Говорят, что сестра таланта – краткость. Педагоги знают, что это так. Особенно участники Всероссийского конкурса программ развития организаций дополнительного образования детей «Арктур». Конкурс состоит всего из двух заданий. Первое – «Презентация организации» – предполагает всего лишь пятиминутное выступление. Второе – «Защита программы» – отнимает вместе с вопросами жюри десять минут. Любой организации – с 25‑летним стажем или опытом работы свыше 80 лет – одинаково сложно вместить свой рассказ в это прокрустово ложе. С другой стороны, именно участие в этом состязании, которое проводит Общероссийский Профсоюз образования при поддержке Минобрнауки России, позволяет выделить главные направления деятельности организаций дополнительного образования, а значит, и пути развития, самосовершенствования на благо воспитанников.
При всей краткости испытаний дни, проведенные в Республике Крым, были чрезвычайно насыщенными, потому что в МДЦ «Артек» и Ялте состоялся не только III Всероссийский конкурс программ развития организаций дополнительного образования детей, но и более масштабное событие – IV Межрегиональный форум по вопросам дополнительного образования детей, на который были приглашены ведущие российские специалисты в области теории и практики дополнительного (неформального) образования, представители государственных и муниципальных органов власти, общественных организаций, органов государственно-общественного управления, СМИ, руководители и педагоги образовательных организаций.Также в Республике Крым прошли заседания Совета по дополнительному образованию детей при ЦС Общероссийского Профсоюза образования под председательством руководителя Курской областной организации Ирины Корякиной.Работа началась в первый же день с установочного семинара. Заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова, председатель жюри конкурса «Арктур», обозначила важную роль этого состязания: «В сфере дополнительного образования детей конкурс наиболее полно отвечает тем требованиям и чаяниям, которые у нас есть, – создание условий для повышения квалификации, обмена опытом, появления новых знакомых, которые потом становятся вашими друзьями, соратниками».Елена Елшина, секретарь – зав. отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования, провела жеребьевку для участников конкурса с помощью магнитов с изображением крымских красот.А ректор Института развития образования Ярославской области, член жюри «Арктура» Ангелина Золотарева рассказала о требованиях, которые и на конкурсе, и в жизни, в образовании предъявляются к программе развития, что она должна включать и из чего должна состоять ее защита. Ангелина Викторовна уверена: «Программа развития – это необходимый документ. Но и архисложный. Я третий год участвую в этом конкурсе. И только сейчас осознала мудрость нашего профсоюза, который взял на себя инициативу проводить конкурс защиты программ. Вообще-то это обязанность управления системой. И вы могли в состязании не участвовать… Но понимаете важность этого документа. И от конкурса к конкурсу я вижу, что этот продукт становится все лучше. Программа развития – это движение. Вам важно в этом документе показать прирост, то, что будет плюсом, что новое у вас появится, а может быть, от чего-то вы откажетесь…»На следующий день участники, жюри и организаторы конкурса дружно отправились в Международный детский центр «Артек», и это было очень волнующе не только для тех, кто приехал сюда впервые, но и для тех, кто здесь бывал ребенком, работал в качестве вожатого, методиста. Таких среди участников «Арктура» оказалось немало. Прием гостей начался с фильма об этом легендарном лагере, который сняли сами ребята. Затем перед нами выступили артековцы – финалисты конкурса «Живая классика». Открытие продолжилось традиционными приветственными речами, но они не были формальными и практически все были посвящены главным героям форума и конкурса – педагогам, кадрам системы дополнительного образованияГенеральный директор МДЦ «Артек» Алексей Каспржак: «Сейчас выросло новое поколение учителей, которые приезжают к нам в лагерь, работают с детьми. Они ценят детей, уважают их, разговаривают с ними на равных. Ценят историю своих семей, страны. По большому счету, они верят, что, работая с детьми в разных форматах, они занимаются развитием возможностей детей и развитием страны в целом».Татьяна Куприянова: «Педагоги дополнительного образования выполняют важнейшую функцию разрушения границ в образовании. Это принципиально важно для детей и взрослых. Только когда ребенок и учитель обогащают друг друга во взаимодействии, в практической работе, вместе бок о бок решают конкретные задачи, выполняют проекты, получается результат».Татьяна Викторовна выполнила поручение исполкома профсоюза – наградила Алексея Каспржака знаком «За социальное партнерство», а «Артек» – званием федеральной площадки Всероссийского конкурса программ развития дополнительного образования детей (отныне на территории лагеря будет находиться плакетка, подтверждающая этот статус).Татьяна Куприянова поздравила всех с главным событием 2018 года для системы дополнительного образования – ее столетием. «Еще в прошлом году на заседании Совета по дополнительному образованию детей при ЦС профсоюза мы решили, что эта дата не должна пройти незамеченной, надо поблагодарить всех людей, которые столько лет работали в этой системе, спасали детей от беспризорности, от домашних тяжелых проблем, от кошмаров и пороков улицы, отдавая им все свои знания, способности, а главное – сердце свое отдавали детям».К главной теме вернулся в своем докладе директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России Игорь Михеев: «Профсоюз образования – наш стратегический партнер. Хотелось бы остановиться на ключевых вещах, которые нам удалось сделать совместными усилиями. Это в том числе работа по подготовке кадров. Мы прекрасно понимаем, что с нашими детьми должны работать педагоги, которые в современных условиях могут давать интересное содержание нашим детям. И тогда образовательное направление будет вызывать у детей живой интерес».Министр образования, науки и молодежи Республики Крым Наталья Гончарова рассказала о региональной системе допобразования: «У нас достаточно большая сеть – 177 учреждений дополнительного образования, мы ее постарались сохранить. Не все еще пролицензированы, потому что создать надлежащие условия в наших муниципальных организациях невозможно без финансовых вложений. Большое спасибо субъектам РФ, которые оказывают нам помощь. 50 лет назад именно с Крыма началось движение «Малая академия наук», МАН сохранена, причем за последние 3‑4 года более двадцати регионов обратились к нам за помощью, чтобы у себя эту сеть восстановить».После двух дней коротких, но достаточно трудоемких испытаний в великолепном ялтинском театре имени А.П.Чехова состоялось закрытие форума и конкурса. Оно совпало с открытием Крымского моста, соединившего Крым и Краснодарский край. Случайное совпадение. Однако творческие люди, а все педагоги системы дополнительного образования именно такие, знают, что совпадения не случайны. Как не случайно именно в Республике Крым в этом году прошли конкурс и форум. «Потому что система дополнительного образования республики – уникальное сочетание традиций и инноваций, дополняющих друг друга, дающих эффективный образовательный и воспитательный результат», – сказал заместитель главы администрации города Ялта Константин Шимановский. А уж какие талантливые дети в Крыму, мы убедились, увидев выступление на церемонии торжественного закрытия форума и конкурса воспитанников Ялтинского центра детского и юношеского творчества.Заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова и председатель счетной комиссии конкурса «Арктур» Елена Елшина вызвали на сцену победителей, вручили им дипломы и денежные призы. За 1‑е место 100 тысяч рублей, за 2‑е – 50 тысяч рублей, за 3‑е – 30 тысяч рублей. Неплохой подарок от профсоюза!И в заключение цитаты победителей с испытания «Защита программ развития организаций дополнительного образования детей».1‑е место – Дворец творчества детей и молодежи города Оренбурга«В программе развития определены приоритетные направления нашей деятельности, целевые подпрограммы, которые реализуются в учреждении. Подпрограмма «Ступень успеха» ориентирована на поиск, поддержку и сопровождение одаренных и проявляющих повышенные способности детей. Подпрограмма «Успешная социализация» реализуется через доступность дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. В основе подпрограммы «Успешный выбор» идея вовлечения в активную социальную практику ребят, попавших в трудную жизненную ситуацию. Подпрограмма «Перспектива» – работа с детьми, проявляющими интерес к научно-техническому и инженерному творчеству. Подпрограмма «Я – гражданин России» ориентирована на формирование и развитие гражданско-патриотического сознания подростков и молодежи».2‑е место – Центр развития творчества детей и юношества Тамбовской области«Центр пошел по пути проектирования ясных перспектив развития и четких достижимых ориентиров. Важнейшим стратегическим документом, дающим развернутую характеристику инновационных процессов, стала программа развития учреждения. Принимаемые центром программы развития были направлены на проведение организационных изменений, последовательного возводящих его в статус центрального звена региональной системы дополнительного образования. А сегодняшняя программа развития на 2015‑2020 годы основана на глубоком анализе деятельности как самого учреждения, так и всей системы дополнительного образования региона. При ее разработке был учтен опыт реализации двух предшествующих программ, социальный заказ детей, родителей, государства, учтена долгосрочная перспектива».3‑е место – Дворец пионеров и школьников им. А.П. Гайдара города Стерлитамака Республики Башкортостан«В 2014 году во Дворце пионеров и школьников была разработана программа развития, актуальность которой обуславливается концепцией развития дополнительного образования детей. Цель программы – совершенствование условий образовательной среды Дворца пионеров и школьников в связи с современными требованиями нормативно-правовой документации по инновационному развитию образования в Российской Федерации и в соответствии с федеральными стратегическими документами. Задачи: профессионально-личностное развитие и рост профессионального опыта педагога дворца, развитие условий образовательной деятельности и создание новой мотивирующей образовательной среды».
Комментарии