search
main
0

Степь да воля – казацкая доля

Белые пятна в истории запорожцев

На границе леса и дикой степи, на стыке славянского оседлого постоянства и разгульной вольницы кочевников родилось казачество. Многие говорят о его особой культуре и даже цивилизации. Степная местность ниже днепровских порогов получила название Запорожья, а примыкающие к Днепру плавни – Великого Луга. Именно здесь в средние века зародилось и окрепло запорожское казачество. В истории запорожского казачества еще много белых пятен. Попробуем, призвав на помощь свидетельства некоторых авторитетных исследователей казацкого быта и народную молву, высветить отдельные наиболее загадочные моменты истории запорожских казаков, особенности их культуры.

невеста

Известно, что на Сечи женщин не было. “Самый древний и самый строго сохраняемый обычай у запорожских казаков, – замечает француз Лезюр, – был тот, который исключал, под страхом быть казненным, появление в Сечи женщины; отступление от этого обычая никогда не проходило безнаказанно, и в этом случае удивительнее всего то, что эта оригинальная республика устроилась в тех местах, где было, по преданию, царство амазонок”. В чем тут дело? Почему казаки отказывались от подруг? Высшей святыней и ценностью для запорожца была свобода. Ради нее он готов был отказаться не только от семьи, но и вообще от общения с женским полом. “Степь да воля – казацкая доля”, – говорили в народе. Попадая к сечевикам, человек невольно привлекался к таинству, символически венчался с “невестой” – свободой. “Оженись на вольной воле, на казацкой доле”, – писал Тарас Шевченко. Другой “женской” фигурой казацкого символического венчания была смерть: “Взял себе паняночку в чистом поле земляночку…” Эти два традиционных образа дополняли друг друга. Кто посвящал свою жизнь свободе, подвергал себя множеству опасностей и в конце концов стыкался со смертью, которая, кстати, трактовалась нередко как избавление от несвободы земной жизни.

Богатырская сила

“В здоровом теле здоровый дух”, – утверждали древние. Всему миру известна сила духа запорожских казаков. Не обделены они были и физической силой. У каждого народа есть свои богатыри, наделенные от природы необыкновенной силой. Украинцы гордились сказочной силой защитников южных рубежей – запорожских казаков. “Богатыри у них были такие, каким равных нигде не было”, – вспоминали сивочубые деды-гречкосеи. Самые невероятные случаи можно было услышать о казацких богатырях. Одни толстенные железные полосы, что снопы в поле, вокруг шеи ляха скручивали, другие на себе возы через броды перетаскивали, третьи могли запросто ядро через самую широкую реку перебросить. А вот что о казацких богатырях можно прочесть у историка и этнографа Д. Яворницкого: “У них в Сичи между другими богатырями жил Васюринский козарлюга; то был такой силач, что когда он причащался, то 4 человека поддерживали священника, чтобы он не упал от одного духа богатыря, потому что он только дохнет, и от этого дыхания человек с ног упадет. А когда разоряли Сичь, так там был такой силач, который одним дыханием мог убить человека. Как подошел он к причастию, не затаив дыхания, то священник едва с причастием не упал навзничь”.

Ракетное оружие запорожцев

…Татар было в несколько раз больше, чем казаков. Захватчики уже предвкушали скорую и легкую победу, поэтому не придали значения группе запорожцев, что приблизилась к их лагерю. Казаки расставили треноги, на которых крепились длинные трубки. Когда к ним были поднесены запалы, трубки взлетели наподобие ракет. За каждой тянулся огненный хвост. Бросив все, татары в панике бежали…

Про “летавки” – летающие трубки казаков – идет речь в “Истории русов”, упоминается о них и в летописях. Что же собой представляли казацкие ракеты? Как действовали? Предполагают, что это были керамические трубки, которые имели шесть соединяющихся между собой камер. Известно, что конструкцией казацких ракет в свое время заинтересовался академик С.П.Королев.

Островок – тайный уголок

С богатой добычей возвращались казаки из заморских походов. Однако добытые в боях и награбленные сокровища нередко некуда было деть – зачастую у казака ведь не было ни кола, ни двора. Оставалось одно: понадежнее спрятать ценные трофеи. Где? Естественно, в своей родной земле. Вот почему в местах бывших запорожских сечей до сих пор можно услышать от старожилов рассказы о ценных находках. С казацкими кладами связано и множество легенд, исторических преданий. Недаром один из трудов известного украинского этнографа Я.П.Новицкого так и называется “Запорожские и гайдамацкие клады”. “Расходились казаки со своей рады, выбирали из-под камней великие клады”, – поется в одной народной песне.

Земли и воды края за днепровскими порогами скрывают еще много тайн, корни которых уходят в далекое прошлое. Ведь не зря же у запорожцев одна из речек Великого Луга, большая часть территории которого ныне затоплена водами Каховского моря, называлась Скарбной (украинское “скарб” означает не что иное, как “клад”). Даже целых три Скарбных речки отмечены были на карте в районе нынешнего Никополя. Кроме устных преданий, есть немало и письменных свидетельств о запорожских кладах. Французский инженер Боплан в своем знаменитом труде “Описание Украины” утверждал, что Войсковая Скарбница казаков находилась немного ниже устья реки Чертомлык на довольно большом острове, на котором казаки строили свои челны. Он будто бы окружен со всех сторон тысячами других островов, беспорядочно разбросанных по разлившейся реке. “Уверяют, – писал Боплан, – что казаки скрывают множество пушек в протоках Войсковой Скарбницы, но где именно, никто из поляков вам не укажет, ибо они в тех местах не бывают; от казаков же не могут выведать сей тайны, да из них немногие и знают о том”.

Памятник на Мальте

В самых неожиданных местах можно встретить следы пребывания запорожских казаков. На острове Мальта, что в Средиземном море, в главном католическом храме – соборе Иоанна Богослова – стоит скульптурная группа, выполненная итальянским мастером Джованни Баптистой Феджини. В центре ее – бюст принца Николо Конеро, над ним ангел, что трубит в горн славы, под ним многочисленные трофеи, добытые в жестоких боях с турецким султаном. Все это в самом низу несут два человека, один из которых – настоящий запорожский казак с “оселедцем” и длинными усами. Как же попали запорожцы на далекий остров в Средиземном море? В 1530 году на Мальту высадились рыцари ордена иоанистов, которые позднее стали именоваться мальтийскими. Вместе с запорожскими казаками мальтийские крестоносцы сражались с Османской империей. Случалось, что запорожские челны-“чайки” добирались и до Мальты, где сечевики оставили о себе добрую славу.

Владимир СУПРУНЕНКО

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте