search
main
0

Сто сорок на тысячу. Подмосковье – лидер по интеллектуальному потенциалу

Целевая программа «Развитие образования в Московской области» призвана решать не только вопрос, куда идти дальше, но и создавать правовые и социально-экономические условия для нравственного, интеллектуального и физического развития детей и молодежи и их профессиональной подготовки. Ее задачами стали: разработка и реализация эффективной образовательной политики как части социальной политики Московской области; обновление содержания образования, повышение его качества, доступности и воспитывающего потенциала; внедрение новых образовательных, информационных и коммуникационных технологий; обеспечение условий для профессионального и личностного роста кадров системы образования; развитие психолого-педагогической и социальной поддержки детей, родителей и педагогов; развитие сети образовательных учреждений различных типов; совершенствование системы управления образованием, механизмов финансирования образования, использования средств и привлечения дополнительных ресурсов; создание инновационных площадок и организационно-экономических условий обеспечения инновационной деятельности в сфере образования.

Эффекты, показатели и не только они

Какие ожидания и надежды связывали с программой губернатор, правительство и Министерство образования Московской области?

Во-первых, за счет привлечения внимания и усилий всех субъектов образования продвинуться на приоритетных направлениях развития системы, которые постарались четко обозначить в тексте программы и тем самым улучшить качество образования во всех звеньях, его доступность и эффективность.

Во-вторых, программа рассматривалась как мощный инструмент управленческого, а в известной мере и экономического влияния, позволяющий стимулировать муниципальные образовательные системы и образовательные учреждения области к активному участию в инновациях. Да и сам механизм финансирования программы был выстроен таким образом, что успех программы становился возможным только при условии активности и заинтересованности представителей муниципальных образований, школ, детских садов, вузов.

В-третьих, через программу предполагалось явным образом нацелить систему образования не только на важнейшие образовательные результаты и эффекты, но и на эффекты социально-экономического характера.

В-четвертых, для развития образования область может выделить лишь ограниченную сумму. Поэтому программа рассматривалась как инструмент консолидации и аккумуляции ресурсов, при которых базовый бюджет программы существенно расширяется за счет софинансирования из других источников (включая средства федеральных программ и проектов, вклады муниципальных образований, внебюджетные поступления образовательных учреждений).

Есть основания утверждать, что надежды, возлагаемые на программу, вполне оправдались, а кроме того, как это всегда бывает в крупномасштабных проектах, удалось получить дополнительные ценные эффекты, которые существенно усилили образовательный и инновационный потенциал системы образования Московской области.

Теоретики и практики

С самого начала большое внимание было уделено созданию системы управления и научно-методического сопровождения программы. Научное руководство программой осуществлял член-корр. РАО, доктор психологических наук, профессор Александр Асмолов. Действовал Координационный совет программы, в который вошли представители различных министерств и ведомств области, руководители муниципальных органов управления образованием и областных образовательных учреждений.

Исполнители программы определялись на основе ежегодных конкурсов. В экспертном совете программы, проводившем независимую экспертизу поступивших проектов, работали ученые Российской академии образования, АПК и ПРНО, высших учебных заведений Московской области.

За период реализации программы в конкурсе приняли участие более 1000 областных и муниципальных учреждений. Ежегодно на конкурс поступало более 700 заявок. Наибольшую активность проявили муниципальные системы образования Чеховского, Ногинского, Балашихинского районов.

Результаты реализации мероприятий программы показали обоснованность и эффективность использованных принципов организации: кооперация ведущего разработчика проекта (вуз, научно-практический центр) с сетью пилотных площадок. Подобный подход обеспечил практико-ориентированный характер разработок, возможность получения обратной связи, использования передового практического опыта учреждений.

Продемонстрировала свою обоснованность и ставка на создание в рамках программы инфраструктуры научно-методического и кадрового обеспечения развития образования. За годы реализации программы были созданы: региональный Центр обработки информации, Центр качества образования, Центр развития профессионального образования, ресурсные центры по различным направлениям.

