search
main
0

Стимула нет? Когда заветный диплом не гарантирует трудоустройства

Когда нет работы и соответственно трудового дохода, это осложняет жизнь. И с психологической точки зрения тоже. Во многом потому, что нет чувства самореализации. Конечно, в полном смысле этого слова испытать приятные ощущения от собственной оплачиваемой полезности могут лишь те, кто пылают к своей работе трепетной любовью, но, как показывают многочисленные психологические замеры, остальные будут страдать от отсутствия точки приложения сил ничуть не меньше – и физически, и морально.

Готовые могут, занятые не хотятНе меньше, чем человек, от безработицы страдает, по словам директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимира Гимпельсона, и сама экономика. Безработные и безденежные сильно ограничены в потреблении и тем самым не стимулируют производство. Те, кто по праву мог бы получать за свой труд гораздо более высокую зарплату, могут об этом только мечтать, ведь рядом есть те, кто готов выполнять ту же работу и за меньшие деньги…Российский рынок труда, как отмечает научный консультант Научно-образовательного центра издательства «Просвещение» Ольга Логинова, пытается решить сегодня еще более сложную задачу: безработица растет, и становится все труднее находить не просто кадры, а кадры нужной специализации и квалификации. С одной стороны, нужны специалисты – быть может, даже такие, которых умеет готовить с десяток российских вузов? – которые в условиях крайней неопределенности и нелинейности могут четко ставить задачи и эффективно решать проблемы. С другой стороны, вновь традиционно не хватает представителей рабочих профессий, но тоже весьма узкого профиля – например, электромонтажников-высотников. Ближайшие пять лет в этом смысле будут для отечественного рынка труда крайне непростыми – такой посыл прозвучал в выступлении премьер-министра РФ Дмитрия Медведева на Российском инвестиционном форуме в Сочи.Равенство – это плохо?Где взять гарантии от профессиональной невостребованности? Главный советник по вопросам образования британского издательства «Пирсон» Майкл Барбер утверждает: в XXI веке при плохом образовании найти хорошую работу трудно. Но индекс относительных шансов на трудоустройство, который изобрел и высчитал руководитель Центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования Марк Агранович, показывает, что зависимость здесь не такая уж прямая.Да, в среднем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) люди с третичным образованием (то есть имеющие высшее или среднее профессиональное образование) устраиваются на работу значительно лучше, чем другие. Но как при этом объяснить, что, например, в Латвии, Португалии и Греции при высоких шансах на трудоустройство с вузовским дипломом шансы получить работу у людей со средним образованием и образованием ниже среднего ожидаемо невысоки, но практически идентичны. Ведь получается, что мы таким образом по уровню компетенций приравниваем к выпускнику 11-го класса, допустим, его товарища-шестиклассника?Еще один интересный кейс, по словам Марка Аграновича, можно увидеть на рынке труда в Турции, Корее и Мексике: в этих странах по всем уровням образования достигнут баланс. Но хорошо ли то, что независимо от уровня образования у всех в этих странах одинаковые шансы быть трудоустроенными? Ведь выходит, что стимулов получать высшее образование, по сути, нет…От ста тысяч долларовВ России численность населения с высшим образованием ежегодно прирастает на треть. В то же время за 2015 год, по оценкам председателя Счетной палаты РФ Татьяны Голиковой, выросло и количество безработных с высшим образованием – почти на 20%. Неужели мы действительно живем в системе устаревших представлений о том, что высшее образование – это абсолютное благо?У тех, кто уже получил заветный диплом, свои заботы: застраховаться от профессиональной невостребованности, просто получив дополнительное – формальное или неформальное – образование, не удается. Чем больше работники (от 35 лет и до конца трудоспособного возраста) участвуют в получении такого образования, тем ниже их шансы на трудоустройство. И это характерно не только для России. На первый взгляд странно: как, приобретая новые знания и навыки, можно оказываться все невостребованнее?Поставим мысленный эксперимент: возьмем выпускника любого статусного университета, допустим Гарвардского, и перенесем его в более скромную экономическую действительность. Существует большая вероятность, что очень долгое время он будет не в состоянии найти себе работу – он привык, что стартовая зарплата с его образованием и в его реалиях не может опуститься ниже 100 тысяч долларов. Срабатывает то, что в спорте обычно называют завышенной мотивацией.Точно то же самое и с высококлассными специалистами, которые по воле обстоятельств вдруг оказались без места: такое же выгодное сочетание трудозатрат их оплаты, как раньше, сразу найти едва ли получится, опускать планку тоже грустно и стыдно, вот и сидишь…Что делать, не справляются!Молодежная безработица (то есть проблемы с трудоустройством тех, кому от 25 до 34) заботит мировое сообщество гораздо сильнее, чем то, что происходит со специалистами со стажем. Очень уж детей жалко. И экономику…По результатам подсчета индекса относительных шансов на трудоустройство в среднем все спокойно: в большинстве стран ОЭСР молодежь с третичным образованием ожидаемо трудоустраивается лучше, чем их сверстники с другим уровнем образования. Наивысшие значения здесь показывают США, Ирландия, Латвия, Германия, Чехия и на первом месте… Венгрия. Удивительные вещи творятся в Турции, Колумбии и Мексике: здесь молодежи с высшим образованием гораздо труднее найти себя, чем представителям той же возрастной когорты со школьными «корочками».Хотя, как отмечает Марк Агранович, удивляться вообще-то нечему: страны, где есть проблемы с экономикой, не справляются с перепроизводством выпускников вузов и СПО. Да и, честно говоря, третичное образование здесь оставляет желать лучшего…Российские «молодежные» показатели укладываются в средние значения по исследованию: шансы на устройство с полным средним и образованием ниже среднего немного меньше, чем по ОЭСР, в то же время у нашей молодежи с третичным образованием сравнительно чуть больше преимуществ.Но на уровне регионов есть и другие примеры. Так, оказывается, что проблема с трудоустройством молодых людей с третичным образованием касается не только депрессивных регионов, но и Москвы, и Санкт-Петербурга. Здесь, по данным Марка Аграновича, гораздо лучше устраиваются люди с начальным профессиональным образованием. Точно такие же приоритеты у рынка труда в Республике Ингушетия и Кабардино-Балкарии.Не так и не тех…Динамика молодежного трудоустройства в России развивается в той же логике, что и в «старшей» возрастной когорте: за последние 5 лет шансы молодых специалистов с вузовскими дипломами и дипломами организаций СПО стали в среднем ниже. Зато как ответ на проблему нехватки рабочих рук упрочились позиции у выпускников организаций НПО. В то же время, как показывают итоги приемной кампании 2016 года, в НПО цифры приема упали вдвое, программы же СПО все активнее набирают слушателей.Чего не скажешь о высшем образовании: по оценкам Татьяны Голиковой, ежегодно в стране готовится 677 студентов на 10 тысяч населения в возрасте от 17 до 30 лет, а должно – 800. Так почему же до сих пор звучат возмущенные возгласы о том, что у нас в стране бум высшего образования, что пора бы прекратить перепроизводство «людей с дипломами», все равно ведь они не найдут работу… Потому что дисбаланс спроса и предложения на рынке труда все равно сохраняется: по последним данным, больше трети выпускников факультетов экономических и управленческих специальностей не смогли найти себе мест.То, что мы до сих пор готовили не тех, это понятно. Но неужели и учили не тому? Согласно результатам последнего исследования PIAAC (Программа международной оценки компетенций взрослых) российские представители неквалифицированных профессий показали почти лучшие в своей группе результаты по чтению, математической грамотности и решению задач в технологически насыщенной среде и оказались ближе по показателям к отечественным «белым воротничкам», нежели «синим». У научного руководителя Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктора Болотова есть предположение на этот счет: возможно, экономически неактивные студенты и домохозяйки, несмотря на имеющиеся квалификации, могли по какой-то причине отнести себя именно к неквалифицированным работникам. Впрочем, это данные 2013 года. Подождем результатов очередного раунда исследований. Осталось совсем немного.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте