Игра проводится по сценарию телеигры «Сто к одному» между командой учеников 11-го класса и командой учителей-естественников.
Подготовка
За две недели до начала игры проводится опрос ребят и учителей, которые не задействованы в игре. Предлагается 10 разных вопросов, например:
1. Какая бывает природа?
2. Зачем организму человека нужны белки?
3. Какие бывают горы?
4. От кого произошел человек?
5. Что изучает химия?
6. Кто такие экологи?
7. Как определить местоположение нашего города?
8. Что чаще всего делают ученики на уроках химии?
9. Что всегда приносит с собой на урок учитель географии?
10. Какую вы знаете науку о природе?
После обработки анкет выбирается пять самых распространенных ответов на каждый вопрос, указывается количество ответивших. Обработанные данные фиксируются на специальном табло (доске, листе ватмана) и сохраняются в секрете до начала игры. Команды учителей и учеников выбирают капитана, название команды, девиз, эмблему. Кроме того, каждая команда готовит представление игроков (каждого члена своей команды). В жюри привлекаются ученики параллельного 11-го класса и учителя другого профиля, например филологи. Ребятам дается задание: одним – придумать собирательный образ одиннадцатиклассника, другим – собирательный образ учителя.
Ученики физико-математического класса собирают две электрические цепи, состоящие из последовательно соединенных звонка, ключа, источника тока (либо используются два колокольчика). Кроме того, ведущий заблаговременно ищет спонсоров для награждения команд.
Ход игры
Ведущий предоставляет слово командам для приветствия. Каждая команда знакомит присутствующих со своим названием, девизом, эмблемой. Капитан представляет свою команду, затем команда представляет капитана. После приветствия капитаны подходят к ведущему для начала игры.
«Разминка»
Ведущий задает вопрос. Игра продолжается с той командой, чей капитан быстрее замкнет электрическую цепь (или позвонит в колокольчик). Капитаны возвращаются к своим командам. Игроки по очереди отвечают на поставленный ведущим вопрос. Если ответ присутствует на табло, помощники ведущего открывают строчку, команда зарабатывает баллы. Если команда допускает три неправильных ответа, право ответа переходит к соперникам. В случае правильного ответа второй команды она выигрывает в разминке и получает баллы первой команды.
Пока жюри подводит итоги и фиксирует баллы, ведущий объявляет спонсоров игры.
Игра «наоборот»
Начинает игру команда, победившая в разминке. Ведущий задает вопрос, игроки по очереди дают ответы. Помощники открывают табло. Побеждает та команда, ответ которой расположен на табло ниже.
Жюри подводит итог игры «наоборот», ученики «рекламируют» образ одиннадцатиклассника.
«Большая игра»
В «Большой игре» участвуют два игрока победившей команды. Первый удаляется на несколько минут, второй остается в классе. Ведущий задает первому игроку 5 вопросов, на которые он должен ответить за 25 секунд, затем ведущий комментирует ответы, данные игроком, помощники открывают на табло совпавшие ответы, жюри считает баллы. Затем приглашается второй игрок, ведущий задает ему такие же 5 вопросов, на которые он должен дать ответы за 30 секунд. Если ответ второго игрока совпадает с ответом первого, звучит сигнал, нужно быстро придумать другой вариант. Затем ведущий комментирует ответы второго игрока, помощники открывают совпадения с «народными» ответами. Жюри подводит итоги, в это время ребята «рекламируют» собирательный образ учителя.
Церемония награждения
Ведущий представляет слово жюри, затем спонсорам. После награждения команды благодарят друг друга за игру.
В качестве примера приведу результаты проведенного опроса. В анкетировании участвовали 200 человек, из них – 10 учителей, 95 учащихся 11-х классов, 135 учащихся 8-х классов.
Живая (неживая) – 61 чел.
Красивая – 18 чел.
Хорошая (плохая) – 19 чел.
Разная – 18 чел.
Теплая (холодная) – 8 чел.
Чистая (грязная) – 7 чел.
Кроме того:
Зеленая – 4 чел.
Животная – 1 чел.
Оригинальная – 1 чел.
Физическая – 1 чел.
Растительная – 1 чел.
Чтобы жить – 43 чел.
Не знаю – 41 чел.
Для развития, роста – 17 чел.
Чтобы было – 11 чел.
Для здоровья – 10 чел.
Для энергии – 10 чел.
Для обмена веществ – 6 чел.
Для расщепления жира – 5 чел.
Чтобы думать – 2 чел.
Чтобы кожа была белая – 1 чел.
Высокие (низкие) – 66 чел.
Большие (маленькие) – 41 чел.
Крутые – 23 чел.
Разные – 20 чел.
Непокоряемые – 12 чел.
Альпы – 7 чел.
Искусственные – 3 чел.
Скалистые – 1 чел.
От обезьяны – 126 чел.
От мамы с папой – 19 чел.
От Бога – 14 чел.
От Адама и Евы – 10 чел.
От кого-то – 15 чел.
Вещества – 92 чел.
Все – 15 чел.
Свойства веществ – 14 чел.
Таблицу Менделеева – 11 чел.
Химические явления – 13 чел.
Законы – 9 чел.
Элементы – 7 чел.
Те, кто изучает экологию – 42 чел.
Ученые – 35 чел.
Защитники природы – 32 чел.
Люди – 27 чел.
Те, кто решает проблемы экологии – 13 чел.
Те, кто ищет полезные ископаемые – 2 чел.
Кто имеет высшее образование и низкую зарплату – 1 чел.
По карте – 81 чел.
По компасу – 40 чел.
По долготе и широте – 22 чел.
По солнцу – 16 чел.
Спросить у прохожих – 15 чел.
По морю – 5 чел.
Проводят опыты – 53 чел.
Химичат – 50 чел.
Работают – 45 чел.
Слушают учителя – 25 чел.
Балуются – 13 чел.
Решают задачи – 5 чел.
Слушают нравоучения – 5 чел.
Отдыхают от других предметов – 2 чел.
Доводят учителя – 1 чел.
Устраивают свою личную жизнь – 1 чел.
Карту – 129 чел.
Атлас – 37 чел.
Журнал – 35 чел.
Учебник – 31 чел.
Тетради – 11 чел.
Глобус – 7 чел.
Пирожок – 3 чел.
Конспект урока – 1 чел.
Новые знания – 1 чел.
Сумку – 1 чел.
Биологию – 93 чел.
Географию – 40 чел.
Химию – 17 чел.
Природоведение – 14 чел.
Физику – 13 чел.
Экологию – 4 чел.
Астрономию – 3 чел.
Светлана НЕКРАСОВА, учитель химии СШ №4, Онега, Архангельская область
Комментарии