В Омской области завершен экспертный отбор претендентов на государственную поддержку способной и талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Почти половина из 22 кандидатов – юные техники.
Они такие разные – эти странные мальчишки. Десятиклассник Артур Агабеков – солидный, обстоятельный. Сам на вопросы отвечает подробно и другим потихоньку подсказывает. Как же – кандидат в мастера спорта. До мастера не хватило… трехсот метров. Чтобы заслужить это звание, на соревнованиях российского масштаба модель автомобиля с двигателем внутреннего сгорания должна показать скорость 190 километров в час.
– Погода подвела. – Как ни странно, не сожалеет, а лишь констатирует Артур. – Мотор остыл, машина дала всего 189,700.
Девятиклассник Иван Ткач сидит рядом, кивает головой – говорить явно не любит. Особенно про себя. Темные глаза загораются, когда мальчик берет в руки маленькую машинку – автомодель, сделанную собственными руками до последней заклепочки. У
11-классника Федора Нисиченко та же история, что у Артура. Первое место на Всероссийском первенстве авиамоделистов не занял, хотя должен был по всем приметам, кроме природных. Правда, не мотор остыл, а лопасть на крыло легла.
– Что же делать-то? – обижаюсь я за пацанов на зловредную погоду.
– Работать дальше. – Они смотрят на меня, как на неразумное дитя. – Что же еще?
У Федора золотые руки, его уже пытаются заполучить в число своих студентов авиационные вуз и колледж Новосибирска, где проходили соревнования. Опередили его на первенстве России по авиамодельному спорту друзья – Андрей Егоров и Сергей Красный, с которыми вместе занимаются на Омской областной станции юных техников. Но никакого духа соперничества среди этой троицы не чувствуется. Стоят плечом к плечу, как три мушкетера. Не за себя ведь боролись, не за премию. Честь команды – превыше всего.
– Что же вы, такие серьезные парни, а игрушками занимаетесь? – Пытаюсь я их расшевелить. И удается.
– Игрушки – это в магазине. – Начинают объяснять наперебой. Даже Роман Вистунов от возмущения выходит из-за спин товарищей. – А мы сами их делаем, на всех станках работаем: и токарном, и фрезерном, и столярном.
– Смастерить модель – еще полдела, – подхватывает Валерий Александрович Разумов, тренер авиамоделистов, руководитель авиамодельной лаборатории СЮТ. – Ее еще «научить» надо. Тут и тренировки важны постоянные, и упорство, и интуиция.
Опоздавший на встречу Михаил Карначев, теперь первокурсник Омского государственного технического университета, с удовольствием потирает руки:
– Я слышу, тут про авиамоделизм много говорили. Нам, автомоделистам, тоже есть что рассказать. У нас дело не менее интересное.
– Да ладно, Мишка, не грузи девушку техникой, – одергивает его Дмитрий Травин, тоже нынче поступивший на первый курс ОмГПУ.
Я смеюсь и чуть-чуть завидую их мамам. Надо же, эти пацаны, годящиеся мне в сыновья, уже настоящие мужчины. И руки у них золотые, и характеры – прощают дам за непонимание увлечений сильного пола. Все они – неоднократные призеры областных, всероссийских и международных первенств по авто- и авиамодельному спорту. Кандидаты на получение премии в рамках национального проекта «Образование». Федеральным министерством по образованию и науке для Омской области определена квота в 22 человека. 10 мест заняли воспитанники областной станции юных техников и ее филиалов.
Эти мальчишки не круглые отличники, но крепкие ученики. Учителя уважают: их не надо упрашивать починить парту или забить гвоздь. Они делают это с удовольствием и немалым мастерством. Они редко спорят с педагогами, не ссорятся с одноклассниками – у них большое важное дело. За ними, спокойными и уверенными в себе красавцами, вовсю бегают девчонки. А для них первым делом – модели самолетов и машин. Их победы на соревнованиях российского и международного масштаба не случайны – за свои заслуги они уже получали стипендии и Президента России, и губернатора Омской области. На вопрос, где они хотят жить, как один отвечают – в России. Искренне отвечают, потому что обидно им за Родину. Столько у нее умов и талантов, а мир в это не верит.
