search
main
0

Стекольных дел мастера. Музей елочных игрушек «Клинское подворье»

Самый долгожданный момент накануне Нового года не только для малышей, но и для взрослых – украшение пушистой красавицы-елки. Есть, конечно, семьи, где игрушки изготавливают сами из бумаги и картона или просто наряжают новогоднюю красавицу конфетами и гирляндами. Но все-таки в основном папы и мамы вместе со своими малышами идут за новогодними игрушками в магазин. И мало кто задумывается, что сделать хрупкое новогоднее украшение – это целое искусство, требующее умения, художественного вкуса и специальной выучки.

Стеклянный шар  предварительно выдувается стеклодувом, затем он обжигается сильным напором огня,  и уж потом  в дело идут краски, кисти и тюбики. Так можно охарактеризовать непосредственно производственно-фабричную часть комплекса «Клинское подворье» – выставочного комплекса елочных игрушек, находящегося в Клину.Чтобы сотворить такое чудо, нужна многоэтапная и сложная работа. Сначала к стеклодуву поступают длинные колбы, конец которых разбивается об обычный кусок кирпича для дальнейшего закрепления на нем петельки для нити. Потом стеклодув обрабатывает колбу, закругляя отверстие, дует с разным напором воздуха, смотря какую форму нужно предать шару. Остывшие заготовки передают мастерам-художникам, которые наносят краску. Их работа, без сомнения, такая же важная и сложная, как и стеклодувов. Так  каждая игрушка создается в несколько этапов. – Количество этапов зависит от сложности рисунка. Сначала игрушку окрашивают в основной цвет. Например, снегурочку – в синий. Затем рисуются воротничок, контуры шубы, варежки, лицо, глаза, нос, рот, щеки. Сложность заключается  в том, что после каждого этапа краска должна сохнуть и игрушка должна обрабатываться блестками. Так получаются клоуны и снеговики, белочки и снегурки, – рассказывает один из мастеров-художников.В создании игрушек есть много секретов. Мастера должны любить свое ремесло, иметь навыки рисования. Есть, безусловно, и свои сложности.- Если рисунок непростой, то после нанесения кистью большого количества вензельков рука устает, да и краски иногда попадаются очень едкие, может и голова побаливать. От этого и зависит, сколько игрушек мы можем сделать в день.  Несмотря на то что работа нравится, физически сделать их много в день не удается. В среднем, например, можно раскрасить до 40 щелкунчиков в день. Но наш труд вознаграждается радостной улыбкой ребенка, когда он держит в руках новогоднюю игрушку, – говорит художник.После увиденного в голове каждого ребенка и взрослого возникает вопрос: откуда появилось это мастерство, как выглядели первые игрушки?На этот вопрос дают ответ 12  залов  выставочного комплекса. Пройдя по ним, можно увидеть огромное количество старинных новогодних открыток, игрушек из ваты, проследить эволюцию новогодних украшений от деревянных и картонных до первых стеклянных и современных игрушек. Входя в первый зал, вы  удивитесь: бревенчатая изба, пряжа, дубовый стол и стулья, люлька. Кажется, что общего у новогодних игрушек  и крестьянской избы конца XIX века? Позже становится понятно – многое. Именно оттуда, из этой избы Клинского уезда, и зарождался стеклодувный промысел Клина. Этот зал откроет тайну работы кустарей-одиночек и поможет понять, как из кварцевых песчинок получается стекло. Другие залы продолжают знакомство с новогодней игрушкой. После революции 1917 года елка оказалась под запретом как пережиток буржуазной эпохи. И лишь  в 1935 году она была реабилитирована, в газете «Правда» 28 декабря 1935 года вышла статья-призыв «Давайте организуем детям хорошую елку». С того сигнального момента и началась работа над созданием стеклянной игрушки.  В индустриальном зале  представлены елочные игрушки 20-50-х годов прошлого столетия: очень популярная в то время монтажная игрушка, выполненная методом сборки стеклянных трубочек и бусинок с помощью проволоки. Елочные украшения, сделанные из прессованной ваты: клей смешивается с крахмалом и варится. Вата скатывается в нужную форму и опускается в смесь, потом остывает, и на остывший материал наносится краска – это для крупных деталей и оснований, а вот рукава, капюшоны и другие мелкие детали нужно соединить, пока вата, смоченная в консистенции, не остыла (к сожалению, выпускались такие игрушки лишь до 60-х гг.). И картонажная игрушка, изготовленная из картона и бумаги, в основном делалась на плоскопечатных машинах или офсетным способом, это давало яркий цвет. Благодаря такой технике получались различной формы бонбоньерки в виде домиков, зверюшек или коробочек, украшенных шелком, бумажным кружевом, золотой бумажной тесьмой. Особенной популярностью пользовалась Снегурочка, в производство которой использовались картон и гофрированная бумага, которая при развороте игрушки давала объемный наряд.  Также в музее есть  зал эпохи 40-60-х годов XX века, который расскажет о том, что даже в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. люди продолжали праздновать Новый год и наряжать елки. Вы увидите уникальные стеклянные игрушки, изготовленные во время войны.  В военное и послевоенное время делались фигурки солдат, парашютистов, танкистов, собак-санитаров и т. д. Эпоха наложила на игрушки свой отпечаток, так,  Вифлеемская звезда сменилась советской красной звездой, а в 60-х годах появилась елочная игрушка космонавт. В 70-80-х опять происходит перелом, елочные игрушки становятся проще и схематичнее, но это длилось недолго, так как от идеи создания этого чуда серийно, штамповкой, отказались. Вернулись к началу – кропотливой ручной работе, созданию неповторимой, особенной игрушки.Сейчас это мастерство достигло удивительных высот: матовые или блестящие, с рисованным орнаментом или целой историей, полые или с дождиком внутри. Украшать стали блестками, «инеем», бархатом. Актуальными также стали елочные игрушки в виде конфет. Интересной традицией стало изображение на шарике символа года. Еще одним, пожалуй, самым последним новшеством в этой сфере стал выпуск гирлянд с шарами – это закрепленная на разной высоте одинарная гроздь шаров разных размеров.  Здесь можно узнать и много исторических фактов: от указа Петра I о создании стекольного дела, введения им календарного празднования Нового года и выбора символом торжества именно ели до того, что через Клин пролегал знаменитый ямщицкий путь – тракт из Петербурга в Москву. Все, кто останавливался, чтобы отдохнуть, могли купить елочные игрушки в придорожных лавках.   А в конце экскурсии по музею, как и подобает, школьников и взрослых встретит Дедушка Мороз, отведет на мастер-класс игрушек, где дети и взрослые сами смогут попробовать себя в роли специалиста по изготовлению новогоднего чуда. – Детям очень нравится музей, а мы для этого и работаем. В день проходит много групп, особенно в период с ноября по январь, потом опять спад. Под Новый год за весь день, а время работы музея с 10.00 до 17.00, может пройти до 20 групп как школьников, так и взрослых. В основном приезжают группы из Московской, Тверской и других областей. Также бывают и заграничные гости из Австрии, Германии  и других стран, – говорит работник музея, он же и сказочный Дед Мороз.фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте