Пусть кто-то удивится моему откровению, но я честно признаюсь в том, что люблю ЕГЭ по физике. Это серьезный, сбалансированный экзамен, включающий задания разного уровня по всем разделам предмета. Первая часть проверяет базовые знания, умение оперировать понятиями, соотносить их, делать логические выводы на основе физических законов. Вторая же, где предлагаются не всегда стандартные задачи, содержание которых ежегодно обновляется, раскрывает потенциал ученика. Зачастую эти задания могут иметь не один способ решения, а потому творческий подход здесь никто не отменял, хотя физика по сути своей строга и стройна. Именно за такой баланс строгости и творчества я и ценю этот экзамен.
Для подготовки своих учеников к ЕГЭ по физике я использую материалы, которые прошли научно-методическую оценку ФГБНУ «ФИПИ». Этого правила придерживаюсь прежде всего потому, что содержание и качество таких пособий изучены, проверены и подтверждены экспертами-предметниками и тестологами организации – разработчика вариантов ЕГЭ. Вот и в этом году остановила свой выбор на учебном пособии Е.В.Лукашевой, Н.И.Чистяковой «Физика», издательство «Экзамен», 2021 г., с грифом «ФИПИ» на обложке. Сборник содержит 32 варианта, инструкции по выполнению экзаменационной работы, справочную информацию, образцы бланков, ответы к заданиям. Все это достойный предмет для обстоятельного разговора о том, как можно использовать материалы данного пособия в работе учителя.
Один вариант в сборнике разобран весьма подробно, а это отличная возможность для учеников самостоятельно ознакомиться и со структурой экзамена, и с методами решения отдельных задач. Полезно это будет не только выпускникам, но и десятиклассникам, а базой, на которую предстоит наращивать новые знания и умения, станет материал, освоенный в основной школе. Таким образом, произойдет целеполагание на ближайшие два учебных года.
Задания первой части важно отрабатывать прямо на уроках, начиная с них повторение пройденного или введение в новый материал. Полезно будет перед изучением конкретной темы ознакомить ребят с форматом задач, которые предлагают разработчики ЕГЭ, учитывая содержание программы по предмету. Пятиминутные летучки с вопросами формата первой части ЕГЭ всегда мобилизуют учеников, так как вносят в урок элемент соревновательности. Однако и первая часть содержит задания, оцениваемые двумя баллами. Эти задачи требуют фронтальной проработки, обсуждения с классом в формате «вопрос – ответ».
Часть вариантов можно разобрать вместе с учениками, обсудив и разные подходы к решению задач, и подводные камни. Целесообразно при решении заданий с развернутым ответом обратиться к авторским решениям и сравнить их с теми, какие получаются у ребят. Зачастую я включаю задания второй части в контрольную работу по соответствующей теме, а затем предлагаю ребятам оценить себя по критериям, предложенным экспертами. Именно такой подход позволяет ученикам понимать свой прогресс, корректировать темпы подготовки, четче формулировать собственные цели по освоению того или иного тематического блока и освоить алгоритм оформления задач с развернутым ответом.
Несомненным достоинством сборника является то, что варианты с четными номерами по содержанию заданий весьма похожи на предшествующие им варианты с нечетными номерами. Это означает, что, прорешав с ребятами вариант 7, можно отдать вариант 8 на самостоятельную работу для закрепления. Такая организация тренировки позволяет закреплять умение вчитываться в формулировки, внимательно относиться к обозначаемым требованиям.
В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по физике имеются требующие особого внимания задания 25 и 26 из части 2. Для их решения часто необходимы знания не только из разных разделов физики, но также из алгебры и геометрии. Коварство заданий состоит в том, что ответы вносятся в бланк №1 и оцениваются компьютером. Иногда из-за расчетной ошибки или невнимательности здесь можно потерять баллы. Кстати, в пособии приводятся решения к данным заданиям по всем вариантам, и это еще раз подчеркивает, что их простота является кажущейся.
Я из того поколения учителей, которые еще не сдавали единый государственный экзамен, оканчивая школу. Так вот, этим летом мне посчастливилось сдать ЕГЭ по физике на базе Московского центра качества образования. Признаюсь, 100 баллов дались мне нелегко, поскольку диагностика проходила в онлайн-формате, и на протяжении четырех часов за мной наблюдали две камеры и человек. Но побывать в роли ученика было очень полезно. После таких испытаний ты знаешь, как нужно готовить к ним детей. Секреты просты: систематическая работа, индивидуальный подход, проработка отдельных тем и нарешивание вариантов, движение от простого к сложному, а еще использование проверенных источников с разнообразными заданиями.
Беря в руки сборник для подготовки к экзамену, оцените содержание задач части 2. Они должны одновременно быть похожими на задания прошлых лет, встречающиеся в банке ФИПИ, и нести некоторый эффект новизны.
Ставьте правильные цели, и все получится!
Наталия ЯНИКОВА, учитель физики, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017, победитель Всероссийского конкурса «iУчитель»-2018, Москва
Комментарии