Ровно 100 лет назад – в 1906 году – основатель коррекционной педагогики Всеволод Петрович Кащенко обратился к тогдашним московским властям с утверждением: 6 процентов московских детей нуждаются в специально организованном обучении, имея в виду не детей-инвалидов, а тех, кто по разным причинам испытывал стойкие трудности в обучении и без специальной помощи не мог справиться со школьной программой. Московская городская дума тогда разрешила обучать умственно отсталых детей, и Кащенко создал в Москве частную школу-санаторий – одно из первых в России учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения. Школа-санаторий Кащенко была предтечей того, что нынче называется коррекционной школой, классами выравнивания и коррекции.
Нынче год от года количество коррекционных классов, как и их учеников, увеличивается, поскольку растет число детей, не справляющихся со школьной программой. Кто-то склонен видеть причину этого в увеличении семей, злоупотребляющих алкоголем, однако ученые РАО считают: все зависит от того, каковы особенности человеческого мозга и компенсаторные возможности организма ребенка. Сегодня количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи, растет еще и потому, что многие малыши не посещают детские сады, которые в советское время готовили их к школе и оказывали логопедические и прочие необходимые услуги. Дело в том, что когда дети попадают в поле зрения специалистов в 2-3 года, то после этого практически 80-85 процентов из их числа по достижении семилетнего возраста идут в общеобразовательную школу, и никто не вспоминает, что в пять лет у них были какие-то проблемы в развитии. Дети, не прошедшие через детский сад, чаще других попадают в разряд «педагогически запущенных», а потом – и потенциальных учеников коррекционных классов и школ. Тесты, которые предлагают поступающим в первый класс, подчас измеряют не способности ребенка, а степень его обученности на дошкольном уровне. Поэтому малыш может быть зачислен и в гении, и в умственно отсталые. Психологи выступают против того, чтобы ребенок был определен в класс коррекции уже на стадии первого класса – такой вывод нужно делать только после года-двух обучения, когда видно, что нет нужной динамики развития. Только тогда медико-педагогическая комиссия может рекомендовать ребенку обучение в коррекционном классе и то при согласии родителей.
На самом деле количество учеников коррекционных классов не может увеличиваться само по себе, поскольку, по результатам научных исследований, только 7-15 процентов детей на определенном этапе нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке, которая может быть кратковременной или продолжаться в течение того или иного временного отрезка.
Сегодня самая большая проблема школы – в неуспешности ее учеников. Истоки неуспешности понятны. Во-первых, предлагаемые реформы, как правило, не получают оценки психологов, дефектологов и других специалистов на предмет пригодности для массовой школы. Во-вторых, желание чиновников раздуть наполняемость классов до 40 учеников успешному обучению не способствует, и разговоры о повышении качества обучения оказываются пустыми словами, в-третьих, понятно, что сегодня, как никогда ранее, педагоги (особенно в начальной школе) должны обладать базовыми знаниями в области дефектологии, чтобы вовремя оказать индивидуальную коррекционную помощь. Но самое главное, современные тенденции в педагогике предполагают интеграцию ребят с минимальными школьными трудностями с детьми, не имеющими таких трудностей, в одном общеобразовательном классе. Но при этом основной задачей каждой школы должна стать, может быть, незаметная, но умно выстроенная коррекционная работа, которая позволит по ходу педагогического процесса исключать все сложности, возникающие у детей в процессе обучения.
Комментарии