Цели и задачи: На более высоком уровне восстановить ранее полученные знания и углубить их; пробудить интерес к личности и творчеству поэтов-фронтовиков Симонова, Твардовского, Самойлова, Гудзенко и др.; расширить представления о значении и роли поэзии времен Великой Отечественной войны в духовной жизни современников, культурном наследии прошлого; развивать творческие способности школьников и стремление к самостоятельной творческой деятельности; воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны.
Оформление помещения:
С одной стороны сцены (впереди) стоит открывающийся большой поэтический сборник “Стихи, рожденные войной…”. Обложка сборника оформлена в соответствии с требованиями к оформлению (название, рисунок, общий фон и т.д.). Внутри сборника – портреты поэтов-фронтовиков А.Твардовского, К.Симонова, С.Гудзенко, С.Орлова, С.Щипачева, Б.Слуцкого,
Б. Окуджавы, Д.Самойлова и других с кратким обзором их творчества и текстами их стихотворений.
Березовая аллея уходит в глубь сцены. Одна сторона ее – из зеленых берез, другая – из обгоревших. Аллея упирается в огромную красную звезду, которая поделена на две части. Часть звезды со стороны зеленых берез – красная. Над ней изображены салют, голубые облака, солнце. Часть звезды со стороны обгоревших берез оплавлена. Над ней – огненные облака, дым от взрывов и свет от прожекторов.
С другой стороны сцены – блиндаж с натянутой маскировочной сеткой. Внутри него стоят самодельные табуретки и стол. Впереди блиндажа сделан небольшой костер.
Аппаратура (телевизор и видеомагнитофон с кассетой видеоряда фрагментов фильма “Трудные дороги войны”) стоит впереди сцены.
Аудиомагнитофон с кассетой, на которой подборка песен о Великой Отечественной войне, стоит за кулисами.
Музыкальное оформление:
1. Музыка песни Л.Гурова “Тишина” (Соловьи, не пойте больше…).
2. Музыка песни А.Александрова “Священная война”.
3. Музыка песни В.Баснера “На безымянной высоте”.
4. Музыка песни Б.Окуджавы “До свидания, мальчики”.
5. Музыка песни В.Соловьева-Седого “Где же вы теперь, друзья – однополчане”?
6. Музыка песни М.Блантера “Враги сожгли родную хату”.
7. Музыка песни М.Блантера “В лесу прифронтовом”.
8. Музыка песни Ю.Лозы “Мать пишет”.
9. Музыка песни Н.Богословского “Темная ночь”.
10. Музыка песни А.Новикова “Смуглянка”.
11. Музыка песни В.Харитонова “День Победы”.
12. Музыка песни Б.Окуджавы “Нам нужна одна Победа”.
Участники:
1. Учащиеся 11-х классов разделились во время подготовки на две группы (по желанию и способностям):
Первая группа – “Лира”. Это чтецы и ведущие.
Вторая – “Зеленая лампа”. Ученики, участвующие в хореографических постановках.
2. Приглашенные гости – учащиеся школьной вокальной студии “Солист”.
Организация вечера:
1. Оформление сцены актового зала. При оформлении используется все то, что сделано в подготовительный период.
2. На сцене готовятся ведущие (ученик и ученица) и чтецы группы “Лира”, артисты (солдаты, солдатки, медсестра и др.) группы “Зеленая лампа” и певцы – приглашенные учащиеся студии “Солист”.
3. В зале на стульях, расставленных полукругом, сидят одиннадцатиклассники, педагоги школы, родители, администрация.
Проведение вечера
(Выходят ведущие из-за красной звезды и останавливаются посередине сцены. Звучит песня Л.Гурова “Тишина”).
Ведущий: Все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Вот уже наш народ отметил пятьдесят шестую годовщину Победы над фашистской Германией. Это уже более полувека!
Ведущая: Значит, уже о нашем времени написал поэт Сергей Орлов:
Когда это будет, не знаю.
В тени белоствольных берез
Победу Девятого мая
Отпразднуют люди без слез…
Подымут победные марши
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны…
Ведущий: Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.
(Ведущие подходят к поэтическому сборнику “Стихи, рожденные войной…”).
Книги выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения. Это Константин Симонов, Александр Твардовский, Семен Гудзенко и многие, многие другие… Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений. Но это было уже после Победы…
Ведущая: Перед нами поэтический сборник “Стихи, рожденные войной…”. Перелистаем же с вами его героические страницы…
(Ведущие открывают поэтический сборник. Основной свет гаснет. Освещается только часть сцены с поэтическим сборником. Слышится звук метронома, отсчитывающего последние секунды мирного времени. Звучит музыка песни А.Александрова “Священная война”, на фоне которой Ю.Левитан (в записи) говорит за кадром).
Ю.Левитан: …Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря…
(На экране – фрагменты видеофильма “Трудные дороги войны” – 3 минуты. Зажигается свет. В блиндаже разворачивается хореографическая сценка “Минуты отдыха”.
Возле блиндажа сидят бойцы. Первый боец пишет письмо, второй играет на гитаре, третий читает “Боевой листок”… За кадром звуки выстрелов, взрывы…).
Первый боец пишет письмо:
Ты прости, что письмо, торопясь,
отрываясь, небрежно
Я пишу, как мальчишка, –
дневник
И как штурман – журнал…
Вот опять начинается…
Слышишь, во мраке кромешном
С третьей скоростью мчится
Огнем начиненный металл?
Третий боец обращается в зал:
Ты не знаешь, мой друг,
что такое война…
Это вовсе не дымное поле
сражений,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое
отраженье.
Это изо дня в день лишь
блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного
обстрела,
Это боль головная, что ломит
висок,
Это юность моя, что в окопах
истлела.
(Второй боец (приглашенный гость) исполняет под гитару песню “Нас не нужно жалеть”. Слова С.Гудзенко, музыка В.Высоцкого).
(Свет гаснет. Освещается только поэтический сборник. Ведущие выходят со стороны красной звезды, останавливаются у сборника и говорят на фоне музыки песни В.Соловьева-Седого “Где же вы теперь, друзья-однополчане?”)
Ведущий: В первые дни и месяцы войны, а также летом 1942 года фронтовая обстановка складывалась не в нашу пользу. Врагу оставались города и села. В таких условиях, как никогда, возрастала роль поэтического слова, вселявшего уверенность в победе. “Я прошел по той войне, а она прошла по мне”, – говорит поэт фронтового поколения Давид Самуилович Кауфман, литературный псевдоним которого Давид Самойлов. Он прошел войну в пехоте бравым и веселым пулеметчиком.
Ведущая: Война в стихах Самойлова – это невероятная масштабность целого и рельефная четкость частного, бытовая и крылатая романтика. Поэзия его только начинается войной, только отталкивается от нее, уходя в далекие просторы и высоты… Со своей ротой Самойлов воевал до победного конца, освобождал Польшу, участвовал в боях за Вислу в январе 1945 года и победу встретил в Берлине… Возможно, вы задавали себе вопрос – как становятся поэтами? Вчитываясь в строки стихотворений Самойлова, понимаешь, что поэтами рождаются.
(Свет зажигается. Чтец в солдатской одежде выходит со стороны опаленной звезды и идет вперед, читая стихотворение “Сороковые” Д.Самойлова на фоне звуков выстрелов и взрывов).
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
(Гость (ученица студии “Солист”) исполняет песню “До свидания, мальчики”. Музыка и слова Б.Окуджавы. Хореографическая сценка песни “До свидания, мальчики”. Выходят со стороны зеленых берез три девушки в белых платьях. Со стороны обгоревших берез – три солдата).
(Свет гаснет. Освещается часть сцены со сборником. Ведущие стоят у книги и показывают литературный материал о С.Гудзенко).
Ведущий: У каждого поэта-фронтовика свое восприятие действительности. У каждого свои стихи – страстные, искренние, а потому и живучие. Семен Гудзенко знал, каково подняться из окопа, каково слышать постылый свист пуль. Он достойно, по-мужски смотрел в глаза смерти, хотя знал, что жизнь может оборваться в любую минуту.
Ведущая: Все написанное Гудзенко в ту пору представляет собой лирический дневник молодого солдата Великой Отечественной. Поэт пишет о том, что видел, что пережил сам, о “ледяной стуже” и “пламени пожаров”, об “окопном терпении” и “слепой ярости” атак.
(Зажигается свет. Звучит музыка песни В.Баснера “На безымянной высоте”. Хореографическая сценка “В медчасти”. В блиндаже сидят боец и медсестра, которая перевязывает ему рану. Боец на фоне музыки читает стихотворение “Первая смерть” С.Гудзенко, как бы разговаривая с ней).
