search
main
0

«Сто к одному». Внеклассное мероприятие по информатике

Мероприятие может проводиться в любом классе с 5-го по 11-й (в зависимости от того, по какому учебнику работает учитель) до изучения темы «Устройство компьютера». В данном случае оно было проведено в 10-м классе.

Цели

образовательные

• подготовка учеников к изучению темы «Компьютер. Устройство компьютера», с помощью использования жизненного опыта в учебной ситуации;

воспитательные

• привитие детям любви, интереса к информатике с целью использования в жизни (практическая направленность);

• воспитание духа соревновательности, коммуникабельности, креативного мышления;

развивающие

• формирование у школьников общеучебных умений и навыков;

• развитие у них творческого мышления;

• формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Идея

В основу внеклассного мероприятия «Сто к одному» положена одноименная телеигра телеканала «Россия».

Предварительная подготовка:

1. Был проведен опрос 50 человек разного возраста. Это происходило при непосредственном общении, по телефону, через электронную почту и на форумах в сети Internet.

География участников опроса: Латвия, Эстония, Казахстан, Узбекистан, Россия (Ленинградская область, Карелия, Чувашия, Новосибирск, Самара, Санкт-Петербург, Москва).

Каждому из них было задано 10 вопросов:

1. Без какого устройства нельзя работать на компьютере?

2. Какая память существует у компьютера?

3. Какой вопрос задают друг другу люди, у которых дома есть ПК?

4. Какие бывают диски?

5. Компьютер не работает. Почему?

6. Для чего нужен компьютер?

7. Кто пишет программы?

8. Как называется устройство визуального отображения информации?

9. Какой клавишей чаще всего пользуются?

10. Какая компьютерная игра самая популярная?

Полученные результаты использовались в этой игре.

2. Для проведения игры на языке разметки гипертекста HTML был создан сайт, состоящий из семи страниц (Титульная, Простая игра, Двойная игра, Тройная игра, Игра наоборот, Большая игра, Поздравление).

3. Заранее подобрали 2 команды участников, по 6 человек в каждой. Они получили задание придумать название своей команде и подготовить представление каждого участника.

4. Ученики класса, не вошедшие в число участников команд, получили задание подготовить номер художественной самодеятельности (желательно связанный с изучаемым предметом).

5. Учитель обеспечил призы и дипломы для победителей и участников игры, приз для зрителя и весь необходимый для проведения игры инвентарь.

Оборудование

• компьютер;

• мультимедийный проектор с экраном;

• стол и стулья для помощников;

• столы и стулья для участников игры;

• стулья для зрителей и гостей;

• стол для ведущего;

• кегля;

• ватманы (2 шт.);

• маркеры (12 шт.);

• бейджи с именами участников;

• таблички с названиями команд;

• фонограмма для музыкальной паузы;

• листки с вопросом для конкурса со зрителями;

• ручки и карандаши для конкурса со зрителями;

• микрокалькулятор для счетной комиссии;

• бланки для счетной комиссии;

• секундомер;

• доска;

• мел.

Методы и приемы обучения, применяемые

на мероприятии

1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности учеников:

• словесной передачи информации и слухового восприятия информации (инструктаж по правилам игры);

• наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (демонстрация созданного web-сайта);

• передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического ее восприятия (дидактическая игра).

2. Методы стимулирования и мотивации учеников:

• эмоциональные (поощрения, создание ситуации успеха);

• познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий (при подготовке к мероприятию);

• социальные (создание ситуации взаимопомощи).

3. Форма организации работы на уроке – групповая.

Ход мероприятия

(Вступительное слово учителя)

– Добрый день, дорогие друзья! Мы с вами встречаемся в необычной для нас обстановке: не на уроке, а на внеклассном мероприятии. Сегодня не будет практических работ, зачетов и опросов. Мы постараемся взглянуть на привычную для нас информатику с другой стороны. Мне хочется показать вам, что информатику можно изучать весело, петь про нее песни и слагать стихи.

