В декабре 2008 года исполнилось 15 лет со дня образования верхней палаты Федерального Собрания – Совета Федерации, в котором Комитет Совета Федерации по образованию и науке возглавляет член комиссий по естественным монополиям и по информационной политике, представитель в Совете Федерации Федерального Собрания РФ от исполнительного органа государственной власти Кабардино-Балкарской Республики Хусейн ЧЕЧЕНОВ.
– Хусейн Джабраилович, чем конкретно занимается Комитет Совета Федерации по образованию и науке?
– К ведению комитета отнесены вопросы законодательного обеспечения научной (научно-исследовательской) и инновационной деятельности, государственной научно-технической политики, охраны интеллектуальной собственности; образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; бюджетного финансирования науки и образования. Принятый по инициативе Совета Федерации в 1996-м первый в истории России Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» впервые установил правовые отношения между субъектами научно-технической деятельности, между субъектами этого вида деятельности и государством, провозгласил основы государственной научно-технической политики, а также закрепил правовое положение и правовой режим результатов научной деятельности. Появление этого закона имело важное стабилизирующее значение, значительно снизило темпы разрушения отечественного научно-технического потенциала.
– Среди законодательных актов первого этапа, безусловно, значительное место занимает другая инициатива комитета – Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации».
– Этот закон родился в 1999 году в непростой политической борьбе, когда Федеральное Собрание для его принятия вынуждено было преодолеть президентское вето. Благодаря именно закону «О статусе наукограда Российской Федерации» были сохранены около 60 уникальных муниципальных образований, специально созданных еще в советский период для разработки приоритетных направлений науки и техники и ставших центрами развития инновационной деятельности. В наше время наукограды зачастую становятся основой для формирования ОЭЗ технико-внедренческого типа, локомотивами инновационного развития регионов. В этот же период были заложены основы законодательства в области образования – приняты закон 1992 года «Об образовании» и федеральный закон 1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые в дальнейшем с учетом потребностей времени корректировались. В сложнейшие 90-е годы остро стоял вопрос о приватизации государственных вузов и научных учреждений. Инициативы комитета при поддержке Совета ректоров и научной общественности позволили спасти систему высшего профессионального образования, а также законодательно уточнить порядок принятия решений о приватизации государственных научных организаций федерального подчинения, ввести запрет на приватизацию научных организаций, которым присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации, на весь период действия такого статуса. В 2002 году в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» в качестве основной цели был определен переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов.
– Сегодня только и разговоров что о повышении конкурентоспособности национальной экономики на основе развития ее высокотехнологичного сектора. Как создается национальная инновационная система?
– В соответствии с принятой в 2008 году правительством «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» для создания эффективной национальной инновационной системы необходимо повысить спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики, ориентируя технологическое обновление производства преимущественно на отечественные разработки; повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки), преодолев негативные тенденции утраты созданных в предыдущие годы заделов, старения кадров, снижения уровня исследований, слабой интеграции в мировую науку и мировой рынок инноваций, отсутствия ориентации на потребности экономики; устранить фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры, обеспечив поддержку инновационного процесса на протяжении всей цепочки генерации, коммерциализации и внедрения инноваций; сформировать действующий рынок интеллектуальной собственности, обеспечивающий условия для активизации предложения и спроса на рынке высоких технологий, коммерциализации технологий, охрану и защиту прав собственников.
– Возможна ли реализация каждого из приведенных направлений развития инновационной системы без нормативно-правовой базы?
– Именно с этой целью при комитете сформированы и активно работают общественные консультативные и экспертные советы. По каждому рассматриваемому вопросу на парламентских слушаниях, «круглых столах», конференциях и совещаниях учитывается мнение не только министерств и ведомств, но и общественных организаций, экспертного сообщества, регионов России. При комитете работают Координационный совет по развитию нанотехнологий, Совет по законодательству в области образования, единый с профильным комитетом Государственной Думы – Комитетом по науке и наукоемким технологиям Экспертный совет по законодательству в области науки. Целенаправленная деятельность действующего с 2005 года Координационного совета по развитию нанотехнологий способствовала постановке Правительством Российской Федерации в 2007-м федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» и принятию Федерального закона 2007 года «О Российской корпорации нанотехнологий». Когда мы говорим о развитии нанотехнологий, мы имеем в виду не просто приоритетные направления науки или техники, которые государство сегодня хочет развивать. Речь идет о политике гораздо большего масштаба – о создании новой наукоемкой отрасли или даже целого спектра отраслей, включающих современную электронику, новые материалы, энергетику, медицину и экологию, где ожидается успешная коммерциализация отечественных научных разработок.
– Но это значит, что государственный сектор науки следует менять.
– Это предусмотрено в «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», главной целью которой стало повышение эффективности и результативности государственного сектора исследований и разработок.
Первым шагом в этом направлении стало реформирование РАН и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус. Согласно изменениям 2006 года в базовом Законе «О науке и государственной научно-технической политике» государственные академии наук наделяются четко регулируемыми правами по организации своей деятельности, управлению передаваемым им имуществом и так далее. В новых уставах государственных академий по-новому отражаются инновационные задачи. Впервые законодательно закреплено положение о пятилетней программе фундаментальных исследований. Государство обязуется финансировать эти программы, а академии несут ответственность в том числе и за практическую направленность своей деятельности. Позицию государства четко выразил на встрече с учеными 27 ноября 2007 года Владимир Путин: «Само будущее фундаментальной науки прямо зависит от ее способности обеспечить инновационный рост в России, а значит, от эффективной интеграции науки с производством и профессиональным образованием». В настоящий момент начался важный этап в реформировании системы высшего образования и науки. Формируемое законодательство будет регулировать развитие сети университетов и научных учреждений, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, как среды для расширенного воспроизводства знаний. Правовые и организационные основы деятельности новых научных и научно-образовательных инновационных структур представлены указами Президента РФ по пилотному проекту создания национального исследовательского центра «Курчатовский институт», национального исследовательского ядерного университета на базе «Московского инженерно-физического института (государственный университет)» и национального исследовательского технологического университета «Государственный технологический университет «Московский институт стали и сплавов», а также нового вида высших учебных заведений – «федеральный университет». В рамках новых форм научно-образовательных учреждений планируется интегрировать процессы образования и научной деятельности, а также создать технологическую базу для исследований, разработок и трансфера новых технологий в производство. Законодательно эти вопросы будут регулироваться в рамках изменений к федеральным законам «О науке и государственной научно-технической политике», «Об образовании» и ряду других.
Одним из важнейших аспектов развития отечественного законодательства в научно-технической области стала охрана и защита интеллектуальной собственности, а также вовлечение прав на результаты научно-технической деятельности в хозяйственный оборот, что, по сути, послужило основой для формирования цивилизованного рынка интеллектуальной собственности.
– Инновационная деятельность не может развиваться без создания гибкой и действующей инновационной инфраструктуры…
– Особенность политики государства в этой сфере сегодня состоит в том, что многие из элементов инновационной инфраструктуры уже созданы. Они функционируют при высших учебных заведениях, государственных научных центрах, научно-производственных комплексах муниципальных образований с высокой концентрацией научно-технического потенциала. На это же ориентированы созданные институты развития, такие, как Российская венчурная компания, технико-внедренческие зоны. Однако в целом создание инновационной инфраструктуры, обеспечивающей всю цепочку инновационного процесса, пока не завершено. Отсутствие до настоящего времени федерального закона, регулирующего инновационную деятельность, является фактором, сдерживающим перевод страны на инновационный путь развития. Поэтому в настоящее время сформирована рабочая группа по разработке проекта федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации». Законом должны определяться содержание инновационной деятельности, стратегические приоритеты развития национальной инновационной экономики, механизмы реализации государственно-частного партнерства, включающие условия взаимодействия государства, бизнеса и науки, механизмы консолидированного финансирования со стороны государства и бизнеса всех стадий научных исследований и коммерциализации их результатов. Именно этот закон должен обеспечить систему господдержки, обеспечить сшивку тех фрагментов инновационной системы, которые были созданы ранее. Вообще по-настоящему эффективная экономика знаний и высоких технологий, опирающаяся на раскрепощенный интеллектуальный потенциал граждан, может быть создана только в социально ориентированном государстве. Поэтому по нашим успехам в построении инновационной экономики можно косвенно судить и о степени зрелости нашего общества и его соответствия целям, провозглашенным в Конституции Российской Федерации.
Комментарии