В Омске принципиально новый директор Департамента образования. Именно принципиально, поскольку ему всего 33 года. Таких начальников нового поколения в омском образовании еще не было. Похоже, Илье Владимировичу Дубину на роду написано быть молодым руководителем. В 1996 году он закончил естественно-географический факультет Омского государственного педагогического университета. Но курс это был не обычный, а экспериментальный – первый выпуск заместителей директоров по воспитательной работе. Предполагалось, что со студенческой скамьи выйдут готовые завучи. Удалось, конечно, это немногим.
Несколько поколений педагогов привыкли столь высокую должность зарабатывать долгим и упорным трудом. Но Дубин – человек иного поколения. Упорно ходил по школам, предлагал свои знания и умения. Смотрели на молодого, да раннего, странно. И все же своего он добился – Первомайское роно направило его в школу №113 именно организатором воспитательной работы. Впрочем, работой он никакой не гнушался и занимался всем, чем было нужно, – вел физкультуру, ОБЖ, замещал заболевших педагогов. Через полтора года энергичного молодого человека пригласили в новую структуру – «Центр социальных услуг для молодежи», а в 2004-м Дубин стал начальником городского Управления молодежной политики. Правда, в «молодежке», где даже отчества не в чести, быть молодым незазорно. А вот в образовании…
– Было страшно сначала? – поинтересовалась я.
– А мне и сейчас очень страшно, – честно и весело ответил Илья Владимирович. – Казалось, съедят и не заметят такого «маленького». Тем более что я пришел один, без «своих» людей. Множество новых подчиненных считало своим долгом прийти ко мне в кабинет и поплакаться в жилетку: какие плохие у него коллеги, как его обижают. И я начинал метаться, срывался, пытался меры какие-то предпринимать. В общем, зря тратил время. Пока не понял, что такие жалобы надо пресекать. Больше всего я хотел и хочу добиться стабильно хорошей работы коллектива. Очень большого – в моем непосредственном подчинении 352 сотрудника департамента! Просто надо создать такие условия для работы, чтобы у людей не осталось времени на то, чем обычно грешит женский коллектив. Я сторонник эволюционных методов. Никого не увольняю. Одни уходят сами, не выдержав моего стиля руководства, моего темпа, моих требований. Другие меня приняли, и теперь пашут. Ревут иногда, но пашут. Глобальность системы – вот что более всего заслуживает изменений. Как-то не принято возвращаться к прошлому, но я считаю, что существование полноправных районных отделов образования в советское время было оправданно. Они сейчас опять возродились, но пока не принимают самостоятельных решений, не несут ответственности – это только мои подчиненные. А все решения огромной системы, до малейшего болтика, завязаны на одном человеке – директоре департамента, хотя департамент, на мой взгляд, должен нести больше идеологическую функцию. Я по 4 часа в день вычеркиваю из жизни – столько времени уходит на подписание всяких бумаг! Надо менять структуру. Нужно выстраивать систему работы непосредственно с руководителями образовательных учреждений. И это возможно, если объяснить людям, что мы партнеры. Я хочу, чтобы директора школ были моими заместителями в отдельно взятых учреждениях, полноправными хозяевами. Без этого мы будем стоять на месте.
Расставаться с «заместителями» Илье Владимировичу все же пришлось – «омоложение» руководителей омских школ и детских садов продолжается. Тяжело объяснять седым ветеранам, что их время «рулить» ушло. Наверное, было бы проще, если бы контракты с пенсионерами расторгал человек немолодой. Но Дубин сказал им честно: «О том, что придется уступать место молодым, каждый из вас знал еще год назад. У вас есть возможность уйти двумя путями: либо с почестями и нашими благодарностями, оставшись в школах учителями, либо со скандалом. Но политику омоложения, которая идет в городе уже два года, я менять не стану. Во-первых, потому что считаю ее правильной, во-вторых, потому что это политика мэра». И, как ни странно, многие остались ему благодарны – за искренность. В самом деле – не каждый начальник способен признаться, что он тоже подчиненный. Дубин – карьерист, в чем не стесняется признаться. Недавно благодарил молодых специалистов, которых в этом году пришло в школы небывалое количество – 199 человек – за их выбор. И рассказал, что еще в вузе пытался заниматься коммерцией – ради денег, причем вполне удачно. Но понял, что дело и карьера важнее. Дело, по его словам, – это то, что полезно Родине, а карьерист – это член команды, который никогда не будет работать плохо.
Самое главное, чего Дубину, по его собственному признанию, удалось добиться – это диалога. Не с властью, а именно с подчиненными. Никто больше не боится говорить. Никто не прячет проблемы. Демократия, по его мнению, – это как раз и есть возможность для каждого высказать свое мнение, обсудить проблему совместно. В кабинет к Дубину может зайти теперь любой учитель, родитель, ученик, не записываясь на прием за полгода. Между прочим, это в самом деле большое достижение для Омска, где вся система власти устроена таким образом, что встретиться с чиновником можно лишь тогда, когда чиновник сам того хочет. А видели ли вы чиновника, желающего лишней головной боли?
Стиль руководства у Дубина не оригинальный – для цивилизованного мира, но для омского чиновничества непривычный. Лично я не встречала начальника, который бы говорил подчиненным: «Не сидите в кабинете! Выполнили задание – либо начинайте выполнять новое, либо идите. Чего зря высиживать-то?» Возможно, и дай-то бог, такие руководители есть в столицах, а в Омске крепчают советские традиции: в 9.00 отметил приход, в 18.00 – уход, а что за столом делал – работал или спал – не важно, главное – отчитаться достойно. Дубин же предпочитает, чтобы задания люди себе определяли сами, не ожидая его указаний, в соответствии с определенными вместе целями и долгосрочными программами. По его мнению, для столь глобальной системы, как омское образование, нужны программные методы работы. Тогда люди не увязают в буднях, а видят перспективу.
Приоритетом на этот учебный год для педагогической общественности Омска, по словам Ильи Владимировича, должна стать интеграция процесса воспитания в образовательный процесс, с чем, собственно, и связаны новые программы Департамента образования.
– Мы пытаемся не перераспределить и снять нагрузку с учителей, а объединить полномочия родителей, классного руководителя и преподавателя-предметника. Сегодня родительская общественность занимает позицию наблюдателя или даже критика, причем не совсем конструктивного, не вникая в процесс образования. Мы хотим как привлечь родителей к управлению процессом, так и разделить степень ответственности с ними. А почему нести ответственность за проблемы в воспитании должен только преподаватель? Поэтому нынешний год посвящен этой проблематике, и работа педагогического сообщества выстраивается на поддержке интегрирования различных воспитательных программ в образовательный процесс. И это не случайно – мы видим тенденцию, что проработка образовательных целей и задач наших образовательных учреждений очень высока, а воспитательных – находится на каком-то второстепенном уровне. Хотя делается в этой части много и коллективом, и родителями, и детьми. Но к чему, зачем и как мы идем, мы зачастую понимаем неотчетливо.
Те формы, которые существуют на сегодняшний день, – классные часы, беседы, лектории – направлены лишь на информированность родителей. Сейчас прорабатываются механизмы включения конкретного родителя в жизнедеятельность образовательного учреждения. Уже создан совет родителей при Департаменте образования, определены мероприятия по работе с родительской общественностью. Как пробный шар, запущена информационно-просветительская акция о здоровом образе жизни, о репродуктивном здоровье старшеклассников. Для этого школы привлекли родителей – врачей, юристов, правоведов и так далее, которые рассказывают о проблемах на своем профессиональном языке.
– Вот такие формы мы и будем внедрять, – обещает Дубин. – Акции, я думаю, будут касаться различных сфер жизнедеятельности ребенка. Они позволяют задействовать большое количество людей. А если не задействовать, то расшевелить, попытаться сделать неравнодушными.
Сейчас почти разработана общегородская целевая программа по организации школьного питания. Практически 50 процентов омских школьников охвачены горячим питанием, программа позволит получить дополнительные ресурсы – как финансовые, так и организационные.
– И опять мы возвращаемся к работе с родителями, все темы у нас будут в этом году перекликаться. Ведь даже в тех школах, которые имеют возможность предоставить горячее питание всем ученикам, дети зачастую питаются чипсами и кока-колой, потому что родители не разделяют позицию школы. Основная задача, конечно, обеспечить школьные пищеблоки современным технологическим оборудованием. Нужна организация внутришкольного контроля за поставщиками питания, за приготовлением пищи. Но не менее важна воспитательная работа среди детей и родителей о здоровом образе жизни. Надо приучать ребенка к правильному питанию как к обычной повседневной потребности.