Наша игра называется «Сто к одному». Она посвящена теме «Компьютер и его устройство». Мы с вами пока еще подробно ее не разбирали, поэтому каждый будет опираться на свой жизненный опыт, так как с компьютером вы знакомы уже достаточно давно, у многих он есть дома, и вы можете немало рассказать о нем. Так что сегодняшнее мероприятие будет небольшим введением в тему «Компьютер и его устройство».

Сегодня встречаются две команды – команда девочек и команда мальчиков. Вот эти команды. Прошу капитанов представить участников команд.

(Представление капитаном участников команд, один из членов команды представляет капитана.)

– Итак, с командами мы знакомы. Представляю вам также моих помощников и гостей.

Ну вот теперь мы можем переходить к нашей игре!

Разминка

«Видимо-невидимо»

– Каждая команда получает по листу ватмана и несколько маркеров. За 20 секунд команды должны на своих листах крупно написать все известные им названия устройств, относящихся к компьютеру. Слова лучше расположить на листе по-разному (наискосок, вверх ногами, прямо и так далее). По истечении времени команды на 10 секунд показывают друг другу свои листы. Задача – запомнить и назвать большее количество понятий, записанных командой-соперником. За каждое верно названное слово команде начисляется по 1 баллу. Также по 1 баллу получает команда за каждое написанное слово.

Итак, раз, два, три, начали!

(Помощники засекают время, после выступления команд подсчитывают баллы, оглашают их и записывают на табло для каждой из команд.)

– Мною был проведен опрос 50 человек разного возраста. Всем им задавался один и тот же вопрос, на который сейчас предстоит ответить и вам. Каждое очко, заработанное командой, будет превращаться в один балл. Я приглашаю в центр зала первых участников команд. (Выходят первые участники команд.)

Сейчас на табло 6 самых популярных ответов. Право ответа будет принадлежать тому, у кого первого в руках окажется кегля после моей подсказки.

Тот, кто первым схватит кеглю, получает право отвечать на вопрос. В том случае, если он ответит правильно, на табло открывается табличка. Если предложенный ответ окажется не в верхней строке, право ответа предоставляется игроку из другой команды. Чей ответ окажется выше, той команде и предоставляется право открывать табло.

Каждый из членов команды по очереди дает свои ответы на вопрос. Очки насчитываются по указанному на табло количеству ответов заранее опрошенных людей. Как только будет дан ответ, не имеющий места в таблице, на табло загорается красный квадрат и звучит соответствующий сигнал. Как только команда ошибается трижды (на табло открывается три красных квадрата), ход переходит к другой команде, каждый из игроков которой дает свой вариант ответа, а капитан должен принять один из них. Если такой ответ есть в таблице, то все очки, набранные предыдущей командой, присваиваются последним; если нет – эти очки забирает первая команда.

Вопрос: Без какого устройства нельзя работать на компьютере?

Ответы при опросе

процессор 17

монитор 8

системный блок 5

винчестер 4

мышь 3

клавиатура 2

Счетная комиссия подсчитывает баллы и записывает их на табло.

Пауза «Вредные советы»

– Первый тур закончился, а теперь немного отдохнем. Ученики 10-го «Б» класса расскажут, как не нужно себя вести на уроках информатики.

Если ты случайно вспомнишь,

Что вас где-то ждет учитель,

И уже минут пятнадцать

Продолжается урок,

То плестись не нужно шагом,

Так теряешь только время,

Лучше будет пробежаться –

Так полезней и быстрей.

Если сел ты за компьютер,

Испытай его на прочность:

Постучи его портфелем,

Дисковод поковыряй,

Подолби клавиатуру

И пощелкай выключатель,

А когда он задымится,

Пересядешь за другой.

Если на клавиатуре

Западает пара клавиш,

Это значит вы – ударник

И вообще герой труда.

Незаметно поменяйтесь

Ей с бездельником-соседом,

У таких клавиатуры

Не стареют никогда!

Если вдруг твоя машина

Hе работает как надо,

Ты по материнской плате

Сильно стукни кулаком.

Hе поможет – бей кувалдой,

Дай ногой по монитору…

И скажи лишь педагогу:

«Она первой начала!»

Руки мыть совсем не нужно –

Не всегда вода бывает.

К чистоте привыкнуть можно –

Трудно будет отвыкать.

Если грязь с твоих ботинок

Осыпается кусками,

То тебе совсем не нужно

Обувь чистую нести.

Чем грязней твои ботинки,

Тем рассерженней учитель,

Соответственно быстрее

Тебя выгонят домой.

Если ты на перемене

Не успеешь пообедать,

То закончить можно в классе,

Молча слушая урок.

Если ты раскрошишь булку

Или стол измажешь маслом,

То залей все это чаем –

Легче будет отмывать.

– Правила те же, что и в предыдущей игре, но каждое очко, заработанное командой, будет превращаться в два балла. Я приглашаю в центр зала вторых участников команд. (Выходят участники.)

Вопрос: Какая память бывает у компьютера?

оперативная (ОЗУ) 18

постоянная (ПЗУ) 10

внешняя 7

внутренняя 5

компьютерная 4

переполненная (полная) 2

Конкурс для зрителей

– Наши зрители немного заскучали, поэтому следующий конкурс будет специально для них. Вам необходимо письменно ответить на вопрос и опустить листок с ответом в ящик. Наши сегодняшние гости, учителя информатики из других школ, определят самый оригинальный ответ. Автор этого ответа получит приз.

Вопрос: На что или на кого похожа компьютерная мышь?

(Звучит музыка, зрители пишут свои ответы на заранее подготовленных бланках и опускают их в ящик.)

– Правила тройной игры такие же, как и в предыдущих турах, только каждое очко, заработанное командой, будет превращаться в три балла. Я приглашаю в центр зала третьих участников команд! (Выходят участники.)

Напоминаю вам, что было опрошено 50 человек и 6 самых популярных ответов сейчас на табло. Право ответа будет принадлежать тому, у кого первого в руках окажется кегля после моей подсказки.

Вопрос: Какой вопрос задают друг другу люди, у которых дома есть компьютер?

подключен к Интернету? 13

есть что-то новое/интересное? 10

какой объем памяти? 8

какие у тебя игры? 7

какой у тебя компьютер? 5

какая ОС установлена? 2

Музыкальная пауза

– А сейчас – музыкальная пауза! Для всех песню компьютерных разбойников исполнит вокальная группа девочек 10-го «Б» класса.

Говорят, мы бяки-буки,

И на нас управы нет,

Дайте в руки ноутбуки –

Мы взломаем Интернет.

Ой-ля-ля, ой-ля-ля,

Не заплатим ни рубля,

Оп-па!

Зря спасенья не ищи ты,

Ибо мы умнее всех!

Ваши хитрые защиты

Мы расколем, как орех.

Ух-ух-ух, эх-эх-эх,

Всюду влезем без помех,

Вай-вай-вай, открывай

Файлы!

И, фон Нейман, нас прости,

Мы плодим такие глюки –

Вам вовек не разгрести.

Пам-пам-пам, та-ра-рам,

Без ошибок нет программ,

Та-ра-рам, трам-пам-пам,

Так-то!

Мыслим мы машинным кодом,

Это высший пилотаж!

Всех поздравит с Новым годом

Самый новый вирус наш.

Раз-два-три, три-два-раз,

Пишем вирус на заказ,

Тук-тук-тук, ждите глюк

В полночь!

– Через 10 секунд вам нужно дать самый малорейтинговый ответ из всех популярных, который находится в самом низу таблицы. В этом случае вы можете заработать целых 48 очков!

Вопрос: Какие бывают диски?

(Команды совещаются 10 секунд и дают свой ответ.)

Ответы:

жесткие 18 чел. 32 балла

гибкие 10 чел. 40 баллов

лазерные 9 чел. 41 балл

круглые 5 чел. 45 баллов

музыкальные 3 чел. 47 баллов

лицензионные 2 чел. 48 баллов

Подведение итогов конкурса для зрителей

– Наши гости прочитали все ваши ответы на вопрос о том, на что же похожа компьютерная мышка, и уже готовы объявить победителя! (Предоставляется слово одному из гостей, который зачитывает самый оригинальный ответ и имя его автора. Победитель награждается призом.)

– А теперь настало время узнать, какая из команд сегодня примет участие в Большой игре и станет абсолютным победителем. Слово предоставляется счетной комиссии. (Представитель счетной комиссии объявляет набранные командами баллы и название команды-победительницы.)

Ну вот, нам стало ясно, кто же сегодня вышел в финал. Давайте поприветствуем эту команду бурными аплодисментами. А теперь переходим к Большой игре.

В Большой игре участвует не вся команда, а всего 2 ее представителя, каждому из которых будет задано 6 одинаковых вопросов. Ваша задача – совместными усилиями набрать 100 очков. Если это удастся, вам вручат главный приз – сертификат, позволяющий получить просто так одну отметку «5» на любом одном уроке информатики в течение года. Итак, ваша судьба и судьба команды в ваших руках! Определитесь, кто будет первым отвечать на вопросы, а кто присоединится к нам позже.

(Команда решает, кто будет участвовать в Большой игре, после чего один игрок остается, а второй идет за дверь, чтобы не слышать ответы первого.)

– Итак, вам дается 15 секунд. Готовы?

Вопросы первому игроку:

1. Компьютер не работает. Почему?

2. Для чего нужен компьютер?

3. Кто пишет программы?

4. Как называется устройство визуального отображения информации?

5. Какой клавишей чаще всего пользуются?

6. Какая компьютерная игра самая популярная?

(Игрок отвечает, счетная комиссия отмечает полученные ответы в специальном бланке, после чего открывает их на табло и подсчитывает набранные игроком баллы.)

(Вызывается второй игрок, который находился вне помещения и не слышал ответы первого игрока. Обращение ко второму игроку.)

Вам будут заданы те же вопросы, что и предыдущему участнику. За 20 секунд необходимо ответить на них. Если ответ будет совпадать с ответом первого участника, раздастся звуковой сигнал и нужно будет предложить другой ответ. Условия понятны? Готовы?

(Игроку задаются те же самые вопросы, комиссия отмечает полученные ответы в специальном бланке, после чего открывает их на табло и подсчитывает набранные обоими игроками баллы.)

не включен (выключен) 16

нет света (электричества) 8

сломался 8

завис 8

упала ОС 5

завелся вирус 2

сгорел блок питания 1

нет ПО 1

не знаю 1

для работы 16

для игр и развлечений 10

для вычислений и расчетов 7

для выхода в Internet 5

для учебы 4

для хранения информации 3

для всего 2

не знаю 2

для общения 1

программист 26

ученик 5

студент 4

человек 4

знающий программирование 2

умный 2

специалист 2

Microsoft 2

хакер 1

девочки 1

учитель 1

монитор 27

дисплей 12

экран 7

табло 2

телевизор 2

Enter 16

Shift 9

Escape 7

пробел 7

Alt 3

Ctrl 3

F10 2

Backspace 1

Delete 1

стрелка 1

пасьянс «Косынка» 10

тетрис 8

Counter Strike 7

Сапер 6

Doom 5

Quake 4

Windows 4

не знаю 3

гонки 2

Dozor.ru 1

Подведение итогов и награждение победителей

(Команды награждаются призами, на экране высвечивается поздравительная страничка.)

– Вот наша игра и подошла к концу. Надеюсь, что каждый из вас получил заряд положительных эмоций, узнал что-то новое и интересное для себя. Хочется верить, что все вы уже хотите вплотную подойти к изучению темы «Устройство компьютера». А еще я верю, что это не последнее наше с вами мероприятие.

Спасибо всем!

Виталий МЕНЬШИКОВ, учитель информатики школы №5, Сегежа, Республика Карелия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте