search
main
0

Стиль жизни в сообществе. Тема «Политические субкультуры». Старшие классы

В каждом государстве существует официальная или господствующая политическая культура, качественные характеристики, идеология, поведенческие нормы (политические, этические и бытовые) определяются политической элитой, находящейся у власти, в лице правящих партий, бюрократического аппарата высшего эшелона власти. Субкультура (от латинского sub – под и культура), совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальные представители социума).

Социальная база субкультуры – отдельные возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, неформальные объединения, самодеятельные объединения, религиозные секты, сексуальные меньшинства, криминальные структуры. Субкультура – это относительно целостное явление, которое включает в себя ряд ценностных ориентаций, норм поведения; предпочитаемые источники информации (газеты, журналы, передачи радио, телевидение и другие источники массовой коммуникации); увлечения, способы времяпрепровождения; жаргон, фольклор. Ценностные ориентации носителей субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры (просоциальной, асоциальной, антисоциальной), возрастными, социально-профессиональными и иными специфическими потребностями ее носителей.

Наряду с официальной или господствующей политической культурой (субкультурой) необходимо выделять субкультуры политической оппозиции. Политическая оппозиция в Российской Федерации в своем развитии проживает состояние глубокой дифференциации, а зачастую и непримиримой поляризации, поэтому о каком-либо политическом единстве оппозиционных сил говорить преждевременно.

Тогда как в тех западных странах, где сложилась двухпартийная система (США, Великобритания, Италия, Германия), можно говорить о зрелой оппозиции и о оппозиции политической культуры.

Климат, природные ресурсы могут отличаться в различных регионах страны и определять экономические различия, условия и уровень жизни людей, а значит, и уровень политической культуры. Эти факторы и определяют региональную субкультуру. Существенное влияние оказывает экономическая специализация территории. На опыте России мы знаем, что аграрным регионам свойствен определенный политический консерватизм. Их политическая активность ограничивается участием в выборах. Для некоторых промышленных регионов (шахтерские регионы, Урал) характерны демонстрации, забастовки и т.п., иногда даже в общественно неприемлемых формах.

По уровню политической активности и политической культуры наиболее развитыми являются центральные регионы. В том случае если регион может обеспечить развитие экономики и уровень жизни населения за счет внутренних ресурсов, то для него характерна лояльность к существующей власти.

Различные группы населения имеют различный уровень жизни, интересы и ориентации и представляют различные социоэкономические субкультуры (предпринимательский слой, аграрии и др.). Национальное самосознание, язык и традиции влияют на политическую культуру этнических групп населения. Для таких этнолингвистических субкультур характерно преобладание национальных, этнических ценностей и интересов над политическими вследствие компактного проживания этнических групп. Если религия и религиозное сознание пронизывают общую культуру группы населения, то формируется религиозная субкультура. Например, исламский фундаментализм. Реформирование общества сопровождается формированием возрастных субкультур, вследствие того, что разные возрастные группы получили разное воспитание и имеют различные убеждения, жизненный опыт.

Важнейшей характеристикой политической культуры конкретных стран и обществ является ее неоднородность, основной причиной которой является объективная социальная неоднородность обществ и его структур. Что в свою очередь приводит к широкому спектру интересов и потребностей групп и индивидов, которые по-разному формируют элементы политической культуры.

Различия в ряде основных параметров политической культуры в рамках одного государства столь существенны, что дают основания выделить специфические типы политических субкультур, отличающихся друг от друга моделей политической культуры. В каждом обществе могут существовать несколько субкультур, контркультуры (резко отличающиеся от общей или господствующей) и господствующая (общая). Дифференциация политической культуры может быть основана на социально-классовых, национальных, религиозных и других различиях между социальными группами и индивидами.