Включение родителей в школьную жизнь, по мнению Дубина, сейчас важно еще и потому, что ежедневно возникает некая гражданская напряженность. Качество образования, которое дают омские педагоги детям, смело можно назвать высоким. Успеваемость учеников в школах в этом году достигла 99,3 процента. В 30 общеобразовательных учреждениях города двоечников нет вообще. В 2007 году по результатам итоговой аттестации 533 ученика получили медали. В региональных олимпиадах разного уровня в прошлом учебном году участвовали более 3,5 тысячи школьников, и 1300 из них стали победителями. Константин Матвеев, ученик лицея №66, занял первое место на Международной олимпиаде по математике во Вьетнаме. Почти 150 школьников Омска получили премию губернатора Омской области, а 13 учеников образовательных учреждений города стали кандидатами на присуждение Премии Президента Российской Федерации.
Чтобы сделать процесс обучения более эффективным, в рамках реализации нацпроекта «Образование» школы оснащаются учебным оборудованием. 14 укомплектовали кабинеты химии, географии, биологии, а также интерактивные аппаратно-программные комплексы, в 22 школы поступило отдельное учебно-лабораторное оборудование по физике и химии. 11 школ – победителей конкурса инновационных программ закупили оборудование для кабинетов начальных классов, географии, истории, иностранного языка, математики, русского языка и литературы, информатики, изобразительного искусства, музыки и технологии.
Но новое оборудование приходится ставить в старые кабинеты. Ободранные стены резко контрастируют с новейшими технологиями. Увы, ветхость школьных зданий, которые должным образом не ремонтировались уже лет 15, в глазах родителей затмевает все заслуги омских педагогов. Потому что штукатурка, сыплющаяся с потолка, – нагляднее всех пособий. В этом году из городского бюджета для организации ремонтно-восстановительных работ образовательных учреждений выделено как никогда много – 25,5 миллиона рублей. Особое внимание уделено безопасности обучающихся. В 75 учреждениях современное стандартное ограждение установили еще в прошлом году, в этом году – еще в 47. Простое мероприятие оказалось затратным: на эти 47 школ из городского бюджета было выделено 37 миллионов рублей. С помощью всех источников финансирования – городского, областного, депутатского – за лето в 94 образовательных учреждениях поставили системы оповещения о пожаре. Порядка 14 миллионов рублей департамент сумел выбить на восстановление резервных групп в детсадах – нужно навести порядок, сделать ремонт, купить мебель, оборудование. Это позволит создать дополнительно более 1200 мест.
Правда, этого все равно мало. Что делать?
– Бороться, – уверен Илья Владимирович. – Не надо питать иллюзий, за год-два нам не сделать того, что запустили за полтора десятилетия. Но если будем двигаться теми же темпами, за пять-семь лет сумеем достичь многого. Главное – не бояться забрать деньги у кого-то. Ведь понятно, что дадут нам – заберут у кого-то. Но я понимаю – мы уже терпеть не можем. Убеждаю, доказываю, защищаю. Выбили порядка 35 процентов в дополнение к тому, что было запланировано. Это немало. Но средства надо еще и с толком освоить. Мне бы хотелось заняться наукой, интернет-конференциями, методобъединениями. Это интереснее, но я не могу сейчас себе этого позволить. Сейчас я должен заниматься хозяйством.
В этом году первое сентября для омских школ было не совсем обычным. Они могли и не открыться. Впервые за всю историю омского образования. Подвел подрядчик, выигравший, как полагается, тендер на ремонт. Деньги в размере 3 миллионов рублей получил, а вместо ремонта стал кормить директоров обещаниями. Департамент действовал по закону – через прокуратуру и ОБЭП. В конце концов деньги вернулись, но время ушло безвозвратно – пришлось задействовать бригады Департамента образования, оттуда же забрав все стройматериалы. Все получилось! Дубин говорит, что стал старше еще на 30 лет и три года. Зато теперь можно смело утверждать – у него есть своя команда.
Комментарии