Аутизм не приговор
Три года назад семья Фадеевых неожиданно переехала из комфортного для них Кировского района Санкт-Петербурга (рядом бабушки, дедушки, Балтийский вокзал – дорога на дачу) в менее комфортный – Петроградский, где таких удобств не было. Переезд был вынужденный. Младшему сыну Ивану врачи поставили диагноз: расстройство аутистического спектра. И когда пришло время отдать мальчика в первый класс, Фадеевы стали выбирать школу, где занимаются с такими детьми, где для этого созданы лучшие условия. Они остановились на школе-интернате №20 на Песочной набережной.
Школа-интернат №20, которой руководит Татьяна Юрьевна Манаскурт, одна из лучших коррекционных школ. Учителя и воспитатели относятся к детям по завету великих педагогов: сначала любовь к детям, а потом все остальное – обучение, воспитание. Молва о данном учебном заведении давно перешла границы не только города на Неве, но и России. Иностранные коллеги наслышаны об успешной работе школы, знакомы с достижениями российских коллег, внимательно их изучают.
Сегодня здесь учатся почти 250 детей. Из них более сорока живут постоянно в интернате. Пятнадцать ребят обучаются на дому. В школе четыре направления: слабослышащие, дети с речевыми дефектами, со сложной структурой дефекта и аутисты. Классы маленькие – 5‑12 учеников, педагоги имеют возможность работать с детьми индивидуально. У каждого ребенка своя особенная программа, составленная на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Ученики, имеющие расстройство аутистического спектра, появились несколько лет назад. Группа родителей, выбиравших школу для своих детей с проблемами здоровья, обратилась к директору Татьяне Юрьевне с просьбой открыть классы для аутистов. Они были наслышаны, что в школе работают сурдопедагоги, дефектологи, психологи, воспитатели, и выражали надежду, что их детям здесь помогут. Татьяна Юрьевна согласилась. В школе провели основательную подготовку к приему новичков, учителя прошли стажировку.
Теперь на стажировку приезжают к ним не только из других городов, но и из-за рубежа. А тот самый Ваня Фадеев, ради которого семья устроила переезд, за два года учебы сильно изменился. Стал общительнее, уже не прячется, когда к ним домой приходят малознакомые люди. Преображаются и другие воспитанники. Из пугливых зайчишек они превращаются в уверенных, спокойных, любознательных детей.
Директор одной из школ Самары, побывавшая в интернате, так выразила свои впечатления: «Вашим мальчикам и девочкам впору учиться в обычной школе, они жизнерадостные, веселые, уверенные в себе». А ведь ей известно, какими эти ребята пришли в школу: неуверенные, пугливые, некоторые даже агрессивные, со сложным отношением со сверстниками и педагогами. И вот благодаря особому подходу взрослых они оттаяли. Постепенно, шаг за шагом, из года в год, они привыкают жить в новом для них окружении – сначала в школе-интернате, затем и за ее пределами – благодаря экскурсиям, встречам с детьми из обычных школ, с волонтерами, гостями. И уже к выпускному классу их не пугает многолюдный бурлящий мир за стенами школы. Они многое знают и многое умеют, в том числе контактировать с другими людьми. Их этому научили. А главное – у них есть замечательные защитники и советчики, помощники – педагоги, психологи, воспитатели и, конечно, сама Татьяна Юрьевна.
Педагоги вместе с директором разрабатывают и публикуют свои оригинальные методики по воспитанию и сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. Сама Татьяна Юрьевна глубоко исследовала проблему «Тревожность и причины ее возникновения у подростков с нарушением слуха».
Состояние воспитанников, их ожидание беспричинной опасности отрицательно влияют на учебу, общение, психическое благополучие и здоровье. Слабослышащие ребята возбудимы, легко расстраиваются даже из-за пустяков. Автор исследования предложила свои методы, как научить воспитанников преодолевать трудности такого рода. Ученики петербургской школы-интерната обретают активность, присущую детям, они любят конкурсы, соревнования, олимпиады. Они стремятся показать другим, чего сумели достичь. И нередко получают призы и даже становятся победителями. Среди них заслуженный мастер спорта, чемпион Европы по дзюдо, победитель Сурдоолимпийских игр Сергей Беляев. Теперь он работает в родной школе и готовит новых чемпионов.
Кстати, педагоги и психологи тоже участвуют в своих профессиональных конкурсах. И тоже могут гордиться своими достижениями. В частности, они стали лауреатами конкурса «За нравственный подвиг учителя».
Признана лучшей программа по духовно-нравственному воспитанию «Путешествуем вместе». Есть и другие значительные проекты, программы, получившие высокую оценку и на всероссийском уровне.
В школу-интернат приезжают за опытом, бывают здесь педагоги из далекой Якутии, из братской Белоруссии, из зарубежья – Латвии, Бельгии, Канады. Они интересуются педагогическими открытиями петербуржцев. Как же не интересоваться, время такое инновационное?!
– Многих интересует разработанный нами комплекс внутришкольного предметного мониторинга для слабослышащих учеников младших классов, – говорит Татьяна Юрьевна. – Система диагностики позволяет следить за уровнем усвоения учебного материала каждым ребенком, видеть трудности, которые у него возникают с учебой.
Школа-интернат стала лабораторией инноваций по организации образовательного пространства для детей-аутистов. Установлены партнерские взаимодействия с кафедрой сурдопедагогики факультета коррекционной педагогики Российского педагогического университета имени А.И.Герцена. Педагоги и ученые сообща разрабатывают новые методики, устраивают обучающие семинары и конференции. На базе школы студенты проходят практику и проводят научные исследования.
Каждым летом воспитанники интерната отдыхают в своем лагере «Остров детства». Здесь не скучают, много простора для творчества в клубе эрудитов. Им есть чем заняться – шашки, шахматы и любимая всеми игра «Что? Где? Когда?». Как и все дети, питомцы «Острова детства» любят рисование, поэтому студия «Акварелька» никогда не пустует. Недаром их пригласил в свой знаменитый проект «100 метров радуги» – гигантское панно из рисунков детей городов России – швейцарский художник Уго Рондиноне. И они достойно в нем участвовали.
Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии