Мне кажется, что вопрос о базисном учебном плане не столько содержательный, сколько политический. В чем политика ситуации? Она заключается в том, что в школе происходит на самом деле. В начале учебного года мы взвесили портфели учеников шестых и седьмых классов. В среднем они весили от 6 до 9 килограммов. Причина этого, во-первых, в многопредметности, которая существует в основной школе. Во-вторых, в том, что Москва закономерно постепенно приобретает несколько новые социальные окраски, и наша родительская общественность все активнее становится представителем среднего класса, который имеет определенные образовательные амбиции. В результате можно сказать, что ребенок становится заложником двух амбиций: учительской и родительской. Суть амбиций: ты должен все выучить, поэтому дети и таскают на себе эти 6-9 килограммов.
Использование предлагаемого проекта базисного учебного плана будет зависеть от того, как мы будем его интерпретировать. Он будет обязанностью или правом? На мой взгляд, это обязанность региона профинансировать, но право семьи – взять все это профинансированное и «съесть».
Какова в этом роль школы? Для школы это все-таки обязанность или дополнительные свободы? На мой взгляд, настоящий вариант БУПа для школы означает большее количество ступеней свободы. Возьмем старшую ступень: если школа реально пытается выполнить все необходимые требования действующего базисного учебного плана, то старшая ступень этой школы обречена на медленное сокращение, а потом вымирание. Даже в самых хороших школах Москвы значительная часть детей сегодня убегает на экстернат. В связи с этим, на мой взгляд, то, что предложено авторами проекта БУПа, это, естественно, поле для критики, перекидывания одного часа туда, другого часа оттуда, но большой роли это не играет.
Вся штука в том, как мы, директора и завучи, будем отображать это у себя в расписании. Ведь нигде не сказано, что еще один час чего-то надо дать обязательно в классно-урочном варианте. А почему бы не использовать хоть модульные технологии, которые позволят убежать от одночасовых предметов, ибо это сегодня в школе бич Божий? Многие разумные школы используют это, сдваивая их, концентрируя в первом и во втором полугодии, в ряде четвертей.
Надо произвести разделение контрольных функций. Пусть Роспотребнадзор отслеживает степень зашкаливания учебной нагрузки, а наша задача – смотреть за соответствием изучаемых предметов тем финансовым ресурсам, которые имеет школа, и их образовательной целесообразностью.
Цитата из выступления в одной из центральных газет Александра Кондакова меня огорошила очень сильно. Какие есть при этом страхи? Ведь у нас все слепо выполняют, если новое поколение стандартов будет интерпретировано таким образом, каким представляет это Кондаков, то химии, физики и чего-то там еще станет больше, а потом мы окажемся в той ситуации, о которой как-то упомянул Евгений Бунимович. Двум десятым классам, равносильным по математике, дали одинаковое задание. Но одному сказали, что это задание по геометрии, и он выполнил его, а другому этого не сообщили, и он с заданием не справился. Поэтому есть опасение, что слепое следование мнению, что естественно-научных предметов должно быть больше, приведет к увеличению часов на эти предметы, а дети по-прежнему будут убегать из школы туда, где они смогут получить это на другом, компетентностном уровне.
В связи с этим мне представляется чрезвычайно важным взять за основу проект нового БУПа, провести обсуждение в педагогическом сообществе. Для школы сегодня важно понять, что содержание образования не есть просто учебные планы, это гораздо большее и в это большее включены и технологии его реализации.
Мы привыкли много раз обманывать кого угодно и сможем обмануть кого угодно, потому что задача стоит понятная: школа перестала в современном московском сообществе быть единственным источником информации и образования. Если она будет пожирать все время ребенка, то ребенок ее покинет. Практика последних лет начинает это показывать. Поэтому если предлагаемый проект БУПа – минимум, то с этим минимумом нужно работать.
В школах нынче происходят совершенно драматические вещи. В начальной школе даются интегративные представления об естествознании, потом потихонечку начинается рубка знаний на предметы. В старшей школе делаются бессмысленные шаги по поводу единства мировосприятия и единства миропонимания, но уже поздно, возникает синдром: «А по какому это предмету?» Поэтому у меня предложение очень простое и очень короткое: с этим проектом БУПа поработать, и, полагаю, те степени свободы, которые в нем заложены, позволят школе быть достаточно конкурентоспособной.
Комментарии