Писать учебное пособие по обществознанию (особенно для старшеклассников, которым нужно готовиться к ЕГЭ) – дело неблагодарное в принципе. Во-первых, все учителя этого предмета обыкновенно начинают преподавание курса с того, что «увы, нормальных учебников по предмету нет», несмотря на то громадное количество различных учебников и пособий, которое можно найти в любом магазине. Берясь писать свой учебник, ты в значительной мере рискуешь попасть под этот диагноз – «нормальных учебников нет». Оно и понятно: критиковать созданное другими проще, чем создать что-то свое. Во-вторых, материал курса поистине необъятен: все сферы общественной жизни и социальных отношений, от динамичности общества до особенностей уголовного процесса, от типов темперамента до последствий глобализации, от статей доходов и расходов семейного бюджета до типов избирательных систем и т. д. Напишешь учебник по принципу «галопом по Европам» – получится мало, непонятно, сложные темы без конкретики не раскрыты, для подготовки к экзамену недостаточно. Напишешь подробно и зароешься в глубине – получится «пятикнижие» в несколько тысяч страниц, которые ни один нормальный человек читать не станет, испугавшись уже одного вида такого издания. В-третьих, мир меняется быстрее, чем издаются учебники, особенно это касается раздела «Право».
Алихан Динаев, учитель обществознания, экономики и права, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, не остановился перед этими и другими (конечно, я перечислил далеко не все!) трудностями и нашел в себе силы написать учебник. Более того, он пошел и на второй, еще более серьезный риск – он решил написать и представить на суд публики очень нестандартный учебник, в котором он говорит со старшеклассниками на их языке – «стильно, модно, молодежно». И нужно отметить, что решился он на это не зря: в итоге перед нами очень интересное, оригинальное и яркое издание, которое не оставляет равнодушным читателя.
Сразу признаюсь, что я очень хорошо отношусь к Алихану Мавладиевичу, поэтому в своей рецензии вряд ли смогу быть объективным и весьма критичным. Могу сказать прямо в самом начале: я рекомендую его книгу старшеклассникам, учителям, да и родителям школьников, а также, как говорится, «всем, кто интересуется обществознанием и преподаванием этого предмета». Впрочем, рекомендую и тем, кто пока по какой-то причине не интересуется обществознанием: книга заставит вас пересмотреть свою оценку этого предмета как «скучного», «никому не нужного», «не связанного с реальной жизнью» и такого, который «мне никогда не пригодится».
Автору удалось уместить в 400 страниц практически весь курс обществознания с таблицами, схемами, картинками, скриншотами новостей из Интернета и актуальными мемами, выдержав тонкий баланс между краткостью и емкостью, с одной стороны, и необходимой подробностью, детализацией теории на примерах – с другой. Действительно, в книге весь курс обществознания, необходимый для сдачи ЕГЭ в соответствии с кодификатором. Вполне согласен с автором в том, что порядок перечисления тем в кодификаторе и их нумерации, во-первых, не является истиной в последней инстанции, от которой нельзя отойти и к которой нельзя применить «творческое прочтение», а во-вторых, с точки зрения логичности изучения курса нуждается в некоторой корректировке. Поэтому в книге Алихана за пунктом 1.1 идет пункт 1.5, а 1.2 «выныривает» после 1.15. И это добавляет оригинальности!
Но, конечно, самое оригинальное в книге – стиль авторского общения с читателем. В этом плане пособие действительно необычно. Более того: можно сказать, что в этом плане оно бросает вызов традиционным, устоявшимся, распространенным представлениям о том, как должен быть изложен материал в учебном пособии. Обычные пособия будто лишены автора: безликий текст будто неведомым образом сам по себе оказался высечен в граните, а не написан живым человеком, у которого (как у всех нас) есть чувства, эмоции, переживания, собственная точка зрения, чувство юмора, чувство вкуса и так далее. Текст Алихана авторский: он полон шуток, восклицаний, вопросов, обращений к читателю. И это делает текст живым! Будто обращаясь к заветам античных авторов, Алихан возвращает в пособие диалог. И этим удерживает наше внимание. Будто обращаясь к традициям древнерусских книжников, автор вступает с читателем в игру, предлагая ему самому отделить лукавую шуточку или гротескное преувеличение, очень похожее на действительность, от истины. Обращаясь к манерам современных популярных блогеров, автор обсуждает с читателем актуальную информацию с новостных сайтов, приводит свежие статистические данные, высказывает свое ироничное мнение, стимулируя внимание читателя популярными мемами из социальных сетей. Кто сказал, что изучение обществознания (как и любого другого предмета) должно быть скучным, занудным и пахнуть нафталином? Я всегда был согласен с мнением Михаила Нянковского, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1994: на хорошем уроке должно быть весело. Впрочем, везде следует избегать фанатизма, иначе урок превратится сначала в фарс, а потом в трагедию.
Пособие Алихана Динаева отличается изложением материала с той живостью, эмоциональностью и юмором, которые, конечно, школьный учитель или вузовский преподаватель допускают на занятии, но которые обычно остаются за рамками учебников и пособий. Именно по этой причине после заинтересовавшей меня статьи ученого я непременно стараюсь отыскать запись его выступления или интервью, чтобы услышать его живое общение, не ограниченное параграфами и подпунктами. В книге Динаева все это мы встречаем прямо вместе с изложением сложного теоретического материала, и это оживляет сложный материал, делает его более понятным, интересным, запоминающимся. Я бы условно назвал новый тип учебных пособий, который предлагает нам автор, stand-up manual, stand-up пособие. Важно, чтобы читающий старшеклассник за этой, безусловно, оригинальной формой разглядел содержание и понял, что обществознание – это не только набор реприз и мемов, что сдать экзамен «отшучиваниями» не получится. Впрочем, это вопрос уже скорее не к автору, а к читателю, к его подготовленности, к его культурному уровню. Ведь кому-то хорошая комедия запомнится только набором шуток и гэгов, а кто-то сможет увидеть в ней глубокий смысл.
Автору удалось сказать просто о сложном. В этом ему значительно помогает множество примеров из повседневной общественной жизни. Во-первых, они поясняют теорию, помогают сделать ее понятнее. Во-вторых, они расширяют кругозор читателя, приобщают его к общественно-политической жизни и культуре. Наконец, они убедительно доказывают, что учителя обществознания стремятся доказать своим ученикам на каждом уроке: обществознание вокруг нас каждый день. Теория, которую мы постепенно системно изучаем на уроках, окружает нас каждый миг: когда мы едем в трамвае, покупаем продукты в магазине, когда листаем ленту новостей в социальной сети и так далее. Надо только научиться их видеть, анализировать, оценивать. Именно умение проиллюстрировать теоретические знания на примерах очень важно в курсе обществознания и на ЕГЭ, в том числе и при написании эссе (мини-сочинения), в котором необходимо доказать собственную точку зрения системой аргументов и примеров.
Алихан Динаев: Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ. – М. : Хоббитека (АСТ-Пресс), 2019.
Комментарии