Семинар по гражданскому образованию
Окончание. Начало в № 15
ТЕМА:
«Семья и общество»
(второй вариант занятия)
Авторы: Болтунова Галина Емельяновна, Грейль Н.В., Леонова Л.С., Любельская Н.Н., Соколова Л.А.
ЦЕЛЬ:
1. Познакомить уч-ся с разнообразной палитрой мнений о семье, о ее роли в обществе, в жизни человека.
2. Развивать самостоятельное логическое мышление, речь, умение устанавливать причинно-следственные связи, работать в группах, свободно общаться, отстаивать свое мнение.
3. Нравственное воспитание.
ЗАДАЧА: подвести детей к неразрывности понятий семьи и общества, к невозможности развития общества без семьи.
ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово учителя (определить тему урока, поставить цель, упомянуть, что «семья» – привычное слово, ежедневно употребляемое в общении).
2. Что такое семья в вашем понимании? (Предложить детям дать свое определение семьи. Затем зачитать определение семьи из толкового словаря и семейного кодекса).
3. Предложить детям назвать свои ассоциации со словом «семья».
1-я группа: тепло, уют, ласка, мама, дом.
2-я группа: обуза, лишние проблемы, мыльный пузырь.
3-я группа: ссора, драка, конфликты, насилие, пьянка, боль.
4-я группа: долг, обязанности, ответственность, ячейка общества.
4. Предложить сгруппировать предложенные ассоциации, характеризующие семью с какой-то стороны.
5. Разбить класс на 4 группы. Каждой группе предложить вопрос:
А. Назовите контраргументы стороннику коммунарского, скаутского метода воспитания детей.
Б. Убедите делегацию Международного комитета по защите прав детей в том, что государство воспитывает лучше семьи.
В. Назовите причины того, что дети из неблагополучной семьи в 90% случаев категорически против лишения их родителей родительских прав.
Г. Назовите аргументы за и против существования однополых семей.
«Толерантность как один из принципов культуры общения»
Авторы: Оксана Земцова, Елена Липкина, Светлана Ермилова, Алевтина Коршунова.
ЦЕЛЬ УРОКА:
-сформировать у учащихся представление о толерантности как основном принципе общения человека в цивилизованном обществе;
-повторить уже известные понятия: предрассудки, стереотипы мышления, дискриминация, индивидуальность;
-продолжить развитие умения работы с «рабочей картой урока», научить самооценке, работе в группе; способствовать воспитанию терпимого, открытого отношения людей друг к другу, умения «гасить агрессию и недовольство «другим», не таким, как он.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: интерактивное дидактическое пособие – настольная картонная экспозиция «возможно быть другим», набор раздаточного материала для каждой группы; рабочие карты урока на каждого учащегося; канцелярские принадлежности.
ПЛАН УРОКА:
1. Вводное слово учителя, посвященное проблеме толерантности.
2. «Разминка» – игровое повторение ранее изученных, необходимых в ходе урока, понятий.
3. Знакомство с фрагментами экспозиции, заполнение «Путеводителя».
4. Работа в группах: обсуждение вопросов, итоги обсуждения озвучиваются представителями групп. Сообщение экспертов.
5. Закрепление – самостоятельная работа «Избавься от агрессии»
Каждый вид работы оценивается в рабочей карте урока.
1. Вводное слово учителя. Человек – существо социальное. Он живет в обществе и зависит , и нуждается в обществе. Для него важно полноценное общение. Важная черта культуры общения – толерантность, т.е. терпимое, открытое отношение к другим людям. Высказывания знаменитых людей.
Франсуа-Мари Вольтер: «Я ненавижу ваши мысли, но готов умереть за то, чтобы вы имели право их высказать».
Максим Горький: «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего».
Джон Рокфеллер: «Из всех существующих на свете умений самую высокую цену я дам за умение обращаться с людьми».
Актуальность этой темы очевидна. И сегодня многие продолжают с крайней нетерпимостью относиться к праву другого думать, жить и действовать иначе.
Средства массовой информации каждый день приносят нам печальные известия о противоправных выходках таких людей.
В этой связи цель сегодняшнего урока: научиться быть терпимее к людям, умению признавать за другими людьми права быть другим, гасить свое раздражение и агрессию.
Учитель объясняет алгоритм урока и правила заполнения рабочей карты урока.
Понятия:
– межличностные отношения
– толерантность
– предрассудки
– стереотипы мышления
– дискриминация
– «козел отпущения»
– индивидуальность
Технология проведения игры:
Учащиеся по одному от группы выходят к доске. Над их головой учитель держит карточку с термином лицевой стороной к классу. Следующая по порядку группа готовит к озвучиванию определение этого понятия. Учащиеся должны назвать понятие.
Оценка:
Этот вид работы есть в рабочей карте урока. Самооценка ставится по следующим критериям:
– если вы были внимательны, правильно назвали понятие у доски или правильно нашли определение с места, поставьте «5».
– Если вам при ответе подсказала ваша группа или вы на месте вспомнили определение, но не подняли руки, поставьте «4».
– Если вы были невнимательны, при ответе у доски вам подсказывали ответ др. группы вы не могли вспомнить определение «3».
3. Заполнение путеводителя по фрагментам экспозиции.
Учитель объясняет цель этого вида работы: в прошлом учебном году, знакомясь с этим пособием вы заполняли путеводители по выставке, обратили внимание на то, что в игровой, увлекательной форме авторы подвели нас к определенным суждениям и выводам. В этом году, изучая обществознание и зная уже понятия «общество», «общественные отношения», «межличностные отношения», вы уже можете самостоятельно сделать выводы.
Для этого вам надо в группе заполнить путеводитель только по определенным темам, которые помогут в обсуждении вопросов урока.
Вопросы одинаковые для всех групп. При ответе на него нельзя выражать лишь согласие или несогласие, необходимо добавить что-то новое к ответу. По некоторым вопросам в пакете для каждой группы есть дополнительный материал.
Порядок заполнения путеводителя:
Каждая группа начинает работать с теми фрагментами выставки, которые носят такой же порядковый номер, затем «по кругу» обходят всю экспозицию.
Правило самооценки в рабочей карте:
– если ты был внимателен и тебе понятны правила, ты активно участвовал в оформлении группой путеводителя, поставь себе «5».
– Если внимание не было всегда устойчивым, но материал понят – «4».
– Если внимание было рассеянным, недостаточно понимал правила работы, пассивен при заполнении путеводителя, поставь «3».
4. Работа в группах: обсуждение вопросов. Итоги обсуждения озвучиваются одним из группы. Зачитываются выводы экспертов, приготовленные независимой группой из другого класса.
Критерии оценки для рабочей карты:
Самооценка: «5» – если вы поняли вопрос, у вас есть собственное мнение и вы поднимали руку для ответа;
«4» – если вы поняли вопрос, у вас есть собственное мнение, но вы побоялись поднять руку, были не уверены;
«3» – плохо поняли вопрос, у вас нет собственного мнения и вам не хотелось отвечать.
Оценка группы: «5» – если вы активно работали в группе, ваше мнение явилось основой для мнения группы.
«4» – вы достаточно активно работали, но не убедили товарищей в своем мнении.
«3» – были пассивны, не высказывали точку зрения по вопросам.
5. Закрепление. Самостоятельная работа «Избавься от агрессии».
Цель работы: большинство подростков твердо убеждены, что окружающие разделяют или должны разделять их мнение по поводу стиля одежды, музыки, поведения и т.д. Обнаружив расхождение со своими взглядами, начинают относиться к «другим» сначала настороженно, а затем с антипатией или проявлять открытую агрессию. Данный тренинг позволяет «оправдать» «других», позитивно объяснить их мнение и поведение, увидеть действительность со знаком «+».
Порядок работы: заранее заготовленные карточки, на которых черным шрифтом написаны претензии, предрассудки, расхожие штампы и стереотипы мышления, чаще всего вызывающие приливы раздражения и обид.
Учащиеся должны на обороте цветной ручкой каждое негативное суждение переделать в позитивное, изменив стереотип. Карточки наклеиваются позитивной стороной наверх на лист.
Предлагается «про себя» и вслух прочитать один за другим позитивные листочки.
Вывод очевиден: люди предстанут перед аудиторией уникальными, самобытными личностями, имеющими право быть «другим».
Подросток «сбрасывает» агрессию, учится адекватно оценивать свою реакцию, строить отношения с людьми.
Критерий оценки данного вида работы:
– поставь себе «5», если чувствуешь, что стал терпимее к другим или «другому», искренне избавился от раздражения и агрессии.
– Поставь себе «4» – если ты понял смысл происходящего, но не совсем с нами согласен.
6. Подведение итогов урока:
1. Учитель проставляет свою оценку каждому в графе «оценка учителя» на основании традиционных представлений о требованиях к ответу уч-ся.
2. В последнюю графу «итог» выставляется средний арифметический балл.
К тренингу «избавься от агрессии»:
– Я могу привести много примеров, когда цыгане «надували» и обворовывали доверчивых людей.
