Цель: на уровне элементарных представлений познакомить детей с самым важным органом человека – сердцем. Задачи Образовательные: – познакомить детей с понятиями «сердце», «сосуды», «пульс»; – подвести детей к мысли, что сердце нужно развивать, укреплять физическими упражнениями; научить детей находить пульс; – познакомить детей с продуктами, полезными для работы сердца.
Ольга АРХИПЫЧЕВА, воспитатель детского сада №4 «Крепыш» общеразвивающего вида города Волгореченска Костромской области, победитель XII конкурса «Сто друзей»
Развивающие:
– развивать логическое мышление, способность к сравнению;
– развивать способность концентрировать внимание на ощущениях своего тела.
Воспитательные:
– воспитывать любознательность, бережное отношение к своему организму;
– воспитывать желание заниматься физкультурой, самомассажем.
Ход занятия
воспитатель: Ребятки, вы сейчас уже выросли, повзрослели. А вот вспомните и скажите, что вы услышали в своей жизни самое первое?
Ответы детей.
воспитатель: Оказывается, самое первое, что мы услышали в своей жизни, было «Тук-тук!». Это билось сердце вашей мамы. «Тук-тук» – самая первая колыбельная песня всех людей. Раз сердце мамы стучит – значит все в порядке, можно сосать палец и спать. В Японии даже выпущена первая запись этой песни. Если малыш не спит, капризничает, ему включают запись, и через несколько минут он засыпает. Вы, наверное, любите прижиматься к маме? Теперь вы узнали, почему?
дети: Чтобы услышать мамино сердце.
воспитатель: Начинается эта песня всегда протяжно, низко и глухо: «ТУ-УК!» И тут же высоким голосом коротко заканчивается: «Тук!» И снова «ТУ-УК! Тук!». Как вы думаете, почему?
Воспитатель показывает резиновую грушу.
воспитатель: Посмотрите, что это у меня?
дети: Насос, резиновая груша.
воспитатель: Верно. Оказывается, сердце – это большой насос. Смотрите, я нажимаю на резиновую грушу – воздух выходит. Слышно как?
дети: Да, слышно.
воспитатель: Вот и сердце, когда сжимается, выталкивает из себя полстакана крови. Поэтому сердце в это время звучит глухо и протяжно «ТУ-УК!», как будто поезд отправляется. А когда оно разжимается, пустое, без крови, голос уже легкий и веселый: «Тук!» И снова через секунду тяжелое «ТУ-УК!». За день сердцу надо отправить 100 тысяч таких поездов.
Как вы думаете, почему у меня на подставке стоит трехлитровая банка с водой? Именно столько крови в вашем организме, а взрослому человеку крови надо больше – 5 литров.
Какого размера сердце, кто как думает? Как арбуз, как груша, как вишенка?
воспитатель: Сердце величиной с кулак. Покажите свой кулак. Это ваше сердце. А вот мое (показывает). Находится оно с левой стороны (показывает). Приложите свой кулачок к груди. Как вы думаете, а внутри сердца что-нибудь есть, или оно пустое, как мячик?
воспитатель: Интересно, что внутри сердца есть «комнатки», называются они камеры.
Воспитатель показывает схему сердца (см. рисунок 1).
Воспитатель: Камер четыре. Две маленькие – прихожие, и две большие камеры. Сначала кровь попадает в маленькую камеру – прихожую, затем в большую. У большой камеры стенки толстые, ведь ей надо с большой силой протолкнуть кровь по сосудам.
Посмотрите на этот рисунок, что он вам напоминает?
Воспитатель показывает схему кровеносных сосудов (см. рисунок 2).
дети: Дерево, дороги.
воспитатель: А на самом деле это сосуды, по которым течет кровь. Они очень необычные, похожи на резину. По толстым и средним сосудам кровь может только течь, а у самых маленьких – капилляров – есть маленькие отверстия. Капилляры толщиной с наш волосок, представляете, какое должно быть в нем отверстие? Если все кровеносные сосуды сложить друг за другом, то они два раза опояшут нашу планету (показывает). Посмотрите, красная кровь и синяя кровь в сердце. Красная, богатая кислородом, бежит по всему телу, отдает свой кислород, становится синей и возвращается обратно в сердце. Как вы думаете, можем ли мы задержать кровь? Давайте проверим?
Проведение опыта с ногтем.
воспитатель: Сожмите ноготь. Что получилось?
дети: Ноготь побелел, потому что сосуды крови пережались.
Проведение опыта с указательным пальцем руки.
воспитатель: Еще один опыт. Поднимите вверх указательный палец и зажмите его в кулак правой руки. Что получилось?
дети: Кончик пальчика стал темным, кровь не может вернуться обратно.
воспитатель: Как вы думаете, вредно это или полезно для пальца?
дети: Вредно.
воспитатель: Конечно. Вот поэтому нельзя навивать на пальчик нитку, надевать узкие предметы – колпачки ручек и т. д.
Как вы думаете, почему, когда вы падаете, или что-то роняете на руку или ногу, или при ударе, получается синяк?
дети: Это оттого, что сосуды рвутся, лопаются и кровь выливается под кожу.
воспитатель: Как надо беречь сосуды?
дети: Не падать, не драться.
воспитатель: Где же кровь насыщается кислородом?
дети: В легких.
воспитатель: Верно. Вспомните, когда мы говорили про легкие, то осуждали курильщиков. Почему?
дети: Они не дышат чистым воздухом, а вдыхают дым, значит, и кислорода у них в крови мало.
Воспитатель показывает картинку с руками курильщика (см. рисунок 3).
воспитатель: Вот посмотрите. На фотографии справа руки человека до курения. Видите, какого они цвета?
дети: Красные, желтые.
воспитатель: Это цвет тепла, то есть кровь согревает руки. А слева фотография рук этого же человека после выкуренной сигареты. Что изменилось?
дети: Нет красного цвета, руки стали синими, то есть холодными.
воспитатель: Верно. Может быть, вы замечали, что курящие люди чаще болеют, замерзают.
воспитатель: Как можно услышать сердце?
дети: Приложить руку к груди.
воспитатель: На теле человека есть места, где артерии с красной кровью лежат неглубоко. И если приложить руку к этим точкам, то мы услышим пульс. Попробуйте, приложите три пальца.
Дети находят у себя пульс.
воспитатель: Есть специальный прибор, который позволяет услышать биение сердца. Может, кто-нибудь знает, как он называется?
дети: Фонендоскоп.
воспитатель: Возьмите, пожалуйста, фонендоскоп, вставьте в уши, только осторожно, и послушайте, как бьется сердце в вашей груди. А теперь у соседа.
Дети слушают биение сердца.
воспитатель: Положите, пожалуйста, фонендоскоп. Немного отдохнем.
Физкультминутка.
Я согнусь, разогнусь,
В мячик поиграю.
Попляшу, покручусь
И здоровья наберусь.
воспитатель: Приложите руку к груди. Теперь опять возьмите фонендоскоп и послушайте свое сердце и сердце друга. Что изменилось? Почему?
дети: Мы делали упражнение, много крови понадобилось для этого.
воспитатель: Чтобы сердце сильно не напрягалось, надо его тренировать. Как вы думаете, как?
дети: Надо делать зарядку, много гулять на свежем воздухе, ездить на велосипеде, играть в спортивные игры.
воспитатель: И еще надо ходить по лестнице, а не ездить на лифте. Спать. Да-да, спать. Чтобы сердце было крепкое, обязательно надо спать ночью 8 часов, не ложиться поздно, а детям еще и спать днем. Давайте успокоим свое сердце. Ложитесь на ковер. Закрывайте глаза.
Расслабление под музыку.
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза и встать.
дети: Сердце успокоилось. Не так сильно стучит.
воспитатель: Почему люди засыпают, когда поедят? Когда мы поедим, пища попадает в желудок. Для чего он нужен?
дети: Размельчает кусочки еды.
воспитатель: Верно, этому помогает кровь. Для размельчения надо много крови, значит, меньше крови поступает в нашу голову, мышцам глаз и век ее не хватает, мозг хуже работает, вот поэтому мы спим после еды.
Давайте посмотрим фильм о нашем сердце.
Просмотр фрагмента научно-познавательного фильма «Генезис».
воспитатель: Понравилось? Что вы узнали нового, чего раньше не знали?
воспитатель: Что надо сделать, чтобы сердце было здоровое, не болело?
Сердце – самый важный орган –
Есть у каждого из нас.
Как насос качает воду
Каждый день и каждый час.
Находится оно внутри,
Как в домике упрятано.
Его ты с детства береги
Заботливо, старательно.
Занимайся физкультурой:
Бегай, прыгай и скачи.
Тренируй мускулатуру –
Не нужны будут врачи.
воспитатель: Молодцы! Сердце обязательно нужно тренировать. В этом нам поможет прогулка и спортивные игры на воздухе.
Комментарии