При выполнении мероприятий программы реализовывался принцип межведомственной кооперации. Соисполнителями программных мероприятий программы на протяжении всех лет являлись министерства здравоохранения, культуры и комитеты по делам молодежи и физической культуры и спорта, ГИБДД, ГО и ЧС.

Качество разработок программы и эффективность их внедрения в значительной степени обеспечено участием в мероприятиях программы ведущих российских научно-практических центров: Института развития профессионального образования Минобразования и науки России, Федерального института педагогических измерений, научных центров «Гратис» и «Генезис», Межведомственного аналитического центра социальных инноваций, «Телешколы», «Просвещения-медиа» «Уникум-Центра».

Приоритеты (совершенствования содержания и структуры образования, инновационные подходы программы к организации работы по воспитанию, дополнительному образованию, психолого-педагогической и социальной поддержке детей) стали стимулом и ориентиром при разработке программ развития образования муниципальных образований и учреждений.

В реализации мероприятий программы приняли участие более половины образовательных учреждений всех видов и типов, из которых 718 – непосредственные исполнители проектов (652 – муниципальные учреждения, 44 – областные). Ими было выполнено 1320 проектов. Наиболее активная деятельность развернулась в Раменском, Луховицком, Ногинском, Дмитровском, Одинцовском, Чеховском, Ленинском, Жуковском районах, в городах Коломна, Дубна.

17 участников программы разных лет стали победителями областного конкурса «Лучшие школы Подмосковья», а гимназия «Дмитров» признана лучшей школой России.

Школы – исполнители программы составляют значительную долю среди учреждений -участников и победителей конкурса общеобразовательных учреждений, активно реализующих инновационные образовательные программы.

Программа выступила стимулом развития инновационной деятельности школ и педагогов. В ходе реализации программы сформировалась сеть инновационных учреждений Московской области, включившая около 700 общеобразовательных учреждений.

Есть все основания считать, что опыт управления (сопровождения) программой, в частности, организация конкурсов (экспертизы) сыграл важную роль в обеспечении готовности области к реализации нацпроекта.

Механизм конкурсного отбора исполнителей проектов программы оказался важным и для проектных команд школ, которые получили ценный опыт подготовки проектных заявок (что включало анализ и представления потенциала, планирование, разработку смет).

Звенья крепкой цепи

Реализация программы обеспечила достижение системных результатов. Это и повышение качества и доступности образования и оптимизация сети образовательных учреждений, и улучшение социальной ориентации учащихся, и продвижение в обеспечении социального равенства в образовании.

В дошкольном образовании внедрены гибкие формы пребывания ребенка в детском саду. Сегодня внимательнейшим образом учитываются специальные потребности детей дошкольного возраста с трудностями физического и психического развития. Подготовлены и внедрены методики реализации принципа преемственности дошкольного и общего образования, обеспечивающие повышение готовности детей к получению образования.

Осуществляется комплекс мероприятий по научно-методическому, кадровому и материально-техническому сопровождению внедрения экспериментальных моделей обновления содержания и структуры образования. Разработана система предпрофильной подготовки и профильного обучения. Апробирован и введен ЕГЭ, в том числе создан областной Центр обработки информации. Реструктуризирована сеть сельских школ. Существенно разнообразились возможности вариантов получения знаний при помощи экстерната, образование может быть дистанционным, семейным. Созданы условия для выявления и поддержки одаренных детей.

В специальном коррекционном образовании мероприятия программы обеспечили рост числа образовательных учреждений, реализующих инновационные проекты интеграции детей-инвалидов в образовательный процесс. Созданы опытные образцы развивающей игровой среды коррекционных школ-интернатов, поставлено и используется специальное оборудование. Проведена целевая подготовка специалистов. В результате расширены возможности адаптации детей-инвалидов к обучению в массовых общеобразовательных школах, получения ими психологической и социальной поддержки, обеспечен рост удельного веса детей-инвалидов, получивших общее среднее образование.

Создана и реализовывалась областная концепция по патриотическому и гражданскому воспитанию, формированию навыков и культуры социальных отношений, профилактике безнадзорности и асоциальных явлений в среде несовершеннолетних. За счет мероприятий программы обеспечен рост количества детских и юношеских общественных организаций, учреждений, реализующих модели ученического самоуправления.

В соответствии с актуальными задачами обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологического и краеведческого образования осуществлено качественное обновление содержания и технологий дополнительного образования.

Разработаны и внедрены эффективные программы работы с детьми и семьями, нуждающимися в поддержке. В результате обеспечен рост числа детей, подростков и семей, получающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь, увеличение количества детей, переданных под опеку. Расширены возможности получения образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Проведена модернизация учебно-методической базы профессионального образования. Создан областной учебно-методический центр профессионального образования (на базе Академии социального управления Московской области). Обеспечено полноценное функционирование 5 областных ресурсных центров НПО.

В высшем и послевузовском профессиональном образовании внедрены организационные и образовательные инновации, обеспечивающие вариативные возможности получения непрерывного профессионального образования, адаптацию к изменениям рынка труда с учетом структурных изменений в экономике Московской области.

В ресурсном обеспечении образования улучшена материально-техническая и учебная база, позволяющая активно использовать информационные технологии.

Создана система гибкой, многоступенчатой и многоуровневой подготовки системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Осуществлено повышение квалификации более 300 педагогических и половины управленческих кадров по актуальным программам.

Апробированы и внедряются модели государственно-общественного управления образованием на всех уровнях. Увеличилось количество управляющих и попечительских советов, действующих в образовательных учреждениях.

В рамках областных программ фундаментальные научные исследования не проводятся, но прикладные разработки вносят определенный вклад в развитие российской науки. Например, исследования проблемы интеграции детей-инвалидов с физическими недостатками в общеобразовательные учреждения, исследования проблемы толерантности и экстремизма в среде несовершеннолетних.

Кроме того, ряд разработок, ориентированных на удовлетворение потребностей областной системы образования, по оценкам федеральных экспертов, представляет значительный интерес для российской системы образования. К таковым можно отнести областную концепцию и программу совершенствования воспитания в системе образования, областную концепцию модернизации системы педагогического образования, концепцию и программу развития русского языка в Московской области, проекты региональной и муниципальных целевых комплексных программ перехода на профильное обучение.

На-гора

Реализация программы обеспечила достижение довольно-таки высоких социальных эффектов в развитии образования области.

Это привело к инновациям и укреплению кадрового потенциала системы образования, повышению социального статуса работников образования Московской области, эффективности использования бюджетных средств в образовании, росту инвестиций в систему образования, укреплению материально-технической и технологической базы системы образования.

Перед исполнителями проектов по апробации и внедрению инновационных моделей и технологий ставилась задача по распространению опыта в масштабе территории. Как показывает анализ результатов программы, эта задача достаточно успешно решалась.

За период реализации программы прошли 413 научно-практических, обучающих семинаров и 34 научно-практические конференции областного и зонального масштаба, в которых приняли участие 4681 человек, что демонстрирует масштаб диссеминации результатов программы. В рамках различных форм повышения квалификации прошли подготовку 14668 работников образования. Издано более ста монографий, учебных пособий, сборников, рекомендаций. Это сформировало библиотеку программы. Эффективной формой презентации и распространения результатов программы стал Образовательный форум Подмосковья. Результаты программы были представлены также на конференциях, совещаниях, выставках, форумах федерального уровня.

Московская область – уникальный регион. Она входит в пятерку, занимая в России ведущие позиции лидеров по такому показателю, как индекс развития интеллектуального потенциала, отражающему влияние, оказываемое знаниями на уровень материального благосостояния. По уровню грамотности Московская область входит в тройку, по индексу образованности – в четверку регионов-лидеров. Ведь здесь на тысячу жителей приходится 140 специалистов с высшим образованием.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте