search
main
0

Стиль жизни – директор Будни и праздники Николая Трусова

Московский колледж информатики и права cразу поразил меня своими масштабами, монументальными корпусами. Называться так он стал недавно – в 1997 году. Раньше это был колледж электронной техники, основанный еще в 1947 году.
Столичные телевизоры, компьютерная, вычислительная и радиотехника, бытовые электроприборы изготавливались и изготавливаются руками его выпускников. Без специалистов по микроэлектронным устройствам, полупроводниковым приборам и интегральным схемам не обходится и наша “оборонка”. Между прочим, по всей России ссузов, готовящих специалистов в электронной промышленности, всего 12.

По натуре – лидер
Николай Алексеевич Трусов, директор колледжа, встречает меня на пороге, и мы отправляемся на экскурсию. В колледже огромные холлы с настенными панно еще советских времен, роскошный актовый зал, где, оказывается, занимается вечерами танцевальная студия, просторные кабинеты с новейшими компьютерами и радиотехникой.
Уже в уютном сравнительно небольшом кабинете Николая Алексеевича я узнаю: он директорствует тут уже двадцатый год. Да так, что стал победителем I Всероссийского конкурса “Лидер СПО России” в номинации “Директор – лидер в развитии социальной инфраструктуры ссуза”. За словами “социальная инфрастуктура”, оказалось, стоит ежемесячная стопроцентная надбавка преподавателям, регулярная материальная помощь студентам и, конечно же, современная учебно-материальная база. В год Николай Алексеевич на новое обрудование тратит полтора-два миллиона рублей. У Трусова 11 лабораторий, причем лаборатория технологии и оборудования производства интегральных микросхем обходится колледжу в 100 тысяч рублей ежегодно. Есть универсальная лаборатория физики твердого тела, полупроводниковых приборов и оптоэлектроники. Так что ребята работают в условиях, очень похожих на производственные. В 2002 году Трусов установил свою оптоволоконную линию для работы в интернете.
Николай Алексеевич – человек общительный, жизнерадостный и вообще по натуре – лидер. Знает практически все о каждом своем студенте, выручает попавших в беду, ведь с мальчишками всякое бывает.
Когда-то закончив Московский авиационный институт и отслужив в армии, попал на работу в Госкомитет по профтехобразованию заведующим лабораторией технических средств обучения. В то время в образовании люди с инженерным дипломом были редкостью. А Трусов неожиданно для себя почувствовал: тянет его в педагогику. Потом была аспирантура Академии педнаук, преподавательская работа в самых различных ПТУ Москвы и Московской области. И наконец, руководство называвшимся тогда Московским техникумом электронных приборов.
– Раньше ведь у нас были только технические специальности, а потом предприятия электронной промышленности начали перепрофилироваться, переходить в частные руки, и нашим ребятам стало просто некуда идти работать, – рассказывает Николай Алексеевич Трусов. – Государственными, или как сейчас говорят государственными унитарными, как правило, остались лишь немногие наши бывшие базовые предпрития, оборонная промышленность. К примеру, ГУП НПП “Пульсар”, ГМЦ Госкомстата России, где зачастую проходят практику и куда идут работать наши выпускники. Можете представить, что в 93-м году при наших-то площадях в 14 тысяч квадратных метров у нас было всего-навсего 500 ребят и 26 преподавателей. Так что нам пришлось задуматься о дальнейшей жизни. Тогда-то и решили готовить ребят по гуманитарным специальностям. Для начала открыл “правоведение”. Многие сомневались – где преподавателей найдешь. Мне так даже в нашей префектуре говорили. Конечно, поначалу трудно было. А сейчас кадры есть, хотя, конечно, нам трудно конкурировать с вузами, а тем более с коммерческими структурами, куда зачастую сманивают наших преподавателей-юристов. А ребят, закончивших факультет правоведения, с удовольствием берут секретарями судов, идут они в правоохранительные органы… И для тех, кто действительно хочет стать юристом, – это шанс бесплатно получить высшее образование, так как суды дают направление на бюджетное отделение.
Мы отправляемся на занятия к ребятам. Заходим к второкурсникам-программистам. В группе в основном мальчишки, девочки предпочитают изучать банковское дело и правоведение, поясняет Трусов. Программисты с увлечением слушают Валентину Ивановну Примак, обучающую их языкам программирования и алгоритмизации.
– Сейчас у нас 1200 студентов, мы смотрим, какие специальности нужны на рынке труда, – по ходу экскурсии рассказывает директор. – Так, недавно открыли еще один факультет – банковское дело. И все-таки наши главные профилирующие направления технические, – подчеркивает Николай Алексеевич, – микроэлектроника и твердотельная электроника, а также программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.
Это экономистов и юристов можно учить с десятком компьютеров, – продолжает Трусов. – А вот специалиста по микроэлектронике готовить не так-то просто. Без материальной базы не обойтись. И без внебюджетных денег тоже.
– Обидно, что лишь 10 процентов ребят идут работать по профессии, на предприятия, – включается в разговор Виктор Золотовский, председатель предметной комиссии по микроэлектронике. – Остальные кто куда, где платят побольше. Ведь наших ребят с радостью берут на работу, они прекрасно знают вычислительную технику. Получается, что мы работаем чуть ли не вхолостую, – сетует Виктор Харитонович. И тут же предлагает мне посмотреть лабораторию схемотехники.
– Представляете, еще десять лет назад проверку микросхем на годность проводила целая бригада специалистов, а сейчас с этим может справиться один наш выпускник, конечно, если есть специальное оборудование. У нас ведь ребята универсалы. Умеют не только отремонтировать технику, но и протестировать ее, запустить в действие.
– Раньше наши ребята после пятилетнего курса в колледже шли сразу на третий курс МГТУ имени Баумана, – вступает в разговор директор. – Кстати, именно Бауманка была заинтересована в таком типе работы. Ведь там самый сильный отсев начинается как раз с 3-го курса. А не стали мы продолжать этот опыт только потому, что ребята после техникумов не получают отсрочки от армии. Им сразу же присылают повестки из военкомата. Мы предлагали, чтобы наших мальчишек брали в радиотехнические войска. Не захотел военкомат с этим возиться. У них в июне, когда получают мальчики дипломы, остаются места лишь в стройбат. Знаете, наших ребят начинают приглашать на работу уже с третьего курса, некоторым до 500 долларов предлагают. Какой же парень устоит, тем более что многие из неполных семей, причем не так редки случаи, когда нет мам, а воспитывает сына или дочь один отец.

Хочешь жить – умей выкручиваться?
У директора колледжа информатики и права проблемы все те же, что и у остальных, – с казначейством, с коммунальными службами.
– Но знаете, – говорит мне Николай Алексеевич, – если работать с умом, то выкрутиться можно. Просто надо заранее продумать, как потратить деньги, по каким статьям. Иначе ведь в конце года по ныне существующему положению деньги все равно будут изъяты. Конечно же, не обойтись без хорошего главного бухгалтера. Я, к примеру, на конец года ни копейки не оставляю, есть деньги – выписываю материальную помощь студентам, покупаю что-нибудь из оборудования. Конечно, нам в Москве проще, – соглашается Николай Алексеевич. – Чуть какие неувязки, можно оперативно обратиться в министерство, в провинции сложнее. Вот сейчас говорят о переводе многих российских вузов с федерального уровня на региональный. И что получится: тем, кто живет в богатых регионах – Тюмени, Самаре, может, даже лучше будет. А как быть остальным, чьи области и края дотационные? Уже сейчас от коллег из провинции приходится то и дело слышать – надо идти под вуз, другого выхода нет, высшие учебные заведения ведь на федеральном уровне остаются. А там свои проблемы. Для нас, москвичей, самый больной – пресловутый квартирный вопрос, проблема площадей. Вот многие вузы и хотят, чтобы ссузы вошли в их состав, а потом просто исподволь выжить средние специальные учебные заведения с их же собственной территории. Ведь не секрет, у большинства вузов Москвы не хватает корпусов.

Кадры решают все
В колледже растят свои кадры сами. Так, к примеру, заместитель Трусова по учебно-производственной работе Юрий Максимов закончил вначале техникум электронных приборов, потом МИРЭА, а сейчас учится в аспирантуре ГУП НПП “Пульсар” по микроэлектронике.
– Между прочим, он не единственный, – улыбается Николай Алексеевич, и мы направляемся к первокурснику МИФИ Дмитрию Ханжину.
– Дима в прошлом году закончил колледж, поступил в институт на вечернее отделение и остался преподавать. Свой предмет – основы алгоритмизации Дмитрий знает блестяще, – говорит мне Николай Алексеевич. – Кроме того, я могу быть уверен: пока учится в вузе, будет у нас работать. А потом, может, понравится, найдет свое призвание в педагогике. Так что мои кадровые надежды только на свои силы, точнее, на своих выпускников.

Светлана РУДЕНКО
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте