search
main
0

Стержень есть, модель нарастет. В России создан эффективный механизм поддержки талантливых детей

Итоги Всероссийской олимпиады школьников 2009-2010 года показывают – в России создан уникальный механизм выявления и поддержки талантливых детей. Теперь этот механизм необходимо встроить в систему работы с одаренными ребятами.

ДостиженияВо время видеомоста «Всероссийская олимпиада школьников: где растут гении?» директор Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Елена Низиенко представила цифры и факты прошедшего олимпиадного года и с понятной гордостью заметила: «Всероссийская олимпиада школьников – уникальное изобретение Российской Федерации. Нигде в мире больше не существует такой системы отбора талантливых детей». Цифры производят впечатление. Всероссийская олимпиада школьников проходит в четыре этапа. Так вот, в школьном, первом, этапе приняли участие 7 миллионов 800 детей. В муниципальном этапе – 1 миллион 600 учеников. В региональном – 97322 ребенка, что почти на 5000 больше, чем в прошлом году. Наконец, на заключительный этап приехали 4209 школьников. Олимпиада этого года была весьма результативной – победителем или призером стал каждый третий участник заключительного этапа. Кроме того, из детей, лучше всего показавших себя на Всероссийской олимпиаде школьников, были сформированы международные команды. В этом году они уже завоевали 21 медаль на международных состязаниях талантливых детей планеты, а впереди еще две международные олимпиады.По двадцати предметам в этом учебном году прошла Всероссийская олимпиада школьников. Участников финальных испытаний принимали у себя 12 субъектов Российской Федерации. В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре впервые прошли две олимпиады заключительного этапа – по информатике и ОБЖ. И весьма успешно.Олимпиада по информатике впервые состоялась в режиме wi-fi. «Такая форма понравилась и организаторам, и ребятам, – рассказывает зам. директора Департамента образования и науки правительства ХМАО – Югры Анна Магеляс. – Чтобы провести на очень хорошем уровне олимпиаду, мы закупили более 250 компьютеров. В рамках нашей олимпиады была обширная культурная программа. Было организовано несколько телемостов, один из них – на закрытии олимпиады, с Нальчиком, во время которого мы передали Кабардино-Балкарии эстафету на проведение следующей олимпиады по информатике». Объем финансирования Всероссийского финала олимпиады школьников по ОБЖ со стороны региона составил 6 миллионов 400 тысяч руб. Организатором олимпиады выступил Сургутский педагогический университет. Из отчета первого зам. директора Департамента образования и науки правительства ХМАО – Югры Любови Ковешниковой: «Во время проведения второго, практического, тура мы предлагали ребятам в рамках группового общения разные интересные дела – посещение музеев, тира, работу в Интернете, релаксацию, культурную деятельность. Было организовано социально-психологическое сопровождение участников. Для ребят проводились релаксационные тренинги, беседы с психологами». НовшестваКроме тех усовершенствований, которые предложили регионы, есть новшества, которые касаются Всероссийской олимпиады школьников в целом. О них рассказала Елена Низиенко: «В этом году впервые по всем предметам в заключительном этапе олимпиады обязательно принимали участие руководители Минобрнауки, Рособрнадзора, Рособразования. Это повысило престиж олимпиады. По всем предметам на заключительном этапе участвовали волонтерские студенческие команды – будущие педагоги. Многие уже несколько лет работают на олимпиаде, в течение всего периода обучения в вузах. Яркий пример – Ставропольский государственный университет. Еще одно нововведение – участие общественных организаций. Например, в проведении заключительного этапа олимпиады школьников по географии активное участие принимало Российское географическое общество, которое не просто было зрителем, спонсором, но и поставило оборудование для проведения полевого этапа по географии и разработало задание для различных внеконкурсных мероприятий».В этом сезоне шла подготовка к расширению списка предметов, по которым проводятся олимпиады школьников. И вот в 2010-2011 учебном году будет проводиться олимпиада по международной художественной культуре.ПроблемыПервая серьезная проблема – к сожалению, не все регионы проводят олимпиады по всем предметам Всероссийской олимпиады школьников. Таких субъектов РФ набралось в этом году 38. Среди пострадавших предметов – астрономия (региональный этап не прошел в 25 субъектах), ОБЖ (региональный этап не прошел в 21 регионе), экология (8 регионов не провели региональный этап). Руководитель Департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко считает это серьезным упущением: «Дети остались за бортом, им не создали условия для проявления таланта, одаренности. Поэтому задача на этот год – максимально расширить число регионов, которые проводят олимпиады по всем предметам».В отдельных субъектах региональные олимпиады не прошли по семи предметам, включенным в перечень Всероссийской олимпиады школьников, – таково самое большое количество «пропущенных уроков». Это Еврейская автономная область, Сахалинская область, Саратовская область. Интересно, что Саратовская губерния весьма успешно работает с одаренными детьми, традиционно берет призовые места по математике, физике, информатике. Министр образования Саратовской области Гарри Татарков признает: «Мы тоже не проводим ряд олимпиад, хотя относимся к олимпиадному региону. Сейчас мы существенно пересматриваем свою позицию. Мы убеждены: в ближайшее время нам придется не только 20 олимпиад проводить, перечень их будет существенно расширяться. Мы понимаем, что необходимо создать ситуацию успеха для всех учеников». Проблема номер два – в отдаленные регионы, где проходят всероссийские финалы, такие как Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, дорого добираться. Но трудно не согласиться и с доводами первого зам. директора Департамента образования и науки правительства ХМАО – Югры Любови Ковешниковой: «Почему был выбран Ханты-Мансийск? Во-первых, здесь серьезно развиваются информационные технологии. Во-вторых, наши дети, наверное, имеют право знать, изучать и любить свою Родину. А Родина у нас необъятная. Другое дело, что кризисные явления, к сожалению, не позволяют совмещать полезное участие в олимпиаде с возможностью узнавать свою страну».Справедливо и то, что регионы, много лет традиционно проводящие заключительный этап олимпиады, – Ставропольский, Краснодарский края, Республика Татарстан, Белгородская, Московская, Нижегородская, Орловская, Ульяновская области, Республика Адыгея – делают свою работу весьма успешно. Нет никаких причин отказывать им в желании быть площадками для финальных мероприятий.Еще одна задача – развитие школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Во многих регионах он проходит формально, именно там сфера образования начинает терять одаренных детей. ПерспективыПо мнению руководителей Министерства образования и науки РФ, на Всероссийскую олимпиаду школьников, как на стержень, должна быть нанизана вся система выявления детской одаренности. Работа должна начинаться со школьного этапа, в котором участвуют практически все ученики 5-11-х классов. На следующий, муниципальный, уровень попадают только дети начиная с 7-го класса. На школьном этапе, считает Елена Низиенко, надо «привлекать команды психологов, педагогов, которые знают методику выявления детской одаренности». И дальше муниципалитеты должны создать инфраструктуру, организовать работу с учениками 5-6-х классов, которые проявили одаренность в том или ином предмете, поддерживать и сопровождать их, подключить к этой деятельности учреждения дополнительного образования. Участники муниципального этапа, которые находятся в 7-8-м классе, также должны сопровождаться и поддерживаться. Здесь будет нужна помощь дистанционных школ ведущих университетов, очных школ при вузах, средних школ для работы с одаренными детьми. «На региональном этапе та же самая работа должна происходить. И так вплоть до завершения получения образования в вузе. У нас нет всероссийской студенческой олимпиады. Об этом стоит тоже подумать. И еще одна важная, глобальная задача – привлечение к проведению Всероссийской олимпиады школьников, а следовательно, и к выявлению детской одаренности общественных организаций, работодателей. Министерство образования и науки РФ сейчас эту работу будет целенаправленно вести, выстраивая в рамках поручения президента модель системы по выявлению детской одаренности», – резюмирует Елена Низиенко. Модель эта обретет реальные черты, только если за нее возьмутся всем миром – педагоги среднего, высшего, дополнительного образования, образовательные власти всех уровней, родители и, конечно, сами ученики. СтатфактНаибольшее представительство участников на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2010 году было от следующих субъектов (более 100 человек): Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Челябинская, Нижегородская, Воронежская и Московская области.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте