С Владимиром Викторовичем Ивановым, теперешним начальником Управления образования администрации Новосибирской области, отношения мои собкоровские складывались непросто. Еще год назад он был начальником Новосибирского городского управления образования, структуры, с которой мы не всегда жили дружно. Это естественно: СМИ не должны обниматься с чиновниками, иначе конец гласности и независимости прессы. С предшественниками Иванова в тогдашнем горисполкоме случались у меня и ожесточенные конфликты (после первого же своего критического выступления в газете лишилась корпункта и телефона). По привычке я и к Иванову отнеслась настороженно-недоверчиво. Хотя пришел он в отдел образования на волне перестройки, ожидала и сокрытия информации, и опровержений, и укоров.
Но Иванов сломал традицию – сам пригласил меня и других корреспондентов на коллегию, обсуждавшую острейшие кадровые проблемы. Вскоре сам же предложил интервью о несовершенстве предлагаемого тогда проекта Закона “Об образовании”, который не гарантировал возможность обучения в средней школе слабоуспевающим девятиклассникам, детям, как правило, из неблагополучных семей. От школ же Иванов потребовал создать “непрофильные” классы для старшеклассников, неготовых выбрать специализацию и учиться по углубленной программе. Это было в год повального увлечения специализированными классами и лозунгом “Учить только тех, кто хочет учиться”. Он не поддерживал эти настроения и стремился к тому, чтобы сделать образование многовариантным, но единым пространством воспитания и максимального развития. К выступлениям газеты, кстати, относился внимательно. Нередко звонил: “Какого вы интересного человека откопали”. Так было с методикой музыканта Бороздина, он превращал “необучаемых” детей в одаренных. Теперь это знаменитый реабилитационный Центр развития. Помощь “неуспешным” детям всегда была особой заботой Иванова.
Стиль его работы – оперативный, открытый, возможно, объясняется особенностями биографии: проехал с родителями всю огромную страну, осваивал строительные специальности в Братске и Семипалатинске, окончил вечернюю школу, поступил в Одесский государственный университет, где изучал географию и океанографию, служил потом солдатом в армии и поднимал школу в умирающей деревне, женился на учительнице. Детей своих, будучи начальником городского образования, учил не в элитных, а в обычных школах, не хлопотал о наградах и званиях, с одесской поры сохранил нерастраченными чувства юмора, сострадания, восхищения чужим талантом и красотой. Может, потому так одержимо и продвигает в первую очередь программы “Дети-инвалиды”, “Дети-сироты”, “Одаренные дети”, “Педагогические инновации” и “Информатизация образования”. Впрочем, послушаем лучше самого Иванова про его первый год работы в новых условиях.
Галина ФРОЛОВА
Новосибирск
Первый тайм мы уже отыграли” – вот что можно сказать про нашу обновленную команду, которая начала свою работу год назад – с приходом в областную администрацию нового губернатора, Виктора Александровича Толоконского. Будучи мэром Новосибирска, он сделал образование главной заботой. На селе же в это время по полгода не выплачивалась зарплата и разрушались старые школы. И новый губернатор начал с того, что с первого же месяца стал своевременно выплачивать зарплату сельским учителям и погасил многолетние долги по методической литературе. Привнес он в администрацию и свои принципы управления: демократизм и реалистичность, актуальность, дальновидность и особую жесткость в требовании результатов. Работать с губернатором-экономистом – значит осваивать новые уровни экономики, права, менеджмента.
Начали, конечно, с педагогического мониторинга и диагностики: область огромная, 37 районов разнообразных не только по экономическим показателям, но и климатическим, национальным, ресурсным.
Есть, например, село Верх-Ирмень, где уровень жизни приближен к городскому, если не превосходит его, а есть деревушки, где месячный доход на человека не превышает 80-100 рублей, налоги собирать не с кого, школу содержать не на что. Но учитель там – единственный представитель цивилизации. И таких деревень немало – до них не доходят ни железная дорога, ни газеты, ни радио. Но там – более 3 тысяч детей-сирот и еще почти 5 тысяч детей с отклонениями в развитии. А еще – аварийные школы среди болот и бездорожья. Словом, 2432 образовательных учреждения всех типов – крайне динамичная, слабо интегрированная система, которой нам предстояло управлять в условиях социальной напряженности и дефицита средств.
Стало очевидным, что требует обновления и сама система управления образованием. Требуются мониторинг, анализ, экспертиза, консалтинговые услуги, маркетинг в этой сфере. Нужно создание таких правовых, экономических, организационных условий, чтобы они стимулировали творчество учителя, и такое развитие самой системы образования, чтобы она способна была влиять на изменение социокультурной ситуации.
Задачи это сложные, долгосрочные, но не утопичные. Губернатор поддержал нас: были утверждены и профинансированы 9 целевых программ, увеличена доля образования в бюджете и определены внебюджетные источники. Его настойчивая позиция стимулирует более тесное сотрудничество департаментов и управлений на основе сквозных целевых программ. Управление стало оперативнее благодаря использованию системы “ГАС Выборы” – она обеспечивает беспристрастный анализ и педагогический мониторинг. Конечно, мы использовали и сами выборы – в сельские и районные Советы избраны многие директора и учителя, способные отстоять интересы ребенка и школы. В результате, например, в некоторых районах на образование направлено 45-50 процентов местного бюджета, в большинстве – около 40 процентов.
Возможности управления образованием выросли, когда мы начали сотрудничать с десятками общественных организаций, различных фондов – областных, региональных, международных. Сотни партнерских связей зарождаются ежегодно на выставке “Учсиб” традиционной “Сибирской ярмарки”. Множество общественных организаций сотрудничают с нами через Сибирский центр поддержки общественных инициатив. Так возникла психолого-педагогическая структура вокруг проекта “Приемная семья”, организованы летняя школа для родителей и летний лагерь для детей из таких семей. Мы финансируем сельских абитуриентов из числа неимущих, реализовали десятки неординарных инновационных педагогических проектов.
Мы постоянно сотрудничаем и с Институтом “Открытое общество” – множество программ, грантов, десятки школ, с благотворительным фондом Регион-Трейд, “Детская надежда Интернешнл”, со Всемирной организацией здоровья, с десятками международных общественных организаций, действующих в области образования, культуры, здравоохранения. Сейчас создаем областной благотворительный фонд, стимулируем развитие попечительских советов и ассоциаций родителей. Управление все больше становится общественным.
остепенно меняется и статус школы, отношение к ней. После длительного “мертвого сезона” учителя области начали получать квартиры. Ввели в эксплуатацию шесть типовых школ в таких глубинных, отдаленных селах, где нет никаких коммуникаций, никаких строительных организаций, куда завезти материалы и оборудование – сложнейшая проблема. Но и в Дубровке, и в Травном, и в Михайловке пошли дети в новые школы. Самые сложные, запущенные объекты образования возрождаем при участии Международного банка реконструкции и развития. Из президентской программы “Дети России” финансируется сложнейшее строительство Биазинской школы-интерната для сирот в таежном Северном районе.
И вот теперь, когда педагоги поверили, что школа будет жить и развиваться, произошел как бы всплеск профессионализма – сельские учителя требуют новое оборудование, новое программно-методическое обеспечение, новых знаний.
К счастью, в Новосибирске существует для этого прекрасная база: 20 государственных и 10 негосударственных университетов заключили более 100 договоров со школами о сотрудничестве, вторую специальность дают учителям и педагогический университет, и НИПКиПРО, и НГУ- по особым программам, в очно-заочной форме. Повышение квалификации учителей осуществляют также такие мощные вузы, как Государственный университет в Академгородке, Новосибирский технический университет. Сотни педагогов прошли обучение новым современным технологиям не только на базе НИПКиПРО, но и на Соросовских площадках, в Центре переподготовки учителей “Открытие”, где инновационные, в том числе зарубежные, технологии передаются через систему авторских семинаров и тренингов. И в нашем областном Центре информационных технологий “Интернет-образование”, прекрасно оборудованном с участием фирмы “ЮКОС”, мы обучили бесплатно всех заведующих роно, сельских учителей информатики и других дисциплин, чтобы они учили других педагогов в своих школах. Развиваем дистанционное образование для учителей на базе вузов, провели региональную интернет-конференцию “Образование взрослых”.
Это, кстати, одна из главнейших забот управления – воспроизводство самой системы образования на новом качественном уровне. Создана система стипендий, льгот, поощрений для студентов университетов, готовых поехать на село. В области реформировано 9 педагогических колледжей, на базе которых, не выезжая в город, студенты могут получать высшее образование. Постоянно действуют выездные курсы и семинары НИПКиПРО для нескольких глубинных районов сразу. В минувшем году областная администрация оплатила учебу 250 сельских выпускников в университетах, в том числе 30 человек целевого набора на факультет иностранных языков. В этом году также заключаются договоры с сельскими абитуриентами, которые при выезде на работу на село будут получать подъемные и жилье.
Новые задачи управления требуют новых знаний и от директоров школ. В НИПКиПРО действует 2-годичная школа молодого директора, в педагогическом университете каждые два месяца обучаются потоки из 60 директоров. Действуют сильные, творческие кафедры управления, которые способны научить более эффективному стилю работы, дать знания в области права, психологии, маркетинга. Растет число кандидатов наук и аспирантов среди учителей – в городе мэрия поддерживала исследовательскую и экспериментаторскую работу педагогов, теперь создаем предпосылки для нее и на селе.
торой год действует программа партнерства “Город – село”. Речь идет не просто о шефстве над сельскими школами, а о партнерстве на уровне муниципалитетов. Возникает адресное сотрудничество городских и сельских ученических, педагогических коллективов, управленческих структур и общественности. В обмене делегациями непременно участвуют руководители районных администраций, чтобы оценить опыт или технологии горожан в непосредственном контакте, определить направления и формы сотрудничества. Так, школы Железнодорожного района Новосибирска принимали у себя в дни весенних каникул сельских школьников по особым образовательным программам. Школы Академгородка сотрудничают с сельскими школами и детскими домами Маслянинского и Черепановского районов: принимают у себя в дни каникул и праздников, проводят совместные конференции и семинары, выезжают на село с концертами и образовательными программами, организовали для сельских ребят на базе ФМШ летнюю школу информатики. У сельских ученических производственных бригад горожане закупают картофель и другие овощи для школьных столовых.
Великолепно прошел в театре “Глобус” совместный праздник для сельских и городских педагогов, чьи художественные таланты выразились здесь на высоком профессиональном уровне. В празднике также принимали участие губернатор и главы районных администраций. Совместным праздником – губернаторским балом для сельских и городских медалистов – завершился и учебный год. Летом многие городские школы принимали сельских ребят и педагогов с культурной программой: экскурсии по городу, знакомство с музеями, театрами, университетами.
За этот год число медалистов на селе выросло. Больше стало специализированных, гимназических классов, школ с углубленным изучением предметов, учреждений дополнительного образования, экспериментальных и базовых площадок. Маслянинская школа, гимназии в поселках Линево и Кольцово стали центрами распространения новых технологий и методик – выпускники таких сельских школ поступают в самые престижные университеты страны. Их учителя – непременные участники конкурсов, творческих семинаров и экспертных советов, а ученики – победители олимпиад.
Наряду с компьютеризацией сельских школ и поддержкой здоровьесберегающих программ мы создавали “режим благоприятствования” экономическому и правовому образованию, где ярко выражен региональный аспект. Актуализацию и научность экономического образования обеспечивают комплексно три университета – педагогический, технический и НГУ с его блистательным журналом “Экономика в школе”. В школах области есть пилотные программы нравственно-правового воспитания, включающие учеников с 1-го по 10-й класс, осваиваются новые учебники и пособия, проводятся социальные акции и научные конференции школьников. Значительно прогрессировало благодаря участию видных ученых и общественности экологическое образование. Летом оно подкрепляется профильными сменами в лагерях, организацией практики и деятельностью станций юных натуралистов. Тогучинские экологи, например, создали комплексную систему воспитания, включающую воспитание чувств и художественное развитие личности.
С сентября несколько школ стали участниками проекта “Мой выбор” – это усилит роль школ в становлении гражданского общества и самоактуализации личности, а значит, и в саморазвитии сельской школы как социального института.
Новосибирск славится своими научными кадрами – известными академиками, профессорами, одаренными молодыми учеными, большая часть которых – воспитанники новосибирских школ. Ими движется мировая наука, современная научная мысль. Как же велик и талантлив должен быть сибирский учитель, чтоб его птенцы брали заоблачные высоты!
Один из наших вундеркиндов высказал на научной конференции школьников на редкость зрелую мысль: управлять воспитанием человека сложнее, чем управлять термоядерной реакцией. Чтобы сделать управление образованием опережающим, развивающим, надо постоянно уточнять цель движения, осваивать новые идеи, постоянно искать более реалистичные и эффективные решения.
Владимир ИВАНОВ,
начальник управления образования
администрации Новосибирска
Комментарии