Директор одного из детских домов употребил по отношению к воспитанникам такое выражение: «казенное мышление». И пояснил: «Специфические условия жизни не позволяют ребятам выйти за рамки потребительского отношения к жизни. В казенном доме они привыкли получать, а не отдавать». Как оказалось, это действительно одна из острых проблем – социальная адаптация выпускников, которая стоит перед учреждениями интернатного типа. По статистическим данным, только 50 процентов детей-сирот находят себя в профессиональном и жизненном пространстве, другая половина становится бомжами: 30 процентов попадают в тюрьмы, 18 процентов кончают жизнь самоубийством. Этой актуальной теме был посвящен семинар директоров детских домов Ленинградской области. В Лопухинском детском доме, расположенном в Ломоносовском районе, собрались руководители учреждений из 29 муниципальных образований.
Как объяснила начальник Управления образованием Ломоносовского района Наталья Логинова, место проведения семинара выбрано не случайно. Уже год на базе Лопухинского детского дома отрабатывается система профессионального самоопределения подростков.
– Детдом для детей-сирот является основным институтом социализации, поэтому особую значимость приобретает подготовка к будущей профессии, – считает Наталья Логинова. – Увы, ребята не имеют положительного опыта профессионального становления родителей. Это обстоятельство приводит к стихийному выбору профессии, неумению дать оценку своим личностным особенностям. Поэтому перед коллективом детдома стоит задача помочь выпускнику определиться, сформировать понимание важности труда в жизни человека, привить желание и способность трудиться.
С чего же все началось? Первым шагом, по словам директора Лопухинского детдома Надежды Ковальчук, стало анкетирование старшеклассников. Была разработана система анкет и тестов, которая позволила выявить интересы детей. Что показательно, первый опрос дал отрицательный результат: дети ни к чему не стремились. Это и понятно: «образец», который они видели дома, только пил горькую. Только по прошествии года интересы к тому или иному виду трудовой деятельности начали определяться.
Система работы по подготовке к профессиональному самоопределению разбита на возрастные группы. К примеру, на грядках, цветниках, клумбах, садовом участке хозяйничает в основном младшее и среднее звено, старших ребят сотрудники-мужчины учат делать ремонт помещений и работать на станках. Кстати, полы в мастерских и коридорах спального корпуса заменены силами производственной бригады, в состав которой входят и взрослые, и дети. Ее же силами установлены подвесные потолки и оклеены обоями стены.
Детдом обладает двадцатью гектарами земли, где выращивается картофель. Часть урожая идет на питание, часть – на продажу. На вырученные средства содержат технику: два трактора и навесное оборудование к ним, три машины. Ребята используют любую возможность приобретения профессиональных навыков. Причем, получая за это деньги. Например, на должность уборщицы в детдоме едва ли не очередь: работая неполный день, девочки получают 900 рублей в месяц.
– Наша задача-максимум – вывести детдом на самообеспечение, – делится планами Надежда Ковальчук. – Уже сейчас мы зарабатываем порядка ста тысяч рублей ежегодно.
– Надежда Владимировна, наверное, есть и проблемы?
– Первая и главная состоит в том, что дети к нам поступают в возрасте 14-15 лет. Опекуны к этому возрасту не готовы, не справляются с подростком и отдают в детдом. Как этих мальчишек и девчонок, у которых зачастую уже есть опыт правонарушений, отогреть? Как направить в нужное русло? Если из маленького ребенка еще можно что-то слепить, то эти, едва поступив, начинают, мягко говоря шалить. Для многих из них стереотип существования таков: гулять и пить, пить и гулять. Мы решили, что у каждого взрослого, работающего в детдоме, будет свой подопечный, которого он начнет обучать профессиональным навыкам. Правда, пока это не получается, поскольку не все взрослые готовы к подробной форме взаимодействия.
Впрочем, директор Лопухинского детдома считает, что отрицательный опыт – тоже опыт. Сложности неизбежны, потому что приходится менять психологию ребенка, привыкшего все получать готовым. В Лопухинском детдоме следуют китайской мудрости: «Не надо давать рыбу, нужно дать удочку и научить ловле».
деревня Лопухинка, Ленинградская область
Комментарии