать условия равновесия можно, а вот без знания дат сооружение рухнет. Правда, в этом году историю там уже не сдавали, но и физику тоже. И в Таганрогском радиотехническом институте физику выкинули из вступительных – зачем им закон Ома и свойства полупроводников? И на механико-математический факультет Ростовского университета тоже физику не сдают. Но тогда причем тут механика?

Мне говорят: но в этих вузах физику все равно изучают. Да, но первокурсники в ней массово ничего не понимают. Потому что в важнейших 10-х и 11-х классах относятся к этому предмету как к второстепенному – зачем физику учить, ее же не сдавать.

Мы в свое время сдавали пять вступительных экзаменов – теперь сдают только два. Ладно, пусть так будет в гуманитарных и социальных вузах. Но при поступлении на специальности, обеспечивающие технический прогресс, обороноспособность страны и здоровье народа экзамен по физике должен быть обязательным. Не может успевать в таком вузе учащийся, не знающий закона Ома и не умеющий решать школьные задачки, – как не может слепой водить автомобиль. Такой студент будет валить сессию за сессией или давать взятки.

…У ЕГЭ много противников. Тому есть причины, и они общеизвестны. Но это не повод для оттягивания решения столь важного вопроса. Надо ввести ЕГЭ по физике и математике хотя бы с 2008 года. Может быть, создать стабильные центры по сдаче ЕГЭ, а не делать это в школах и вузах, показавших себя не с лучшей стороны. И даже проводить экзамен не в один день.

Если же говорить о вариантах заданий к ЕГЭ по физике и математике, то они в целом хорошие и вполне способны проверить знания выпускников в объеме школьной программы. Надо только исключить злоупотребления при проведении самого экзамена – и это вполне осуществимо при желании. Одними из способов, как мне представляется, являются гласность и строжайший контроль.

Что касается второй волны сдачи ЕГЭ, ее непременно надо отменить. Разрешить сдавать ЕГЭ в июле следует только тем, кто имеет на это документально подтвержденные основания. Иначе выпускники сдают в июне то, что полегче, а потом еще месяц зубрят. Но тогда вся затея с ЕГЭ теряет смысл.

Теперь о содержании школьного курса физики. Стремясь уменьшить нагрузку на учащихся, из него выкинули важнейшие темы. В старших классах теперь не рассматривают расширение тел при нагревании, вращение магнитного поля, синхронный и асинхронный двигатели, фотометрию и многое другое, что в прежние годы изучалось в обычной средней школе. Нельзя разрывать изучение механики: кусок – в девятом классе, кусок – в десятом. Механику надо изучать весь год, как это делалось прежде.

Возможно, следует в седьмом-восьмом классах рассмотреть весь курс физики в облегченном виде, «по верхам», как это делается сейчас в девятом. А девятый класс посвятить глубокому изучению механики, десятый – молекулярной физике с термодинамикой и электродинамике, одиннадцатый – колебаниям и волнам, оптике и атомной физике с теорией относительности.

Может быть, вообще сделать восьмилетку и одиннадцатилетку? Или девятилетку и двенадцатилетку – хотя бы для тех, кто выбрал точные науки? Стоит подумать. Право, польза от такого решения – применительно к изучению физики – была бы очень велика. А в итоге выиграл бы технический прогресс в стране.

Ирина КАСАТКИНА, доцент, Ростов-на-Дону

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте