Начав отрабатывать модель гимназии в начале 90-х годов прошлого столетия, мы увидели детей, имеющих психологические проблемы, для которых обучение в большом коллективе было затруднительным.
Кроме этого, тогда же в Москве появились дети из русскоязычных семей, переехавших в Россию из республик бывшего СССР, реальный уровень знаний этих ребят зачастую совершенно не соответствовал их возрасту. С другой стороны, российские граждане стали на определенный срок выезжать за рубеж на работу вместе с детьми. Дети учились в местных школах и не изучали ни русского языка, ни русской литературы, ни истории. Всем этим детям нужны были особые условия для дальнейшего успешного обучения в России. Одним из первых наших учеников, выбравших семейное обучение, был мальчик, с 5-го класса до середины 9-го проучившийся в Австралии. Для получения аттестата ему нужно было освоить всю российскую программу за полгода. Мы предложили тогда таким детям семейное обучение. При этом родители решают, будут ли они учить ребенка сами, наймут ли ему учителей или помогать в его обучении будем мы. В этом случае по запросу родителей гимназия предоставляет платные образовательные услуги (занятия в группе или индивидуально) на основе соответствующего договора. Количество аудиторных занятий при этом у детей гораздо меньше, чем при обычной форме обучения. Перейти на обучение дома можно в любой момент. Для этого родители должны просто написать заявление. Как правило, семейную форму часто выбирают те из родителей, кто может и хочет уделять своим детям много времени; родители, чьи дети с очень высокими интеллектуальными способностями, которым нужно иначе выстраивать систему учебных занятий. Но бывает, что надо ликвидировать пробелы в знаниях или дать возможность ребенку справиться с тяжелой психологической ситуацией, или у него иные проблемы. Предпочитают учиться дома дети, рано определившиеся профессионально, – музыканты, спортсмены (у нас училась теннисистка Динара Сафина). В Москве семьям, обучающим своих детей самостоятельно, выплачивают компенсацию в размере норматива, обычно плата за наши занятия не превышает размеров этой компенсации. Другое дело, если родители хотят, чтобы с их ребенком занимались индивидуально. Тогда получится дороже. Договор между образовательным учреждением и родителями определяет обязанности сторон, регламент промежуточной аттестации, лабораторных работ. (Договор в любой момент можно расторгнуть. Все зависит от обстоятельств, бывает так – переведут родители ребенка на семейную форму обучения и не в состоянии его организовать. В этом случае ребенка возвращаем в класс.) Нынче у нас на таком обучении 1-3-и классы, но в будущем большинство учеников 3-4-х классов будут обучаться уже очно. Как альтернативу мы предлагаем смешанную форму обучения, когда для ученика, чаще это старшеклассники, формируется индивидуальный учебный план, позволяющий школьнику иметь свободный день или не посещать часть уроков. Если дело только в занятости ребенка вне школы, этого иногда бывает достаточно.
Комментарии