Вы, наверное, уже прочли в этом номере о том, что Президент России на совещании в Минобороны проинформировал его участников о значительном запасе одной из самых грозных стратегических ракет наземного базирования – УР-100Н УТТХ (СС-19). И подчеркнул, что срок их возможного использования очень значительный, а боевые возможности, в том числе и преодоления любых систем противоракетной обороны (ПРО), вне конкуренции.
Представляем оружие, призванное оберегать безопасность России, служить ее ракетно-ядерным щитом, обеспечивая время для создания новых вооружений XXI века.
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) легкого класса УР-100Н (по американской классификации SS-19) «Стилет», которая должна была прийти на смену знаменитой «Сатане», была разработана в конструкторском бюро Владимира Челомея совместно с филиалом №1 этого КБ в Филях.
В разработке УР-100Н всех модификаций участвовали конструкторское бюро Александра Конопатова (маршевые ЖРД – двигатели первой и второй ступеней), Ивана Картукова (тормозные двигатели), Владимира Сергеева (система управления), Владимира Барышева (стартовый комплекс).
Работа началась в 1967 г., сразу после того, как было принято постановление правительства СССР о разработке нового ракетного комплекса. И 9 апреля 1973 г. состоялся первый испытательный пуск на полигоне Байконур.
В 1974 г. московский Машиностроительный завод имени М. Хруничева развернул серийное производство новых МБР. В создании нового ракетного щита принимала участие вся страна. Выпуск маршевых двигателей первой ступени освоил Воронежский механический завод и филиал Пермского моторостроительного завода. Маршевые двигатели второй ступени и рулевые двигатели выпускало Ленинградское машиностроительное производственное объединение «Красный Октябрь». Двигатели блока разведения изготавливал Усть-Катавский вагоностроительный завод. Компоненты системы управления собирали на Киевском радиозаводе, заводе имени Тараса Шевченко и объединении «Хартрон». Блок разведения боеголовок и систему управления производил Оренбургский авиазавод.
Испытания ракеты были завершены в октябре 1975 г. после 25 пусков. 30 декабря 1975 г. она была принята на вооружение. Всего за время разработки и эксплуатации произведено 67 пусков.
Что же такое «Стилет»?
УР-100Н – межконтинентальная двухступенчатая баллистическая ракета с двигателем ЖРД на хранимом топливе. Топливо – гептил и азотный тетраксид. Способ старта – газодинамический, «горячий». Система управления – автономная, инерциальная. Шахтная пусковая установка типа ОС.
Максимальная дальность стрельбы ракеты – около 10.000 км. Длина ракеты – 24,3 м. Максимальный диаметр корпуса – 2,5 м. Стартовая масса – 105,6 т. Масса головной части – 4.300 кг.
Оснащена шестью ядерными боеголовками индивидуального наведения на цели. Первая ступень ракеты имеет четыре маршевых однокамерных ЖРД, вторая ступень – маршевый однокамерный двигатель.
В головной части ракеты установлены приборы системы управления и двигатель разведения. Шесть боевых блоков размещены на специальной платформе.
Ракета, помещенная в транспортно-пусковой контейнер, обеспечивающий температурный режим в течение всего периода эксплуатации, находится в шахте в заправленном состоянии. Заправка компонентами топлива производится в шахте.
26 апреля 1975 г. первый полк боевых ракетных комплексов с МБР УР-100Н Нижнеднепровской дивизии был поставлен на боевое дежурство неподалеку от города Первомайска на Украине. 18 декабря 1976 г. приступил к боевому дежурству возле города Татищево Саратовской области ракетный полк УР-100Н в шахтных пусковых установках (ШПУ) повышенной защищенности. Боевой стартовый комплекс включал 10 ракет в ШПУ ОС, командный пункт и ремонтно-техническую базу.
26 октября 1977 г. на полигоне Байконур начались испытания модификации ракеты УР-100Н. Завершились они 26 июня 1979 г., после чего 5 ноября 1979 г. ракета была принята на вооружение. Конструкторы улучшили двигатель, поставили новую систему управления, увеличили степень защиты ШПУ, упростили эксплуатацию комплекса в частях. Защитное устройство для ШПУ было разработано под руководством главного конструктора Центрального КБ тяжелого машиностроения Бориса Аксютина. Дальность ракеты возросла до 10.000 км. Всего за время создания и эксплуатации этой ракеты произведено 68 пусков.
6 ноября 1979 г. приступил к боевому дежурству полк с усовершенствованными МБР УР-100Н под городом Хмельницким.
К 1985 г. ракеты УР-100Н заменены ракетами УР-100Н УТТХ – более «продвинутой» модификацией все того же «Стилета».
Зачем это было нужно? В связи с увеличением точности американских межконтинентальных баллистических ракет требовалось еще более повысить степень защищенности шахтных пусковых установок, а также применить в конструкции новейшие системы преодоления противоракетной обороны противника. Система управления ракеты имеет шесть полетных заданий. Перед стартом одно из них передается в бортовую систему управления.
17 декабря 1980 г. новая ракета была принята на вооружение. В январе 1981 г. первые полки УР-100Н УТТХ заступили на боевое дежурство.
Серийное производство на Машиностроительном заводе имени М. Хруничева продолжалось до 1985 г. Это была последняя МБР, выпускавшаяся на прославленном предприятии. После этого Машзавод имени М.В. Хруничева полностью перешел на выпуск космической техники.
После смерти Владимира Челомея, в декабре 1984 г. НПО машиностроения возглавил Герберт Ефремов. Он пришел в ОКБ-52 Министерства авиационной промышленности в 1956 г. после окончания Ленинградского военно-механического института. Работал инженером, старшим инженером, заместителем начальника отдела, заместителем начальника конструкторского бюро.
С 1964 г. Ефремов – начальник конструкторского бюро ОКБ-52 Министерства общего машиностроения, а с 1971 г. – заместитель главного конструктора ЦКБ машиностроения. С 1983 г. он занимает должность заместителя Генерального конструктора предприятия, одновременно являясь главным конструктором комплексов.
В декабре 1984 г. Ефремов назначен Генеральным конструктором НПО машиностроения Министерства общего машиностроения. В 1963 г. ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он – лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, профессор. В настоящее время Ефремов – генеральный директор и Генеральный конструктор – начальник ЦКБ машиностроения Научно-производственного объединения машиностроения.
К 1984 г. в ракетных дивизиях под Татищево Саратовской области, Козельском Калужской области, Первомайском и Хмельницким на Украине были поставлены на дежурство ракеты УР-100Н всех модификаций в 360 шахтных пусковых установках, часть из которых имела сверхвысокую степень защищенности.
По состоянию на 1 января 1998 г. на боевом дежурстве российских Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) находились ракеты УР-100Н всех модификаций, размещенные в 180 ШПУ. Дивизии дислоцированы под городами Татищево (120 ПУ) и Козельск (60 ПУ).
После распада СССР в ракетных дивизиях под Первомайском и Хмельницким остались МБР УР-100Н без ядерных головных частей. Все боеголовки, в соответствии с международными договорами, были вывезены на территорию России.
Последний по времени испытательный пуск УР-100Н произведен 10 июня 1997 г. С полигона Байконур стартовала ракета, изготовленная в 1977 г. и находившаяся на боевом дежурстве на ракетной базе в Козельске. Результаты испытаний подтвердили высокую надежность ракетного комплекса и возможность продления срока эксплуатации на несколько лет.
Учитывая намерение конструкторского коллектива довести срок гарантийной эксплуатации ракеты до 25 лет, ее боевое дежурство может продолжаться до 2010 г. В перспективе не исключена возможность продления срока эксплуатации ракеты УР-100Н всех модификаций до 30 лет.
На основе МБР УР-100Н и УР-100Н УТТХ в Научно-производственном объединении машиностроения разработана космическая ракета-носитель «Стрела», а в Государственном космическом научно-производственном Центре имени М.В. Хруничева – космическая ракета-носитель «Рокот».
Комментарии