Ведущий: О многом писали поэты в годы войны. Михаил Васильевич Исаковский – автор знаменитых песен “Катюша”, “Огонек”, “В лесу прифронтовом” – ровесник века, поэт народный, естественный. Не случайно десятки его стихотворений стали удивительными песнями, растворившимися в памяти народа. Разные наблюдения, детали, факты входили в лирику Исаковского. Но за всем этим вставал главный герой, творец победы – солдат.
(Подходит к книге и показывает литературный материал о М.Исаковском).
Ведущая: Простой солдат пережил не только горе, но и разочарование судьбой, ощущение ее несправедливости и его собственных напрасных усилий. И здесь уместно вспомнить песню на стихи Михаила Исаковского “Враги сожгли родную хату”, в которой говорится не о всеобщей беде, а о беде каждого отдельного человека.
(Свет зажигается. Выходит ученик – гость студии “Солист” – в солдатской одежде и исполняет песню на стихи М.Исаковского, муз. М.Блантера “Враги сожгли родную хату”. Хореографическая инсценировка песни. Выходит солдат в шинели, с рюкзаком, винтовкой).
(Свет гаснет. Освещается часть сцены со сборником. Ведущие идут со стороны зеленых берез. В книге показывают материал о К.Симонове).
Ведущий: Константин Симонов еще до сорок первого года внес в литературу некое предощущение войны, обратившись к теме мужества, героизма, человеческой причастности к событиям эпохи. В дни войны стихи Симонова стали для всей страны учебниками любви, верности, ненависти к врагу. Фронтовые песни на его стихи звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт.
Ведущая: Любовная лирика неожиданно заняла тогда в поэзии важное место, стала пользоваться необычайной популярностью. Стихотворения Симонова строились на доверительном обращении к очень близкому человеку – жене, любимой, другу или на задушевном разговоре с хорошо понимающим тебя собеседником. В них мы не находим патетики, потому что она в таких произведениях неуместна, невозможна, фальшива…
Ведущий: Когда речь заходит о лучших лирических произведениях поэзии военных лет, мы, не задумываясь, называем “Землянку” Алексея Суркова и “Жди меня” Константина Симонова. Твардовский, строгий и даже придирчивый ценитель поэзии, сказал, что “именно эти стихи о самом главном, именно они являют собой “души откровенный дневник”.
(Загорается свет. Звучит музыка песни Н.Богословского “Темная ночь”. Освещается часть сцены у блиндажа. Сидят солдаты и солдатки около костра и тихо разговаривают. Один боец отходит от блиндажа и начинает читать стихотворение К.Симонова “Жди меня” на фоне тихой музыки).
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино на помин
души…
Жди и выпить заодно с ними
не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: “Повезло!”
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
(Гость – ученик студии “Солист” – исполняет песню “В лесу прифронтовом”. Слова М.Исаковского, музыка М.Блантера. Хореографическая сценка “Военный вальс”. Солдаты и солдатки танцуют вальс).
(Свет гаснет. Музыка продолжает звучать тихо. Освещается часть сцены с книгой, в центре которой стоят ведущие и говорят на фоне музыки).
Ведущий: Немало незабываемых строчек было создано в дни Великой Отечественной войны. В этом могучем хоре у автора поэмы “Василий Теркин” Александра Твардовского есть свой неповторимый голос. Твардовский умел вглядываться в человека, видеть его суть, замечать самое главное. Поэтому и удалось поэту почувствовать и передать в образе Василия Теркина дух истинно народного героя, подлинные его черты. Это величайшая заслуга поэта перед отечественной литературой.
(Ведущая показывает материал о Твардовском в сборнике).
Ведущая: Путь к вершинам литературы Александр Трифонович Твардовский прошел тягчайшими дорогами войны, поднимаясь к постижению эпического характера народного героя. Такой труд оказался поэту по плечу только благодаря жизненному и воинскому опыту, благодаря силе таланта. Поэтому Василий Теркин и дорог всем солдатам, кто перенес тяготы войны и не утратил неиссякаемого оптимизма и веры в Победу.
(Свет зажигается. Выходят два солдата со стороны обгоревших берез и читают отрывки из поэмы “Василий Теркин” на фоне музыки песни А.Новикова “Смуглянка”).
Первый солдат:
С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой.
Я забыть того не вправе,
Чем твоей обязан славе,
Чем и где помог ты мне.
Делу время, час забаве,
Дорог Теркин на войне.
Второй солдат (образ Василия Теркина):
Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял:
– Не унывай!
Не зарвемся, так прорвемся,
Будем живы – не помрем.
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали – все вернем.
Самого б меня спросили,
Ровно столько знал и я,
Что там, где она, Россия,
По какой рубеж своя?
(Звучат выстрелы и залпы орудий. Солдаты уходят за опаленную звезду. В это время выходят из-за красной звезды ведущие и говорят на фоне залпов).
Ведущий: На сотнях памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных, среди которых были писатели и поэты-фронтовики. Они пали за свободу и независимость нашей Родины…
Ведущая: Бессмертен подвиг Мусы Джалиля, не сложившего своего оружия – поэтического слова в гитлеровских застенках. Под Ленинградом погиб Всеволод Багрицкий, убиты в боях под Смоленском Борис Богатков, Николай Майоров.
Ведущий: Под Киевом погиб Борис Лапин. В боях под Сталинградом – Михаил Кульчицкий… Признанные и начинающие поэты разных возрастов, национальностей – все они в пору тяжких испытаний были на переднем крае борьбы. Они пали, их нет, но они живут в поэтических сборниках, их чувства и мысли обрели голос…
Ведущая: Поколение солдат Великой Отечественной понесло огромные потери. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. Еще раз всмотримся в лица тех, кто уходил на войну. Лица простые и одухотворенные, юные и не по годам умудренные, с ясным взглядом. Героическое поколение победителей. Каким оно представляется нам, молодым современникам?
(Свет гаснет. На экране телевизора – фрагменты видеофильма “Трудные дороги войны”. На фоне фильма чтец в солдатской одежде читает стихотворение А.Твардовского. Ведущие стоят у сборника).
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли
с войны,
В том, что они – кто старше, кто
моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но все же, все же,
все же…
(Свет зажигается. Звучит музыка песни В.Харитонова “День Победы”. Ведущие говорят на фоне музыки).
Ведущий: В одном из выступлений А.Твардовский заметил, что “действительность – даже героическая действительность – нуждается в подтверждении и закреплении искусством. Без этого она не совсем полна и не может с полной силой воздействовать на сознание людей”. Действительно, Великая Отечественная война и победа в ней не означали бы столько для нашего национального патриотического самосознания, если бы мы знали об этом только по учебникам истории, если бы не было творений писателей и поэтов-фронтовиков.
Ведущая: Подвиг русского народа в Отечественной войне 1941-1945 годов подтвержден и закреплен в нашем сознании средствами правдивого художественного слова. “Война ж совсем не фейерверк”, – писал Михаил Кульчицкий, возражая тем, кто надеялся победить “малой кровью”. Война, даже самая справедливая, ужасна, потому что в ней совершается противоестественное – убийство людей.
(Музыка продолжает звучать. Выходит ученик в солдатской форме со стороны блиндажа и читает стихотворение А.Твардовского на фоне музыки песни “Победа”. Ведущие стоят у книги).
В тот день, когда окончилась
война
И все стволы палили в счет
салюта,
В тот час на торжестве была одна
Особая для наших душ минута.
В конце пути, в далекой стороне
Под гром пальбы прощались мы
впервые
Со всеми, кто погибли на войне,
Как с мертвыми прощаются
живые.
До той поры в душевной глубине
Мы не прощались так
бесповоротно.
Мы были с ними как бы наравне,
И разделял нас только лист
учетный.
Мы с ними шли дорогами войны
В едином братстве воинском
до срока.
Суровой славой их озарены,
От их судьбы всегда неподалеку.
И только здесь в суровый этот
миг,
Исполненный величьем и печали,
Мы отделялись навсегда от них,
Нас эти залпы с ними разлучали.
(Все участники вечера выходят на сцену со стороны зеленых берез).
Чтец 1: Поколение будущих победителей росло в суровых условиях.
Чтец 2: Эта закалка стала основой стойкости и надежды – выстоять в борьбе с врагом, не сломиться.
Чтец 3: Народ выжил и победил. Но призрак войны не канул в вечность.
Чтец 4: Как ему противостоять? Где найти точки опоры? Об этом размышлять вам…
(Ученик – гость студии “Солист” – исполняет песню “Нам нужна одна Победа”. Слова и музыка Б.Окуджавы. Все участники подпевают).
Ведущий: Сегодняшний вечер завершается знакомством с книжно-иллюстративной выставкой, где представлено творчество поэтов-фронтовиков, и выставкой творческих работ учащихся 11-х классов.
(Звучат песни о Великой Отечественной войне. По телевизору идут кадры видеофильма “Трудные дороги войны”).
Светлана СЕНЬКО,
учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения “Средняя школа N 24”,
Удачный,
Мирнинский улус,
Республика Саха (Якутия)
Комментарии