– Кавказцы жестоки, воинственны, и их слишком много в Москве, пусть живут у себя на родине.
– Я не люблю тихих, «домашних» детей, которые не ходят на дискотеки, любят Моцарта и читают русскую классику.
– Евреи хитрые, и любой из них может «надуть» вас.
– Если я вижу парня или девушку, одетых в стиле неприятного мне молодежного движения (репперы или скины), меня это раздражает.
– Меня раздражают все взрослые и мои родители, они живут не по-современному, в плену запретов и приличий. Часто требуют от меня полного послушания.
Вопросы для групп
1. В нашем выборе с кем общаться, играет внешность человека, цвет его кожи, увлечения, характер?
2. Понятия «нормально» и «странно» весьма относительные. Что обычно имеется в виду? А есть ли примеры, когда то или иное поведение или обычай мы считаем нормальными?
3. Часто мы, сталкиваясь с явлениями социальной жизни, оказываемся в плену стереотипов мышления, предрассудков и расхожих мнений? Например: «русские ленивы», «все французы хорошо одеты», «кавказцы жестоки», «все американцы – богачи» и т.п.
4. Зачем людям нужен «козел отпущения»?
5. Когда Вы чувствуете себя более комфортно: будучи индивидуальностью или частью группы?
6. Почему же разнообразные проявления «другого»: традиции и вероисповедания, мнения и вкусы, внешность и национальность – вызывают подчас агрессию?
Тема: «Разделение властей в РФ»
Авторы: Юлия Савина, Ольга Жунина
Цели и задачи урока:
1. Систематизация изученного материала по данной теме с использованием текста Конституции РФ.
2. Показать необходимость существования принципа разделения властей.
3. Закрепить знания о полномочиях Президента РФ, парламента, правительства.
4. Определить на основе анализа Конституции РФ форму республики (президентская, полупрезидентская, парламентская).
В качестве основной формы проведения данного урока предлагается работа по группам. Класс делится на 5 групп.
3 группы формируются по 3 ветвям власти. 4-я группа – аналитики, 5-я группа – эксперты.
Первым трем предлагается составить перечень полномочий.
На доске представитель от группы аналитиков составляют таблицу: полномочия Президента; полномочия Правительства; полномочия Парламента.
Группе аналитиков предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Какая форма республики существует сегодня в РФ?
2. Может ли Президент РФ стать единоличным «правителем» законным путем? Аргументируйте свой ответ, используя таблицу.
3. Сделайте сравнение с РФ на основе анализа конституционного опыта в странах Европы и Америки, ответить на два предыдущих вопроса, применительно к ним.
4. Для чего необходимо разделение властей?
Вопросы могут быть самыми разными (предложен один из вариантов). Они могут быть составлены как учителем, так и учениками (например, группой экспертов).
Завершают урок эксперты.
Проблемы современной семьи
Авторы: Татьяна Никулина, Татьяна Шаукова, Галина Токарева, Светлана Чухина, Светлана Клемина, Лариса Скороходова.
ЦЕЛЬ: Развить представление детей о роли семьи для всей жизни человека.
Схема «Древо семьи»
1. Понятие «семья» (сл. учителя)
2. Что мешает благополучию семьи сегодня? (мозговой штурм)
3. Пути решения проблем семьи (работа в группах)
4. Моделирование благополучной семьи (работа экспертов)
1. Учитель дает определение семьи, роль семьи в процессе, социализация, семья и общество.
2. «Мозговой штурм» – формулирование проблем (отчужденность, проблемы здоровья, мат. трудности).
3. Ваше понимание проблемы.
4. Пути решения.
Группа 1: Отчужденность
Проблемы: недостаток общения, одиночество, занятость родителей, редкий отдых, недостаток совместного досуга.
Выводы: защита интересов семьи государством, увеличение зарплаты родителям, увеличение детских пособий.
Группа 2: ЗДОРОВЬЕ
Проблемы: алкоголизм, нет спорта, курение, ранняя беременность и последствия, хронические заболевания.
Выводы: профилактика, здоровый образ жизни, увеличение финансирования здравоохранения.
Группа 3: «Материальные трудности»
Проблемы: зарплата, несколько работ, низкие дотации, бесплатное питание только в Москве, старшеклассники вынуждены подрабатывать, проблемы получения высшего образования.
ВЫВОД: благополучная семья – это богатое государство. Сильное государство начинается с благополучия семьи.
Развить представление детей о роли семьи для всей жизни человека.
Комментарии