О Татьяне САВЕНКОВОЙ, учителе русского языка и литературы гимназии №53 Нижнего Новгорода, я собиралась написать давно, еще в то время, когда она работала в 23-й нижегородской школе. Ученики и их родители, а особенно выпускники, рассказывали о Татьяне Алексеевне не просто как о любимом классном руководителе, но как о близком человеке, сыгравшем большую роль в их жизни. Но одно дело слышать чужие отзывы, совсем другое – увидеть педагога во время работы. Собственные впечатления, как правило, ничем не заменишь. Поэтому я с удовольствием приняла приглашение Татьяны Алексеевны побывать на родительском собрании в ее пятом классе. Меня заранее предупредили, что оно будет не совсем обычным и я смогу увидеть не только родителей, но и детей.
…Бойких мальчишек и высоких статных девушек я встретила уже в коридоре возле указанного кабинета. «Неужели это пятиклассники?» – я уже подумала, что ошиблась дверью, но увидела среди ребят Татьяну Алексеевну. Она улыбнулась: «Все удивляются, недавно у нас были гости из института усовершенствования учителей, так они прямо спросили, не подсадила ли я себе на урок восьмиклассниц…»
Девочки действительно выглядели очень взрослыми, а мальчишки, даже самые крупные, как и положено в этом возрасте, оставались детьми, хотя деловые костюмы и галстуки придавали им немного солидности. «Что их может объединять? – невольно подумала я. – И как учителю справиться с такой неоднородной массой?» Ответы на свои вопросы я получила в тот же вечер.
Первое, что поразило, – удивительное спокойствие классного руководителя. Ни суеты, ни напряжения, ни нервозности ни в жестах, ни в выражении лица. Создавалось впечатление, что такие встречи Татьяна Алексеевна проводит ежедневно. Родители приходили один за другим, рассаживались за парты, расставленные по периметру класса, вполголоса переговаривались друг с другом. Дети в коридоре возбужденно и взволнованно готовились к предстоящему действу. Многие подбегали к Татьяне Алексеевне и, будто уточняя свою роль, украдкой поглядывали на родителей: оценят ли, поймут ли? Кто-то в тревоге сообщал, что мама задерживается из-за пробки, но Татьяна Алексеевна успокаивала: «Не начнем, пока все не соберутся».
Наконец все в сборе, и Татьяна Алексеевна приглашает в класс ребят. Они входят тихими и присмиревшими, а ведь еще минуту назад мне, да и многим родителям, казалось, что эту стихию никто не сможет угомонить. Но Татьяна Алексеевна даже голос не повысила, а они, как оркестранты перед дирижером, стали внимательны и серьезны, видимо, есть что-то в ее взгляде неуловимое и значительное. И это тоже поразило: общение взглядами обычно возникает на самой высокой степени доверия людей друг другу. Прежде чем дать ребятам слово, Татьяна Алексеевна сказала, что этот вечер ребята готовили давно и хотели провести его в конце ноября, в День матери, но из-за двухнедельного карантина мероприятие не состоялось. Тогда возникла идея приурочить его к Международному женскому дню, который по сути тоже является праздником мам.
А дальше все было просто и в то же время особенно. Пятиклассники читали стихи и пели песни о матерях и материнском сердце, но каждый, произнося известные, в общем-то, слова, адресовал их своей маме, любимой и единственной. И мамы, растроганные до глубины души, утирали слезы умиления: не каждый день слышишь такие признания. И не каждый день можно получить почетную грамоту «Лучшей на свете маме», в которой написаны искренние слова благодарности и любви. Каждый из вручавших сам придумывал текст и читал его вслух: кто-то – громко и уверенно, кто-то – с трудом преодолевая смущение. У каждого своя причина, своя непростая история… А потом на экране под музыку Шуберта одна за другой стали появляться репродукции великих художников, посвященные теме материнства, – от эпохи Возрождения до наших дней. Были в этом ряду и мадонна с младенцем, и кустодиевская красавица, одевающая дочку возле бани. Оказалось, что дети в таком контексте способны совершенно адекватно воспринимать обнаженную натуру. После презентации, серьезной и волнующей, произошла перемена декораций. Татьяна Алексеевна сказала, что дети тоже приготовили мамам живописный сюрприз – как смогли, нарисовали их портреты. Поскольку ни на одном портрете не были указаны фамилии художников, мамы должны были сами узнать себя. Это оказалось непростым делом – момент узнавания сопровождался смехом и аплодисментами. Праздник закончился чаепитием, на которое дети должны были пригласить мам. Кто-то, торопясь к столу, забыл это сделать, и тут снова ситуацию спасла Татьяна Алексеевна – без лишней дидактики, с юмором напомнила о том, ради кого был задуман этот вечер. А родителям подмигнула: «Нам будет о чем завтра поговорить…»
За чаепитием родители тоже обсуждали увиденное и делились впечатлениями. Все они были довольны и благодарны классному руководителю.
– В душе каждый ребенок может испытывать благодарность матери, но не каждый умеет ее высказать. Научить детей выражать чувства признательности непросто. Многие сегодняшние подростки стесняются говорить родителям добрые слова, хотя очень легко высказывают им свои обиду и раздражение. Поэтому мы очень благодарны Татьяне Алексеевне за то, что подняла эту важную тему, – делилась своими наблюдениями мама Даши, девочки, исполнившей соло песню из кинофильма «Мама». И хотя этот фильм вышел на экраны, когда сегодняшние матери были маленькими, многие плакали, как будто услышали ее впервые. Потому что именно сегодня она прозвучала по-новому, необыкновенно и именно для них. Кто-то, слушая ее, вспомнил своих родителей, свою неблагодарность или вину перед ними. И это тоже было кстати, ведь пока родители живы, мы остаемся детьми и совершаем детские поступки.
В каждой семье отношения с детьми складываются по-разному. Татьяна Алексеевна знает (в этом ей признавались сами родители), что у многих, особенно рано повзрослевших девочек, сейчас непростые отношения с матерями, кто-то из подростков стал грубым и скрытным, кто-то и вовсе неуправляемым. Конечно, можно было бы пройти мимо проблемы, классному руководителю совсем необязательно заниматься ее решением, тем более что в городе множество психологов с опытом и специальными знаниями. Но Татьяна Алексеевна не привыкла быть сторонним наблюдателем и ждать, когда все само «рассосется». «Я почти ежедневно вижу ребят, и каждый из них мне дорог и интересен, – признается она. – Они растут и меняются на моих глазах, могу ли я быть безразличной и работать формально?»
Нет, формально работать у Татьяны Алексеевны никак не получается, поэтому с начала учебного года пятиклассники уже три раза побывали в театре, съездили на экскурсию на кондитерскую фабрику, приведшую всех в восторг, осенью провели арбузник, а в канун Нового года – путешествие с Дедом Морозом по странам и континентам. Татьяна Алексеевна по опыту знает, что с наступлением тепла появятся желание и возможность больше бывать с классом на природе: причем не только устраивать пикники, но и предпринимать экологические экспедиции в ближайшую лесопарковую зону.
Татьяна Алексеевна почти 20 лет работает в школе, и не было ни одного года (за исключением двух лет декретного отпуска) без классного руководства, причем, взяв детей в пятом классе, она всегда доводила их до выпуска. Таких выпусков у Татьяны Алексеевны три.
О каждом она может говорить как о единственном и неповторимом. Вот и эти пятиклассники со временем станут самыми родными и самыми лучшими. Причем вне зависимости от того, сколько заплатят за классное руководство. За него и раньше не очень-то платили, а уж сегодня эти деньги можно назвать чисто символическими. Но для таких, как Татьяна Алексеевна, стимул не в деньгах:
– Когда в этом году я устраивалась в гимназию, меня спросили, возьму ли я классное руководство. Этот вопрос показался мне странным, потому что в школе, из которой я перешла, классы не давали только в исключительных случаях. Я согласилась сразу, подумала, что все равно буду для детей что-нибудь придумывать. Хочется, чтобы им было интересно, чтобы их жизнь была яркой и наполненной. С одной стороны, это дополнительная нагрузка, с другой… Но, видно, по-другому я не могу.
Нижний Новгород
Комментарии