Один умный человек сказал: образование – верный путь к благосостоянию. Но мало какой школьный учитель служит тому доказательством. К сожалению, о великом предназначении педагога забывают, превращая его в бессловесного школьного работника, исправно выполняющего соответствующие распоряжения и инструкции.
Как учитель истории я предлагаю посмотреть на опыт школ дореволюционной России, где четко определялись права и обязанности учителя, его социальные гарантии и статус государственного служащего высокого уровня. Например, учитель географии женской гимназии начала ХХ века при нагрузке 12 нормативных – это ставка и 16 дополнительных часов в неделю в год получал 1980 рублей казенного жалованья. Плюс 160 рублей за классное руководство и еще 270 рублей на бытовое содержание. Итого 2410 рублей в год. Что же мог приобрести учитель за свою зарплату в 1913 году? 1 кг черного хлеба тогда стоил 5 копеек, белого – 12 копеек, один килограмм картофеля – 2 копейки, килограмм говядины высшего сорта – 50 копеек, колбаса вареная и колбаса копченая – по 35 и 75 копеек за кило, 1 литр молока – 8 копеек, 1 литр растительного масла – 32 копейки, 1 кг гречки – 9 копеек, водка и вино – 30 и 40 копеек за литр соответственно. Ботинки мужские стоили 3 рубля, ботинки женские – 4, визит к врачу – 20 копеек, билет в Большой театр – 32 копейки, плата за обучение ребенка в школе – 2 рубля в месяц.Сто лет назад школьный учитель мог с полным правом относить себя к категории людей если не высшего, то среднего достатка. Он мог позволить себе снять квартиру с удобствами, прилично одеваться, нормально питаться, посещать театры. А в свободное от уроков время не копался в огороде, чтобы обеспечить себе пропитание, а полностью посвящал себя усовершенствованию профессиональных навыков.Что происходит сегодня? В Воронежской области за последнее время вопрос увеличения заработной платы постоянно находится в поле зрения руководства области. Решение о доведении средней зарплаты учителей до средней по экономике, безусловно, правильное. Но достигать этого можно и нужно в первую очередь за счет увеличения норматива подушевого финансирования на каждого ученика.Если брать нашу школу, у нас на данный момент 1750 детей, более 90 педагогов. Средняя заработная плата по школе за 11 месяцев 2014 года составила 25470 рублей, а у учителей – 26778 рублей. Из этой суммы на стимулирующий фонд приходится 5634 рубля, а на платные образовательные услуги – 2356 рублей. Но тут нужно учитывать, что платные услуги оказывает только часть учителей. Вот с такими результатами мы подошли к 2015 году. Константин Ушинский говаривал: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Поэтому нужно все сделать для того, чтобы учитель в школе чувствовал себя защищенным, свободным и ответственным.Вячеслав МИНАКОВ, директор школы №1, Воронеж
Комментарии