О политической субкультуре можно говорить тогда, когда политические установки и ценности одной из групп общества заметно отличаются от других. В этой связи М.Доган и В.Пеласси отмечают, что «ни в одной стране мелкий крестьянин не ведет себя так же, как служащий, а католик не действует так же, как франкомасон. Следует также признать, что проблемы, связанные с неоднородностью общества, не исчезают на более низком социальном уровне…

Многие молодежные группы, многие рабочие или женщины не узнают себя в исследованиях, где субкультуры, к которым они принадлежат, рассматриваются как единые организмы».

Субкультуры

Субкультуры – отличающиеся друг от друга модели политической культуры: региональная, пример: шахтерские регионы; социоэкономические, пример: предприниматели, аграрии, рабочие; этнолингвистические, пример: русская, комипермяцкая и др.; религиозные, пример: исламский фундаментализм; политической оппозиции, пример: оппозиционные партии; официальная государственная (господствующая), пример: правящие партии; возрастные, пример: молодежные партии.

Традиционная, утвердившаяся в обществе культура, со всей совокупностью норм, ценностей, представлений и способов поведения интерпретируется конкретным, относительно замкнутым сообществом, субъектов той или иной субкультуры, что проявляется в самоорганизации, общении и образе жизни. По выражению М.Брейка, субкультура – это нормы отделившейся от общепринятой системы ценностей и традиционного стиля поведения и способствующие сохранению и развитию определенного стиля жизни в сообществе. Просоциальные и отчасти асоциальные субкультуры способствуют стабилизации общества и личности, а антисоциальные и часть асоциальных – их дезорганизации. Одни выступают как контркультуры, явления, противостоящие официальным установкам и принципам, другие порождают инновационные явления и содействуют их вхождению в культуру общества.

Нормы в просоциальных субкультурах в основном не противоречат общественным, а дополняют и (или) трансформируют их. В антисоциальных нормы прямо противоположны общественным. В асоциальных присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы.

Характер субкультуры определяет сферы жизни, в которых поведение ее носителей регулируются нормами субкультуры, а также мерой настоятельности и эффективности регуляции. В антисоциальных нормативная регуляция имеет жесткий характер и охватывает практически всю жизнь их носителей. Во многих асоциальных и в ряде просоциальных субкультурах регуляция может затрагивать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру.

Информация, отобранная, трансформированная и воспринятая носителями субкультуры, определяет во многом содержание их общения. В каждой субкультуре увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения определяются возрастными и социокультурными особенностями и условиями жизни. Субкультуры выполняют ряд функций по отношению к обществу и человеку. Они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их трансляции на те или иные общности, а также обозначения социальной и возрастной стратификации общества. Социальное поведение, межличностные взаимоотношения, представления, идеалы, этические предпочтения, интересы, манеры поведения, ценностные ориентации отличают субъектов одной субкультуры от другой. Стереотипы поведения, язык (жаргон), этикет, прически являются внешними проявлениями субкультуры, а по существу способ межличностной и межгрупповой социализации. Молодые люди также создают свои автономные нормы и формы поведения, способствующие социальной адаптации, специфическими средствами приобщения их к социальному культурному опыту.

Педагоги должны понимать и быть терпимыми к попыткам подрастающего поколения создавать новые формы социального поведения, несмотря на нестандартность и даже некоторую рискованность. Потребность в самоутверждении, отказ от детских проявлений в поведении и зачастую неприятие взрослых норм вынуждают подростков искать и утверждать в своей среде альтернативные способы поведения. Педагогическая задача заключается в том, чтобы увидеть и понять конструктивный творческий потенциал в поведении подростков.

«Факторы, отделяющие подростково-юношескую субкультуру от мира взрослых, связаны с противоречивостью норм взрослой жизни, резкими культурными и технологическими изменениями, одиночеством, противоречивым влиянием средств массовой коммуникации, неустойчивостью социальной среды». (Краткий словарь по социологии. – М. – С.231).

Детская и молодежная субкультура занимают особое место в общечеловеческой культуре. Субкультура является одним из основных факторов социализации наряду с социализацией в семье и школе.

Социализация, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, что определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самовосприятие.

Ирина ДОЛИНИНА, кандидат педагогических наук доцент кафедры педагогики Пермского государственного университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте