Не так давно первый зампред Комитета Госдумы по промышленности, а по совместительству – первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев заявил о необходимости ввести в российской школе обязательный ЕГЭ по физике. По мнению депутата, пока наши выпускники знают этот предмет из рук вон плохо, ни о каком развитии и внедрении высоких технологий в промышленности не может быть и речи. В то же время Дмитрий Ливанов, выступая на коллегии Министерства образования и науки РФ, упомянул, что в ведомстве обсудят возможность создания интегрированного ЕГЭ по естествознанию, куда войдут вопросы по физике, химии, биологии, географии.
Тревога представителей инженерного сообщества понятна. Стране нужны люди, которые знают физику и умеют пользоваться ею при решении высокотехнологичных задач. Но вот в чем вопрос: вырастет ли уровень общей естественно-научной культуры населения, если мы заставим всех детей вызубрить наизусть законы Ома и Ньютона? Думаю, что нет. Поэтому мне куда симпатичнее предложение министра образования – сосредоточиться на развитии метапредметного представления о мире. Помнить число Авогадро, хоть ночью тебя разбуди, – это, конечно, замечательно. Но в повседневной жизни куда важнее, как мне кажется, знать, какую погоду предвещают циклоны и антициклоны, как влияет на здоровье метеозависимых людей атмосферное давление, почему нельзя сжигать пластик и к чему приведет использование порошка для ручной стирки в современных автоматических стиральных машинах. При этом важно договориться на берегу и с самого начала определить, что станет проверять будущий экзамен, если он все-таки появится: знание абстрактных формул или степень усвоения качественной картины мира. Сторонники «высокой физики для всех» могут возразить, что ею и сейчас владеют неважно, а появление подобного экзамена не только не решит проблемы, но вовсе сведет постижение благородной науки до уровня инструкций по пользованию стиральной машинкой. Однако давайте смотреть правде в глаза. Неужели в советской школе, на которую сегодня так модно ссылаться, все дети до единого блестяще знали этот предмет? Всегда были те, кто мечтал в будущем строить ракеты и заниматься ядерными исследованиями, и те, для кого это был всего лишь один из обязательных школьных предметов. Что изменилось? Ровным счетом ничего. Будущие инженеры сдают серьезный профильный ЕГЭ по физике, остальным достаточно четко представлять себе общую естественно-научную картину мира. Критическое мышление и привычку анализировать любую информацию можно воспитать и без поголовной зубрежки сложных формул, необходимых лишь специалистам.NB. Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии