Мой преподаватель после выхода на экраны очередного и давно трепетно мною ожидаемого фильма а-ля «Бригада» вынес свой вердикт: кровопийцы и вурдалаки. Поначалу, оскорбившись за любимых героев, обиженных посмертно, я задумалась, а почему, собственно, меня так задели его слова? Ведь они, по большому счету, справедливы. Эти люди и вправду убийцы, они жестоки, они нарушают закон, иногда проливают кровь.
Самый мало-мальски смотрящий по сторонам человек может заметить засилье фильмов про бандитов в современном кинематографе. С чем это связано?
Сюжет про благородных бандитов эксплуатировался испокон веков. Шиллер, Пушкин, Лермонтов. Сюжет этот в основном принадлежал поэтам-романтикам.
Бандиты в их изображении получались не такими уж и отвратительными. Дело в том, что все они без исключения были людьми пусть и ступившими на неверный путь, но все же тонкой душевной организации. В ту эпоху господствовал романтизм, и проблема сильной личности под гнетом обстоятельств была очень обсуждаема в литературных произведениях. Вспомнить хотя бы легенду о Робин Гуде: вроде бы разбойник, и людей убивал, но это вроде бы не считается, ведь те люди были несправедливы. Шериф, представитель власти, всегда изображался злодеем и кровопийцей, жестоким и беспощадным. Они творили суд по своим законам, были жестоки, но справедливы, и защищали простых людей. Говоря растиражированным пародийным языком, навязанным нам недалекими фильмами, Робин Гуд тоже жил «по понятиям».
Какое это имеет отношение к современности? Налицо тенденция романтизации криминальных структур. Причем не воров-карманников, а все больше крупных «единиц» в преступном мире. Во многих фильмах выдвигается гипотеза о том, что «братки» 90-х – это потерянное поколение, люди, попавшие в водоворот глобальных перемен в стране и перемолотые новыми порядками, так и не нашедшие своего предназначения. Эпоха, их породившая, их же и перемолола. Они оказались не способны к нормальной жизни, и поэтому их жаль. Они предстают героями трагическими, почти лишними людьми. Таким образом, становится не важно, кто они, бандиты или обычные люди, – они сильные, но обстоятельства сильнее их. Режиссеры почти всегда находят оправдание своим героям. И сразу вспоминается сакраментальное: «Это не мы такие, это жизнь такая…»
Что заставляет людей сочувствовать и сопереживать заведомо несимпатичным персонажам? В них много просто человеческого. При этом стоит отметить, что зрители всегда симпатизируют конкретным образам, обаятельным и располагающим, созданным качественной актерской игрой, а вовсе не социальным типажам. Да, бандиты априори вне закона, но герои фильмов близки и понятны, их почти одушевляют, цитируют: «Лучшая жилетка – бронежилетка». Надо отдать должное таким сюжетам: в них кровь и боль – далеко не главное, модели человеческих отношений, созданные в «Бригаде», «Бумере», вызывают ностальгию даже у зрителей, не одобряющих «профессию» главных героев. По-настоящему крепкая дружба, четкие понятия (пусть и вне закона). Именно это и романтизирует образ бандита. Стараясь избежать трактовки образов как романтических, режиссеры показывают предательство, подлость, прослеживая деградацию людей, все самое низкое в них, делая картину не приторно-правильной, а, скорее, реалистичной.
Социальная проблематика, затронутая в этих фильмах, выявляет непримиримые противоречия между образами почти благородных бандитов и всегда отвратительно продажных милиционеров. Вот из них и получаются герои нашего времени, робин гуды с добрым сердцем. Со своими понятиями о силе и правде.
Но есть и другая сторона – противоборствующая сила в лице доблестных стражей закона.
В то же самое время выходит огромное количество фильмов, идеализирующих и по-своему романтизирующих представителей правоохранительных органов: милиционеров, оперативных работников, следователей, пограничников. И здесь уже все наоборот: справедливость по букве закона торжествует, преступники наказаны. Преступления раскрываются на экране за считанные минуты, а все милиционеры как один честны и непредвзяты. Эта тема сейчас, безусловно, популярна. Но такой она стала не вчера. Раз существуют настолько полярные мнения, значит, они отражают настроения в обществе.
Насколько опасно создание таких иллюзий в массовом масштабе, вот в чем заключается вопрос. Понятно, что не все люди верят подобной скрытой пропаганде, но вот дети во дворе почему-то чаще распределяют между собой роли из бандитских драм. Неизменной популярностью пользуется роль «Кота» из «Бумера».
Насколько обаятельными кажутся на экране бандиты, настолько же располагающими кажутся и менты. Агенты национальной безопасности, милиционеры, следователи – все они олицетворяют торжество закона, победу добра над злом. Для них бандиты – главные враги, и в таких фильмах они изображены, как правило, в виде деградирующих товарищей. Фильмы про них, этих самых бандитов, напротив, изображают доблестных и неподкупных стражей порядка в совсем неприглядном виде. Эти два разных типа фильмов изображают настолько перевернутую, разную, почти зеркальную действительность, что в пору усомниться в непредвзятости изображения. Просто цели стоят разные перед создателями фильмов. Но раз такие разные киноленты создаются, значит, существует в обществе потребность. А потом это еще и часть государственной идеологии. И каждый тянет одеяло в свою сторону: кто хороший, кто плохой, остается загадкой. Чем опасно создание таких общественных стереотипов?? Социальный заказ, потребность, которую необходимо удовлетворять. Значит, существует конъюнктура.
Какой из стереотипов более опасен, судить сложно. Но если рядовому среднестатистическому человеку довольно сложно в обыденной жизни столкнуться с преступным миром, представители которого стреляют друг в друга на экране (такие люди по улицам вряд ли бы ходили), то столкнуться с милицией под силу любому. Любопытно также отметить, что в нашей стране, по результатам многочисленных социологических опросов, выявлен очень низкий уровень доверия правоохранительным органам.
Комментарии