Основной вектор работы по профориентации в школе №1494 направлен на то, чтобы к 10 годам ребята имели целостное представление о мире профессий, к 14 – знали правильную формулу выбора профессии, осознанно и ответственно подходили к определению своих личных качеств, психологических особенностей, интересов и способностей, а к 16 – уже могли получить практический опыт в интересующей деятельности, иметь представление о технологических переменах.
Основной целью ранней профориентации является расширение и обогащение знаний детей о многообразии профессий. Для знакомства с миром профессий в группы дошкольного образования приглашаются родители – представители разных профессий.
Так, например, с поваром дети замешивали тесто для приготовления хлеба, вместе с актером поставили сказки «Спящая красавица» и «Подарок для мамы», с маляром дети получили навыки черчения, колерования, а с графическим дизайнером создали свой логотип и цифровой календарь. Полученные знания позволили подготовить команды дошкольников для участия в чемпионате рабочих профессий KidSkills-2020, чтобы, попробовав свои силы в различных компетенциях, дети стали в будущем осознанными участниками чемпионата WorldSkills и продолжили профессионально самоопределяться и совершенствовать свои способности.
Профориентационная работа для обучающихся начальной школы предполагает прежде всего проведение тематических классных часов, направленных на знакомство с разными профессиями: «Мир профессий», «Кем я хочу быть», «Профессии моих родителей», «Путешествие в мир профессий».
Во время подобных классных часов можно обсудить видеофрагмент, мультфильм, связанный с темой. В деятельность по профориентации включены ролевые и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театра, инсценировки, цель которых способствовать расширению и углублению знаний младших школьников о профессиях. Немаловажную роль играет и диагностическая работа.
При организации работы с подростками педагоги-психологи школы постепенно формируют у обучающихся внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному планированию, при необходимости обеспечивают коррекцию и реализацию профессиональных планов и интересов.
На сегодняшний день нам всем нужны принципиально другие профессиональные навыки – не только и не столько предметные, сколько дополнительные – soft skills. Среди этих навыков концентрация и управление вниманием, эмоциональная грамотность, цифровая грамотность, креативность, тайм-менеджмент, экологическое мышление, кросскультурность, способность к обучению и самообучению.
Овладение этими навыками позволяет ребятам с творческой стороны подойти к формированию образа будущего себя и своей карьеры и учит навыкам самопрезентации, профессиональному ориентированию. На помощь приходят несколько инструментов. Первый глобальный инструмент – игры и тренинги «Стажеры-инопланетяне», «Три судьбы», «Угадай профессию», «Эпитафия». В ходе профориентационных тренингов со старшеклассниками применяются технологии форсайт-прогнозирования, развития digital-компетенций, используются новые форматы обучения: on-line, blended, flipped-classroom.
Педагоги-психологи школы при общении с обучающимися рекомендуют заглянуть в Атлас новых профессий, составленный специалистами «Сколково», а также в списки перспективных профессий при Центре тестирования и развития гуманитарных технологий на базе факультета психологии МГУ.
В рамках профориентационной работы обучающиеся школы участвуют в тематических классных часах, посещают «Субботы московского школьника», дни открытых дверей в вузах и колледжах. Ведь мы не выбираем профессию за ребенка, мы только учим, как ее выбирать.
Наталья КОСТЯНАЯ; Ольга КОРОЧКИНА, педагоги-психологи школы №1494
Комментарии