– Докажем! – хором говорят «мушкетеры».
На что потратят деньги, и спрашивать-то их глупо. И так ясно. Почти половина воспитанников СЮТ – безотцовщина. Значит, помогут мамам, отложат на учебу и, разумеется, выделят на любимое дело – спорт. Честь команды областной станции юных техников превыше всего. Именно поэтому, став студентами, многие по вечерам прибегают к станкам и моделям.
Будущее за технарями
Омская областная станция юных техников, которой в 2008 году исполнится полвека, стала одной из первых федеральных экспериментальных площадок дополнительного образования Минобрнауки России. СЮТ – базовое учреждение дополнительного образования детей по Сибирскому федеральному округу. По инициативе директора станции Александра Семеновича Курнева, заслуженного учителя РФ, под ее опеку попали и разваливающиеся в 90-х годах заводские клубы – их удалось превратить в филиалы. Совместно с Министерством образования области педагоги СЮТ разрабатывали и претворяли в жизнь региональную программу поддержки и развития научно-технического творчества учащихся Омского региона, позволившую стабилизировать систему дополнительного образования. Слава богу, 1110 мальчишек, увлеченных педагогами дополнительного образования, понимают, что занимаются техникой не только для собственного удовольствия. Они помогают… друзьям, приглашая их в свою компанию вместо уличной. СЮТ реализует более 50 образовательных программ, предусматривающих изучение физики, математики, черчения, материаловедения, электротехники, химии, информатики, аэродинамики. Детское увлечение становится основой выбора профессии для 70 процентов выпускников кружков, студий, лабораторий, творческих объединений. Ежегодно станция проводит не меньше 20 областных соревнований, выставок, конкурсов. Более 200 воспитанников регулярно становятся призерами областных, российских, международных первенств по научно-техническому творчеству учащихся. С 1992 года по инициативе СЮТ во время летних каникул на базе стационарного оздоровительного лагеря проходят областные слеты юных техников. 14 лет подряд около 300 ребятишек, занимающихся в кружках и клубах, слетаются сюда. Причем не только успешные, но и «педагогически запущенные». За полвека специалисты станции приобрели большой опыт сотрудничества, сотворчества: педагог – ученик – родитель. Среди педагогов дополнительного образования СЮТ – мастера спорта, судьи республиканской и всесоюзной категории, орденоносцы, почетные и заслуженные работники образования, лауреаты Премий Президента за особый вклад в работу с одаренными детьми, дипломанты всероссийских конкурсов образовательных программ. Педагоги и специалисты вместе со своими воспитанниками принимают активное участие в работе научного направления «Технические проекты» областного НОУ «Поиск». За последние три года на заключительный тур региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи было представлено около сотни проектов. 42 юных автора СЮТ стали лауреатами конференции, 10 ребят представлены на именную стипендию губернатора Омской области, более двадцати получили рекомендации и поступили учиться в вузы по техническому профилю.
Спорт плюс театр
Неудивительно, что наибольшим числом молодых талантов Омской области представлено направление «Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность», в рамках которого отобрано 10 человек. Художественное творчество региона представляют 8 молодых людей – победителей и призеров регионального конкурса юных исполнителей имени В.Я. Шебалина, областных фестивалей молодежных театров эстрадных миниатюр и патриотической песни, международного конкурса исполнителей на народных инструментах. В любительском спорте регион представят победители чемпионата и первенства Сибирского федерального округа по плаванию, открытой многодневной велогонки, посвященной Дню Победы в Великой Отечественной войне и чемпионата Сибирского федерального округа по художественной гимнастике. По итогам экспертного отбора региональной конкурсной комиссией в число претендентов на присуждение премии в рамках национального проекта «Образование» были отобраны один молодой специалист, 7 студентов и 14 школьников, обучающихся в образовательных учреждениях Омска и Омской области.
Обладателями государственной поддержки станут три группы молодых людей по пяти номинациям: социально значимая и общественная деятельность, научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность, профессиональное мастерство, художественное творчество и любительский спорт. В первую группу вошли победители всероссийских и международных олимпиад. Вторая отбиралась из числа победителей международных и общероссийских конкурсных мероприятий с молодежью, предлагаемых федеральными органами исполнительной власти и общероссийскими (международными) общественными объединениями. Третья определяется по итогам региональных отборов.
Для выдвижения талантливой молодежи на присуждение премий в Омской области была сформирована конкурсная комиссия, утвердившая перечень мероприятий, по итогам которых выдвигаются кандидаты. Комиссия, разработав критерии конкурсного отбора, проводит экспертизу представленных документов, выставляет баллы и формирует рейтинг участников. Областные специалисты культуры, молодежной политики, физкультуры и спорта составили свои методические рекомендации по организации отбора претендентов. Кандидатуры на областном уровне избирали из числа участников 30 социально значимых программ, имеющих многолетние традиции. В их числе – краеведческая конференция «Летопись сибирских деревень», конкурс патриотической песни, открытая многодневная велогонка, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне, международный конкурс исполнителей на музыкальных инструментах «Лира Прииртышья», соревнования судомоделистов-школьников «Пионерская регата», конкурс научно-исследовательских студенческих работ, конкурс проектов «Социальная звезда», региональный этап Всероссийской олимпиады школьников. Кандидаты на получение премии талантливой и способной молодежи будут отбираться также из числа победителей Всероссийской олимпиады школьников.
Своя методика
– По сути, мы занимаемся реализацией национального проекта не с января 2006 года, а как минимум пять лет, – говорит Валерий Никитин, министр образования Омской области. – Еще когда формировалось правительство, губернатор Леонид Константинович Полежаев обозначил три приоритетных направления нашей работы – здоровье, образование и жилье. Это действительно основа для улучшения качества жизни людей, а значит, и фундамент развития региона.
В Омской области давно создана многоступенчатая региональная схема поощрения талантливой молодежи: губернаторская премия, гранты, стипендии. Не случайно еще в 1996 году был принят один из первых в стране региональных законов – «О государственной молодежной политике». Сегодня во всех муниципальных образованиях области действуют органы по делам молодежи. Уже 15 лет подряд 250 талантливых ребят, студентов и аспирантов получают гранты губернатора по итогам олимпиад, конференций, соревнований. Впервые в 2006 году творческие стипендии вручены и педагогам, которые воспитывают одаренных детей. На конкурсную комиссию были представлены документы на 31 кандидата: 18 педагогов из сельских учреждений, 8 – из городских школ, 4 – от средних профессиональных образовательных учреждений и от факультета культуры и искусства Омского государственного университета имени Ф.М.Достоевского. Размер стипендий на 2006 год составляет 7000 рублей. Как считают эксперты конкурсной комиссии, стипендия станет хорошим стимулом для развития интеллектуального и творческого потенциала.
Министерство образования области определило критерии, методику оценки основных направлений реализации национального проекта в регионе, алгоритм выставления рейтинговых оценок в разрезе каждого муниципалитета, расчетную формулу по всем показателям. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в регионе будет оцениваться по 60 показателям. В их число вошли параметры, оценивающие качество образования, здоровье обучающихся, обеспечение безопасности образовательного процесса, повышение профессиональной подготовки педагогов, владение ими современными информационно-коммуникационными технологиями и использование их в процессе занятий, обеспечение доступности общего образования, уровень воспитательной работы, оснащение школ учебно-наглядными пособиями и другие.
Омская область
Комментарии