Борис ГРОМОВ, губернатор Московской области: – Закончилось лето, а вместе с ним – подготовка образовательных учреждений, всей системы образования области к новому учебному году. В этой работе были задействованы все структуры, все мощности региона.
Роль системы образования для общества и государства подчеркнул Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев. В своем Послании Федеральному Собранию России президент заявил: «Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа. Передает новым поколениям ценности нации. Является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны».
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулированы требования к современной школе: модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся учащимся в будущем. Школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Эти результаты могут быть получены только путем включения школьного образования в систему непрерывного образования.
В свете поставленных президентом задач хочу отметить актуальные направления деятельности, которые уже реализуются в системе образования Московской области.
Это разработка, обсуждение и апробация государственных стандартов нового поколения; участие в нацпроекте, позволившее создать в Подмосковье систему морального и материального стимулирования педагогов, обеспечить поддержку инновационных школ и лучших педагогов; поддержка талантливых и одаренных детей.
Реализация этих направлений была бы невозможна без прочного экономического фундамента. Несмотря на кризис, основные показатели социально-экономического развития Подмосковья по-прежнему остаются высокими.
Так, за первое полугодие года экономический оборот составил свыше двух триллионов рублей, введено в строй более двухсот объектов торговли, зарегистрировано и работает более 9 тысяч малых предприятий, которые уже принесли в областную казну более одного миллиарда 300 миллионов рублей налоговых отчислений. Объем инвестиций по-прежнему высок и составил в первом полугодии года более 130 миллиардов рублей.
Экономические достижения области позволяли нам в течение нескольких последних лет постоянно повышать заработную плату. Так, для работников образования области она с 2000 года возросла в восемь раз!
Сегодня главная задача – не допустить ее снижения. Надеемся сохранить в школе и таких важных специалистов, как школьные психологи, социальные педагоги, воспитатели групп продленного дня, методисты.
Финансирование за счет средств бюджета Московской области в 2009 году сохранило возможность гарантировать своевременную выплату заработной платы работникам муниципальных общеобразовательных учреждений, целенаправленное финансирование на приобретение учебных расходов, технических средств обучения, непосредственно влияющих на организацию учебного процесса.
Данная политика правительства Московской области направлена на обеспечение такого направления национальной стратегии «Наша новая школа», как реализация учительского потенциала путем развития моральных и материальных стимулов.
Замечу, что необходимые средства в бюджете региона предусмотрены.
В целом на 2009 год консолидированный бюджет Московской области по разделу «Образование» составляет 67,4 млрд рублей, из которых на обеспечение субвенции на Госстандарт направлено 24 млрд рублей, что составляет 96,3 процента от уровня 2008 года.
Данное уменьшение объема субвенции, направляемой на Госстандарт, вызвано снижением:
– количества обучающихся (с 621 тыс. человек в 2008 году до 611 тыс. человек в 2009 году) в связи со сложившейся демографической ситуацией;
– численности работающих в общеобразовательных учреждениях в результате мероприятий, проводимых по оптимизации штатных расписаний общеобразовательных учреждений.
Не только уровнем заработной платы учителя определяется успешность реализации национальной стратегии «Наша новая школа».
Важнейшим вопросом является комфортность и безопасность пребывания школьника в образовательном учреждении, условия труда учителя, его инструментальная и технологическая обеспеченность.
В этом году мы стараемся не снижать темпы ввода в строй новых образовательных учреждений, отвечающих всем современным требованиям. Всего за 2009 год планируется ввести 9 новых школьных зданий на 3 тысячи 323 обучающихся и 18 дошкольных учреждений на 2670 мест.
Из них уже введены в эксплуатацию 6 детских дошкольных учреждений, пристройка к школе на 300 ученических мест в поселке Нахабино Красногорского района и два образовательных учреждения в Егорьевском районе – специальная коррекционная школа-интернат и общеобразовательная школа.
Планируются к вводу школы в Красногорском, Одинцовском, Подольском, Истринском районах, а также в городском округе Жуковский. А в Раменском 1 сентября торжественно открылась новая школа – это лучший подарок ученикам и педагогам к Дню знаний.
Говоря о национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», нельзя не сказать о реализации в Московской области мероприятий нацпроекта, так как, на наш взгляд, «Наша новая школа» удачно аккумулировала в себя наиболее успешные разработки нацпроекта. Характеризуя успешность участия Московской области в национальном проекте «Образование», необходимо отметить, что, согласно данным государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами, регион стал лучшим среди субъектов Российской Федерации в 2008 году. Другой емкой характеристикой является количество финансовых средств, вложенных в реализацию нацпроекта. Только в 2008 году в его реализацию из областного, муниципального и федерального бюджетов вложено свыше трех миллиардов трехсот миллионов рублей. В 2009 году произошло сокращение мероприятий нацпроекта, но сумма средств, выделяемых по ПНПО, включая региональный комплексный проект модернизации образования, также внушительна – около двух миллиардов рублей.
В этом году продолжилась и будет продолжаться работа по поддержке талантливой и одаренной молодежи Подмосковья. У нас сохранены стипендии губернатора Московской области детям и подросткам, проявившим выдающиеся способности в науке, искусстве и спорте, стипендии детям-инвалидам. Будут продолжены сборы талантливых детей, входящих в сборные команды области для участия во всероссийских предметных олимпиадах. Кстати, в этом году школьники Московской области участвовали в финалах федеральных предметных олимпиад, сохранили свои позиции, несмотря на уменьшение квоты Московской области. 53 школьника из 103, представлявших область в финалах олимпиад, то есть каждый второй, стали победителями и призерами, а Андрей Корольков из Химок и Лариса Акулкина из Раменского завоевали золотую и бронзовую медали на международных олимпиадах по физике и биологии.
Талантливые дети – это наше будущее, будущее Подмосковья, и необходимо, чтобы все вузы области включились в работу по поиску и сопровождению одаренных детей, научно-методическому обеспечению этой деятельности, а Министерство образования должно обеспечить соответствующую координацию.
В этом году школы Подмосковья, как, впрочем, и других регионов, держали ответственное испытание: введение в штатный режим единого государственного экзамена. Все выпускники средней школы сдавали обязательные экзамены по математике и русскому языку, а ребята, решившие продолжать обучение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, – еще и экзамены по выбору.
Сегодня, анализируя ход ЕГЭ, его результаты, можно отметить: у Московской области есть определенные положительные результаты. Так, все выпускники в срок, обозначенный нормативными документами, были обеспечены сертификатами с результатами экзаменов, что позволило им без проблем претендовать на получение профессионального образования. В ходе проведения ЕГЭ в правительство Московской области, Министерство образования, федеральные структуры не поступало жалоб и обращений от населения области о нарушениях при проведении экзаменов. По 10 предметам из 14 доля выпускников подмосковных школ, показавших результат ниже минимального балла (попросту говоря, получивших двойки), меньше, чем в среднем по России.
В то же время есть и недостатки. В первую очередь это низкий уровень знаний, показанный при сдаче 4 предметов: математики, истории, обществознания и географии. Здесь доля двоечников из выпускников школ области больше, чем в среднем по России. Особенно настораживает этот показатель по истории и обществознанию – учебным предметам, формирующим мировоззрение подрастающего поколения.
Министерству образования, муниципальным органам управления образованием, учреждениям высшего профессионального образования, ведущим повышение квалификации и переподготовку учителей, необходимо уже сейчас составить план работы по исправлению этих недостатков, а руководителям коллективов школ незамедлительно поставить на контроль преподавание этих предметов, чтобы в будущем году результаты нас порадовали.
Не могу не затронуть еще одну тему – жизнь и здоровье детей. Целый ряд факторов – угроза пандемии опасных заболеваний, распространение среди молодежи вредных привычек, факты безответственного поведения родителей и жестокого обращения с детьми – заставляет нас поставить вопрос формирования здоровья детей, обеспечения их безопасности как приоритетного. Здесь требуется активная деятельность, направленная на профилактику табакокурения, алкоголизма и наркомании, повышение ответственности родителей за воспитание детей, координацию работы всех структур, отвечающих за сохранность детских жизней.
Комментарии