Сесть за клавиатуру меня заставила одна недавно возникшая проблема. О ней рассказали учителя, с которыми мне достаточно плотно доводится общаться по месту работы. Думаю, эта проблема уже знакома очень многим, кто имеет отношение к отечественной системе образования, хотя затрагивает она отнюдь не только педагогов и руководителей школ, колледжей и вузов, но и вообще всех работников бюджетной сферы. А если смотреть шире, то и вообще почти всех наших сограждан, у кого есть дети школьного или дошкольного возраста и кому небезразлично, какие учителя будут учить этих детей – действительно профессионалы своего дела или «середнячки», которых их работа, собственно говоря, практически не интересует…
Причина этой проблемы – принятое не так давно постановление о новом принципе тарификации оплаты труда в бюджетной сфере. Согласно этому документу вместо прежних разрядов тарифной сетки теперь учитывается некая «базовая» сумма оплаты, и к ней прибавляется так называемая «стимулирующая» часть, размеры которой полностью находятся в ведении руководства учреждения. Теоретически предполагается также надбавка за вредные условия труда, но про нее разговор не идет, поскольку учителям она не положена, хотя труд педагога, вообще говоря, очень вреден для здоровья (уж кто-кто, а сами учителя это могут вам подтвердить!)
Трудно сказать, что имели в виду чиновники, которые разрабатывали и принимали упомянутое постановление. Но, похоже, и здесь опять (как и во многих других случаях, хорошо знакомых жителям России) сказался застарелый недуг советско-российской системы подготовки управленческих кадров, ранее не так заметный, а теперь, с изменением общественно-политического строя, «вылезший» на первый план – наши чиновники не умеют просчитывать последствия своих решений!
Даже с непосредственными последствиями этих решений в последнее время очень часто бывают промашки: принимая очередное постановление, нам обещают «золотые горы», а на деле получается, как метко сказал в свое время Черномырдин, «как всегда». Что же касается последствий косвенных («последствий от последствий»), то их наши чиновники, как правило, не видят в упор (или не хотят видеть, что еще хуже).
Может быть, они действительно хотели создать систему «стимулирования» тех сотрудников, которые не «возлежат на прежних лаврах», а стараются как можно лучше работать постоянно. Но на деле результат получился совершенно противоположным. С введением новой системы оплаты вместе с разрядами тарифной сетки перестали учитываться все заслуги учителей, которые раньше и приводили их к этим более высоким разрядам. То есть теперь с точки зрения зарплаты совершенно никому не важно, есть ли у педагога какие-либо звания, ученая степень, закончил ли он какие-либо курсы повышения квалификации и так далее, поскольку базовая часть оплаты одинакова как у заслуженного учителя, так и у новичка, только что пришедшего на работу в школу.
Можно, конечно, возразить, что все указанные заслуги подлежат оценке в виде стимулирующих надбавок со стороны дирекции, но мы-то знаем, как все обычно происходит на самом деле. Очень часто дирекция вовсе и не собирается поощрять учителей, которые стремятся повышать свою квалификацию и профессионально делать свое дело, предпочитая в крайнем случае заставлять их, например, вести уроки с применением новых средств ИКТ или применять другие методические и технические инновации. А каждый из нас знает, насколько «хорошо» нормальный человек будет делать что-то из-под палки.
Более того, новое постановление об оплате официально дало в руки руководству организаций механизм поощрения карьеризма, чинопочитания и прочих бюрократических «прелестей» вплоть до коррупции, с которой на словах в нашей стране якобы объявлена борьба. Ведь свобода в назначении стимулирующей надбавки слишком многими начальниками будет со всей очевидностью направлена прежде всего на стимулирование так называемого «популизма» в худшем смысле этого слова…
Пока же результаты применения новой системы оплаты вылились в то, что учителя (по крайней мере московские) потеряли в зарплате за январь до 10 тысяч рублей. А также лишились всякого желания совершенствовать свой профессиональный уровень, а во многих случаях – и вообще желание хорошо выполнять свою работу.
А теперь ответьте, дорогие чиновники – авторы упомянутого постановления: нужен ли вам и вашим детям учитель, который выполняет свою работу чисто формально, не вкладывая в нее свою душу? Если да, то все бюджетное сообщество ждет вашего ответа не в виде словесных объяснений и обещаний, а в виде реального исправления создавшейся ситуации. А если нет (к каковому варианту относится и отсутствие действий по исправлению ситуации и возврату учителям потерянной ими части оплаты), то… не удивляйтесь низкой явке и низким процентам на ближайших выборах…
Дмитрий УСЕНКОВ, старший научный сотрудник Института информатизации образования РАО, Москва
Комментарии